Бізнес
Економіка
Большие тупики: почему обычные украинцы не разделяют экономического оптимизма премьера
«За I квартал 2011-го ВВП вырос более чем на 5%», — отрапортовал 20 апреля на заседании Кабмина премьер-министр Николай Азаров. Если верить правительству, экспорт стабильно увеличивается, экономика растет, а перспективы развития бюджетообразующих отраслей — от металлургии и химпрома до сельского хозяйства — в нынешнем году значительно лучше, чем в 2010-м. И уж тем более — чем в кризисном 2009 году.
Официальная статистика действительно вселяет оптимизм. Промпроизводство в I квартале выросло на 9,7% год к году, сельское хозяйство — на 5,3%, розничный товарооборот — на 12,3%, и даже строительная отрасль, пострадавшая во время кризиса больше всех остальных вместе взятых, продемонстрировала в январе–марте 2011-го 6,8% роста. В общем, «жить стало лучше, жить стало веселее».
Если бы не одно «но». Выступление премьера на заседании Кабмина неудачно совпало с обнародованием результатов социологического опроса Центра им. Разумкова, согласно которому 63,8% сограждан считают, что события в Украине «развиваются в неправильном направлении». Лишь 14,2% респондентов полагают, что события развиваются в правильном направлении, хотя всего месяц назад таковых насчитывалось 19,4%, а год назад полностью одобряли все происходящее в стране свыше трети опрошенных (35,1%).
Парадоксальное нежелание украинцев разделить оптимизм правительства становится чуть понятнее, если ознакомиться с результатами исследования потребительских настроений, проведенного ранее компанией GfK Ukraine. Так, мартовский индекс потребительских настроений упал сразу на 6,3 пункта — до 61,8, такое же значение ИПН было зафиксировано весной кризисного 2009-го. Для тех, кто не в курсе: значение индекса от 100 до 200 соответствует росту потребительских расходов, падение ниже 100 означает их сокращение.
Желание туже затянуть пояса не удивительно, если посмотреть на остальные составляющие потребительских настроений. К примеру, мартовская оценка украинцами текущего материального положения ухудшилась на 10 пунктов — до 54; индекс ожидаемых изменений личного благосостояния упал на 9,3 пункта — до 67,7; ожидания развития экономики страны в 2011 году понизились на 10,7 пункта — до 58,5. Напротив, индекс ожидаемой безработицы и инфляционные ожидания выросли на 11,1 и 4,3 пункта — до 140,6 и 187,4 соответственно.
«Непродуманные налоговые изменения, ухудшение условий для бизнеса, повышение цен и тарифов на все новые группы товаров и услуг — все это приводит к ухудшению потребительских настроений четвертый месяц подряд», — говорится в отчете GfK Ukraine.
Объяснение аналитиков GfK Ukraine формально не противоречит победной статистике правительства. Украинская промышленность действительно растет приличными темпами, но обычные граждане этого роста не ощущают. Их реальный доход уменьшается из-за закрытия бизнеса тысячами мелких компаний, дававших работу сотням тысяч украинцев. А затраты на товары первой необходимости ежемесячно растут из-за инфляции, размеры которой значительно превышают официальные показатели. Статистика Госкомстата — и премьер Николай Азаров — этих факторов не учитывают.
Оценка материала:
Большие тупики: почему обычные украинцы не разделяют экономического оптимизма премьера Владимир Хомяков 26.04.2011