<
НОВИНИ ДНЯ: П'ять варіантів бронювання від мобілізації: нардеп розповів деталі  Фінансисти спрогнозували курс долара в Україні на найближчі місяці  Світан назвав зенітний комплекс росіян, що погано протидіє балістичним ракетам  30 травня до +29°, майже у всіх областях - короткочасні дощі та грози  "Путін дуже боїться саміту миру": Зеленський заявив про плани РФ влаштувати якусь свою платформу  Далекобійники залишають вантажівки за кордоном і тікають від мобілізації: як їх хочуть покарати  Дощі, грози та шквали: синоптик розповіла, чого очікувати від погоди 30 травнявсі новини дня
25.05.2011 6518

Такси и австрийская школа

Хорошая теория хороша именно тем, что подтверждается практикой. Я постоянно нахожу в жизни примеры того, как работает экономика в описании австрийской школы. Возьмем, к примеру, такси. Я регулярно пользуется его услугами, так как проживаю в достаточно сомнительном, с точки зрения транспортных удобств, месте. Такси является замечательной иллюстрацией нескольких тезисов австрийской школы.

Тезис 1. Конкурентный рынок является демократией потребителя. Поскольку я езжу практически одним и тем же маршрутом, то довольно легко вычислить рост цены. С 2004 года цена моего маршрута выросла примерно вдвое. При этом, нужно сказать, что я езжу на «минималке». Эта пропорция будет куда меньше, если сравнить стоимость более длинных маршрутов, иногда у меня даже возникает ощущение, что они стали дешевле в абсолютных ценах. Думаю, не нужно говорить, о том, как выросли за это время все остальные цены. Если добавить к этому падение доходов даже в абсолютном выражении, то можно сказать, что реальная цена такси очень сильно упала за это время.

Между тем, этот рынок существует, и хотя, судя по всему, на нем достаточно трудно удержаться, незаметно, чтобы качество работы такси ухудшилось. Это все к тому, что на самом деле, любой товар и услуга существуют только потому и только до тех пор, пока они нужны потребителю. Наше общественное мнение, эксперты и политики уверены в обратном — производство есть некая самоцель, производство приносит прибыль само собой, а потребитель — это некий объект, бездумно потребляющий все, что ему втюхивают. Для них живучесть такси-бизнеса в украинских условиях и его способность обеспечить потребителя, снижая при этом цену — неразрешимая загадка.

Ну, а как же рост цен на бензин, инфляция, а также рост цен по другим причинам — ведь все это должно повлиять на требования таксистов к своим доходам. По логике, которую вы встретите везде, где рассуждают об экономике, огромный рост цен на все товары и услуги должен привести к пропорциональному росту цен таксистов. Однако, этого не происходит. «Такого явления, как инфляция издержек, не существует. Ни повышение ставок заработной платы, ни повышение цен на нефть, ни даже рост цен на импорт в целом не могут поднять совокупную цену всех товаров до тех пор, пока покупателям не предоставляется дополнительных денег на их покупку» - говорил Фридрих фон Хайек. И это тезис №2. Цены не определяются издержками. Цена есть результат кропотливого поиска прибыли, зависящего от массы условий и, прежде всего, от «обстоятельств времени и места». Безусловно, издержки влияют на цены, но эту зависимость следовало бы изображать, как «издержки зависят от цен», а не наоборот, как это делают у нас.

Но как же, скажут мне, вот тут Хайек ясно говорит насчет того, что если покупателям предоставить деньги, цены вырастут. Нашему покупателю постоянно предоставляют новые деньги, скажут мне, а цена на такси почти не меняется. Правильно, скажу я и это тезис №3. Ценность определяется личной шкалой предпочтений. За гречку наш покупатель готов платить больше, а за такси - нет. Такси пока что считается роскошью, а не средством передвижения. Кстати, после Нового года такси попытались сколотить картельчик и удержать новогодний тарифчик, который был раза в два выше обычного. Не удалось. Не хочет покупатель платить больше.

Пример такси — пример удивительной силы самоорганизующегося сотрудничества людей, которое называют «рынок». Что государство ни делает, а такси все равно работает и приносит пользу людям по все более низким ценам. Я с ужасом думаю о том, что планы государственного вмешательства в этот бизнес, которые периодически возникают у власть имущих, будут реализованы. Вот тогда мы увидим и рост цен, и отсутствие услуги....А пока — выходите без звоночка.

Оценка материала:

4.75 / 8
Такси и австрийская школа 4.75 5 8
 Владимир Золотoрев 25.05.2011 6518
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев