Бізнес
Ринки та компанії
Лишнее звено: офисные сотрудники по-прежнему вымирают как класс
В 1970-х годах количество банковских кассиров в США стремительно росло. За десятилетие их число увеличилось на 85%. Прошло 30 лет, и клиенты американских банков начали все реже переступать порог финансовых учреждений благодаря распространению банкоматов. Кроме того, управлять счетами американцы начали с помощью компьютеров и мобильных телефонов.
Не было ничего удивительного в том, что спрос на кассиров резко сократился. По прогнозам Бюро статистики труда США, в следующие десять лет спрос на этих специалистов возрастет на мизерные 6%. Подобные метаморфозы происходят и с другими профессиями.
Кто виноват
За последние двадцать лет в США, Западной Европе и Японии количество вакансий для разных специалистов действительно росло неодинаково. Так, возможности для трудоустройства высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, а также низкоквалифицированных и низкооплачиваемых сотрудников увеличились вдвое. В то же время спрос на специалистов из числа белых и синих воротничков со средними зарплатами, наоборот, сокращается. Это основная закономерность, которую заметили ученые. Экономисты Маартен Гуз и Алан Меннинг назвали явление должностным расслоением (job polarization).
В 1970–1980-е годы именно за счет средней прослойки специалистов пополнялся «мидл класс» в экономически развитых странах. Но с начала 1990-х годов их доля в общем количестве работающих постоянно снижается. Эта тенденция затронула офисных служащих, специалистов, выполняющих административные функции, продавцов, банковских клерков, секретарей, представителей среднего руководящего звена на заводах, некоторых фабричных специалистов (механиков, сборщиков). К примеру, во Франции доля высокооплачиваемых специалистов в количестве отработанных часов с 1993 по 2006 год увеличилась на 12,8%, тогда как среднеоплачиваемых — сократилась на те же 12%. Аналогичные изменения происходят в 16 странах ЕС. Кризис лишь ускорил процесс. Компании, внедрявшие антикризисную стратегию, либо прекращали нанимать работников низшего и среднего звена, либо сокращали таких специалистов.
У экономистов есть несколько объяснений происходящего. Главный виновник в вытеснении среднеоплачиваемых специалистов — технологии и, как пишет американский маркетолог Сет Годин, сетевая революция. К примеру, Hewlett-Packard в течение трех лет собирается сократить 9 тыс. рабочих мест изза автоматизации своих коммерческих дата-центров, в которую компания инвестирует $1 млрд.
Технологии не могут напрямую конкурировать с высококвалифицированными сотрудниками, но в то же время могут улучшить продуктивность труда, ускорив выполнение рутинных функций. К ним экономист Дэвид Отор из Массачусетского технологического университета относит все те задачи, которые в той или иной степени связаны с ручным трудом, мониторингом, оценкой количественных характеристик продуктов или информации. Главная характеристика таких видов работ — наличие четкой инструкции выполнения задания. Помимо рутинных, Дэвид Отор выделил абстрактные и сервисные задачи. Если для первых необходимы критическое и креативное мышление, умение принимать решения, то вторые требуют «социально ориентированных» специалистов, умеющих устанавливать отношения. Людей, выполняющих абстрактные и сервисные задачи, машины пока заменить не могут.
Вторая причина сокращения спроса на среднеоплачиваемых специалистов — перенос производства в развивающиеся страны. По оценке экономистов Алана Блайндера и Алана Крюгера, около 25% выполняемых работ могут быть переданы американскими компаниями на аутсорсинг в другие страны в течение следующих 20 лет.
«Прослойка среднего звена менеджмента во многом является передаточной между высшим руководством и специалистами на нижней ступеньке. В последние годы компании сокращают лишние звенья. Наблюдается интересный процесс — компании становятся более плоскими. Раньше иерархия внутри компании представляла собой огромную пирамиду — между директором и специалистом могло быть до десяти-двенадцати уровней управления. Теперь их количество сократилось до пяти-шести», — говорит Алексей Долгих, директор украинского офиса Pedersen & Partners Executive Search. Параллельно с этим в международных компаниях все чаще функции объединяют на региональном уровне. К примеру, один HR-специалист, логистиккоординатор или финансовый контролер в пределах одной компании может работать сразу на 10–15 государств.
В краткосрочной перспективе страны столкнутся с двумя основными последствиями меняющейся структуры занятости. Сейчас в США в числе безработных оказалось 15 млн человек, 4 млн из которых уже год находятся в поисках работы. Некоторые экономисты, в частности Стивен Дэйвис из Чикагского университета, опасаются, что из невостребованных ныне специалистов, в число которых в основном попали среднеоплачиваемые сотрудники, может сформироваться постоянная прослойка безработных, живущих только за счет социальных пособий из государственного бюджета.
Вторая проблема — усиливающееся расслоение населения, которое уже наблюдается в Америке. По данным Бюро статистики труда США, в 2009 году на долю 20% американцев пришлась почти половина всех доходов, и всего 3,4% получило население, живущее за чертой бедности. При этом доходы самых состоятельных американцев (5% граждан), зарабатывающих свыше $180 тыс. в год, даже немного увеличились. Семьи же с доходом на уровне $50 тыс., составляющие костяк американского среднего класса, начали зарабатывать еще меньше.
Время очищения
На первый взгляд в Украине прослеживаются те же тенденции, что и на Западе. Во время кризиса компании избавлялись от персонала среднего звена. Только банки за последние два года сократили почти 60 тыс. сотрудников. Но в более долгосрочной перспективе, по мнению рекрутеров, спрос на среднеоплачиваемые специальности все же не упадет.
«В Украине говорить о так называемых среднедоходных специальностях можно лишь очень условно, так как существует огромный разрыв между уровнем оплаты на аналогичных позициях», — признает руководитель программы «Социальная экономика» Международного центра перспективных исследований Максим Борода. Зарплата младшего офисного сотрудника может варьироваться от двух сотен до двух тысяч долларов, в зависимости от работодателя. Подобный, хоть и не такой значительный, разрыв характерен и для синих воротничков.
Поэтому сейчас в Украине происходит не столько сокращение количества рабочих мест для среднедоходных специальностей, сколько их оптимизация. В период экономического роста некоторые топменеджеры не особо беспокоились о том, насколько оптимально количество сотрудников их компаний и каково распределение функций между ними. Более того, руководители зачастую были заинтересованы в наращивании числа своих подчиненных. Эта тенденция в меньшей степени коснулась низкооплачиваемых специальностей, поскольку для них обычно характерен четкий объем работы, которую нужно выполнить. Никто не нанимал лишних уборщиц или рабочих, если их нечем было занять. Не затронул этот процесс и высокооплачиваемых специалистов, к результатам работы которых требования достаточно высоки. «Неоправданный рост количества рабочих мест происходил именно в сегменте среднедоходных специальностей: плодились «менеджеры по работе с документами», — объясняет Максим Борода.
Во время кризиса компании были вынуждены отказаться от тех сотрудников, чья работа не имела определенных результатов. «Сейчас компании подбирают сотрудников с особенной тщательностью. Тем самым оптимизация кадров является некой «заменой» тенденции вымирания отдельных профессий, которая прослеживается на Западе», — говорит Марина Маковий, генеральный директор международного кадрового портала hh.ua. Вследствие оптимизации некоторые специалисты в Украине оказались в избытке. Экономисты, логисты, аудиторы, а иногда и руководители высшего звена сейчас сталкиваются с трудностями при поиске работы. Проблема осложняется тем, что ряды безработных пополняют выпускники вузов. Количество студентов экономических и юридических факультетов в Украине в тричетыре раза превышает потребность в этих специалистах.
Елена Струк, «Контракты»