НОВИНИ ДНЯ: Мирні перемовини про закінчення війни: позиція України та умови Кремля  Над Землею перед Новим роком з’явиться "чорний місяць"  Путін оцінив можливості транзиту газу до Європи 2025 року  Вчені заявили, що життя на Марсі, ймовірно, заховано глибоко в корі планети  Якими будуть останні дні 2024 року - прогноз погоди в Україні  Погода зіпсується: синоптик дав прогноз на найближчі дні  Мокрий сніг, дощ і туман: у п’ятницю буде близько 0°всі новини дня
Політика
Україна

Инструмент гнева: почему власть, разгоняющая демонстрантов, наступает на грабли

Разгон Дня гнева 14 мая в Киеве только на первый взгляд может показаться большой победой украинской власти. Да, депутаты смогут без особых волнений проходить на свои рабочие места — никаких тебе палаток и протестующих возгласов.

Да, кортеж президента Виктора Януковича сможет все так же лихо пролетать с Банковой в Межигорье в полной уверенности, что в стране все в порядке и стремительно теряющий остатки популярности глава государства сможет править все последующее десятилетие. Да, с протестующими оказалось не так уж сложно бороться. Но дальше-то что?

Украинская власть по-прежнему не понимает простой вещи: чтобы сохранять хотя бы видимость социальной стабильности, необходимы соответствующие инструменты. Один из них — акции протеста граждан, неудовлетворенных ситуацией в стране. Эти граждане могут выдвигать самые радикальные требования: в случае проведения диалога ничего страшного в таких требованиях нет. Создается платформа для более или менее конструктивного диалога. Протестующие требуют отставки правительства или даже президента — а власть жертвует самыми непопулярными фигурами в Кабинете или даже избавляется от тех, кто на данный момент уже отыграл свою роль и может уступить кресло кому-нибудь из стоящих в очереди представителей клановых группировок. Протестующие требуют досрочных выборов парламента и президента — а власть торгуется насчет сроков, максимально сближает время проведения досрочных парламентских выборов и очередных, отказывается от президентских... Протестующие требуют отказа от наиболее непопулярных реформ — а власть соглашается лишь на удовлетворение части требований, которые могут помочь ей самой упрочить свое электоральное положение. Именно так бывает в цивилизованных странах, где политики не думают исключительно о собственных предпринимательских интересах, не используют выгодные должности ради собственного обогащения, не боятся перехода в оппозицию в случае, если их правление оказывается катастрофически неэффективным — нередко отнюдь не столь неэффективным, как пребывание у власти Виктора Януковича и правительства регионалов. В случае же, когда никакого диалога нет, происходит нечто совершенно другое — площадь Тахрир. И тогда бывшего президента начинают вызывать на допросы, его дети оказываются в заключении и даже супругу допрашивают относительно сомнительных семейных спекуляций. Неужели власти предержащие в Украине хотят для себя такой незавидной судьбы? Или все они чисты перед законом, что твои ангелы?

Для того чтобы сохранять хотя бы видимость социальной демократии, необходимы акции протеста граждан, неудовлетворенных ситуацией в стране

Но есть и другой, куда более впечатляющий пример использования стачечного инструмента — польский профсоюз «Солидарность». Польские власти — даром, что речь идет о годах коммунистической диктатуры, — решились на серьезный и конструктивный диалог с протестующими по поводу социальной ситуации в стране и политических реформ. Да, этот диалог был прерван введением военного положения в Польше. И дело даже не в том, пошла власть на фактический государственный переворот по собственной инициативе или под давлением пугающихся любых изменений геронтократов из Кремля. Главное, что прецедент был создан, диалог возобновился после начала горбачевской перестройки и привел к впечатляющим договоренностям круглого стола. На практике это означало встраивание посткоммунистической элиты в будущую систему управления страной. И так происходило везде, где правящая элита оказывалась готова к диалогу. А там, где она этому диалогу упорно сопротивлялась и маргинализовывала его возможных участников с помощью судебных и пропагандистских механизмов, она неизбежно скатывалась в небытие: начинались куда более радикальные процессы, на сцену выходили люди, стремящиеся покончить с прошлым раз и навсегда даже ценой профессиональных провалов. Вот тогда-то и состоялся стратегический передел власти и собственности.

Сейчас, когда время выживаемости политических, экономических и социальных механизмов постсоветской Украины подходит к концу, руководству нашей страны надо задуматься об отсутствии у него действенных инструментов диалога с обществом — и прежде всего с его наиболее активной и несогласной с действиями властей частью. Последствия отсутствия такого инструмента могут быть самыми непредсказуемыми не только для власти, но и в целом для страны. Именно в этом и кроется главная опасность гневной реакции властей на любые протестные акции.

 

Фото UF

Оценка материала:

3.00 / 8
Инструмент гнева: почему власть, разгоняющая демонстрантов, наступает на грабли 3.00 5 8
Політика / Україна
 Виталий Портников 23.05.2011 16791
Еще материалы раздела «Україна»