Колонки
Владимир Золотoрев
Life on Mars
Профессиональные «графиковые» масс-медиа давно производят только картонных героев, ну, а если вам нужно узнать, что происходит на самом деле — для этого есть интернет. Недавно прочитал в интернете о том, что в прямом телевизионном эфире подрались Поярков и Бузина и поймал себя на ощущении какой-то потусторонности происходящего.
Ощущения эти вызваны явным несоответствием значимости события его подаче. Несколько моих знакомых даже спросили меня видел ли я это знаменательное происшествие. Хочу сразу сказать, что дело тут не в личностях, - один вроде пишет какие-то книжки, второй не знаю чем занимается, - Бог с ними, пусть делают, что хотят. Дело в том, что для меня эти события вроде как происходят на другой планете, это какая-то «жизнь на Марсе», вплоть до буквального повторения сюжета этой песни. Ну это как если бы британские ученые доказали, что эфир существует и таки именно в нем распространяется свет, или суд какого-нибудь зарубежного города приговорил кого-то к сожжению на костре по обвинению в ведовстве. То есть, это нечто из другой реальности, с которой, казалось бы, навсегда покончено.
Мне наверняка скажут, что это просто у меня снобизм разыгрался и «реальность, с которой покончено» куда реальнее, чем нам хотелось бы, особенно, если учесть «охват населения». Да, все это конечно так, я просто хочу обратить внимание на то, что эта реальность находится в глубоком кризисе и заметно это именно потому, что существует другая реальность.
Кем были бы господа Поярков и Бузина, если бы не было телевидения? Нетрудно догадаться, что помимо работы на своем рабочем месте в социальном смысле они были бы обычными троллями, популярными на двух-трех сайтах. Именно масс-медиа приводят к тому, что их знает вся страна, включая меня, который совершенно ничего не желает о них знать. Ну, а при чем тут кризис и что в нем плохого?
Поясню. Где-то до конца 50-х значительная часть американской поп-музыки функционировала, как фабрика. В буквальном смысле. Существовал специальный билдинг, в котором сидели композиторы, отделенные друг от друга перегородками и сочиняли песни для звукозаписывающих компаний. Не знаю, как это у них получалось, но таковы факты. Все это было хорошо и профессионально, но уже давно никого не трогало. Трогали такие пацаны, как Билл Хейли или Элвис Пресли, который вообще с улицы пришел. Композиторам, при всем их профессионализме, было все равно. Они ходили на работу с 9 до 18. А вот Пресли было не все равно. И, в итоге, поле осталось за ним.
Наши масс-медиа находятся в такой же ситуации. Они занимаются производством. Газета, журнал и программа новостей должна выйти при любой погоде и не зависимо от того, есть ли какие-то новости или нет. Масс-медиа производят события, а также их оценки, они производят экспертов и прочих комментаторов. Да, они пишут о настоящих героях, но они одновременно производят и картонных героев, которые всегда под рукой.
Но времена меняются. Масс-медиа — они из эпохи масс, эпохи индустриального производства, когда все работают на заводе с 9 до 18. Добыча новостей, комментариев и экспертиз в такой ситуации является делом специальных профессионалов — журналистов. По другому не получится, издавать даже боевой листок не выйдет — слишком накладно. Ну, а если те, кому как Элвису Пресли не все равно, имеют технические возможности для этого? Ситуация меняется, причем в самом корне. Сама концепция масс-медиа в этой ситуации уже никуда не годится. И именно это мы и видим сейчас. История с дракой показывает, что масс-медиа давно производят только картонных героев, ну, а если вам нужно узнать, что происходит на самом деле — для этого есть интернет, в котором можно найти тех, кто не ходит на работу, и кому не все равно.