НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Життя та Стиль
Дозвілля
 Дмитрий Симонов 05.06.2011 19705

Вечные странники: четыре реальных примера бизнеса и путешествий

Автор одного из наиболее популярных блогов Живого Журнала Сергей Доле, руководитель российской компании Soundline объехал более 60 стран. По его словам, секрет успешных путешествий топ-менеджера состоит в том, чтобы делегировать полномочия подчиненным. Удел руководителя — ставить задачи и контролировать их выполнение.

На полдороги

В офисе Константина Лиорека приличный кусок стены увешан почтовыми открытками с изображениями достопримечательностей из разных уголков мира: Джомолунгма, знаменитая австралийская скала Улуру (или Айерс-Рок), а также известные памятники архитектуры. Хозяин офиса в шутку называет эту экспозицию стеной плача. Из каждой страны он отправляет по почте открытки друзьям и в собственный офис. Открытка из Рейкьявика пришла в Киев за три дня — быстрее не получилось бы даже через DHL. А вот из Бирмы — не дошла вообще, хотя такой случай — редкое исключение даже для далеких стран.

Ценой амбициозного путешествия может стать потеря бизнеса

Константин Лиорек возглавляет представительство компании Tenneco в Украине, странах СНГ и Израиле (компания является одним из крупнейших мировых разработчиков и производителей автомобильной подвески и выхлопных систем). Поэтому география бизнеса предусматривает деловые поездки от Ужгорода до Бишкека, а с недавнего времени еще и в Израиль. В рабочем кабинете Константина Лиорека висит карта мира, плотно утыканная цветными канцелярскими кнопками — на каждой стране, где побывал путешественник. В общей сложности, начиная с 1991 года он посетил 98 стран, официально признанных ООН.

Путешественник говорит, что один из секретов его успеха кроется в хорошем планировании. «Где-то в октябре я смотрю на календарь следующего года — на какие дни выпадают официальные праздники. Нужно найти так называемые bridges, когда можно взять пару дней отпуска и быть свободным целую неделю или полторы», — рассказывает он. И не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь посетить все страны мира. Среди ближайших планов — поездка в Сенегал, Мали или страны Центральной Америки — Панаму, Коста-Рику, Гондурас, Гватемалу, Сальвадор и Никарагуа.

Полярные интересы

Элизабет Росс в разное время занимала должности руководителя консьюмерской практики в PRP, управляющего директора в агентстве Starget, а также заместителя генерального менеджера по Украине в международном агентстве Grayling. По ее мнению, нет никаких противоречий между бизнесом и путешествиями. «Даже исходя из реалий Украины, каждый человек имеет право на ежегодный 24-дневный отпуск, — говорит она. — На руководящей должности вполне возможно позволить себе профинансировать путешествия».

Даже во время сплава или лыжного похода часть вопросов по бизнесу удается решать в телефонном режиме

Для экспедиций Элизабет Росс ее работа сыграла если не решающее, то огромное значение. В 2000 году она работала директором медиацентра «АСАвиа», производившем печатную и видеопродукцию для авиационной отрасли. Однажды она с аэроклубом им. О. К. Антонова полетела на маленьком 8-местном самолете Ан­28 на Северный полюс. Ее задачей было обеспечение медиаподдержки экспедиции. Результатом PR-кампании стали документальный фильм о Таймыре, несколько фотовыставок, сюжеты в новостях на всех каналах первого эшелона и статьи в профильных изданиях. Это была первая часть ее будущего и самого большого проекта «От Арктики до Антарктики». Чтобы найти финансирование для второй части, понадобилось пять лет. Не помогли ни прямая просьба к тогдашнему президенту Леониду Кучме, ни переговоры с иностранными организациями, осуществляющими экспедиции на белый континент.

В итоге Элизабет Росс нашла спонсора, которого смогла убедить в том, что для раскрутки его водочного бренда необходимо послать съемочную группу в Антарктиду. «Проект был удачным, — рассказывает путешественница. — В результате были сняты фильмы, проведены выставки, прокручены сюжеты в теленовостях, вышли статьи и мои интервью — все, как того желал клиент. А я смогла осуществить свою многолетнюю мечту и объединить Арктику и Антарктику в единое целое».

Элизабет Росс придает большое значение выбору мест для путешествий. «Я избирательна к местам, которые хочу посетить, — говорит она. — Я избирательна к людям, с которыми хочу общаться. Жизнь очень коротка, чтобы разбазаривать ее по пустякам. Среди тех мест, что мне удалось увидеть, меня затронул остров Шикотан, который никак не поделят между собой Россия и Япония, архипелаг Шпицберген, где популяция белых медведей превышает количество населения, пустыня Атакама, Огненная земля и Лофотенские острова. Удручающие воспоминания оставили по себе Соловецкие острова и Ирак». Жизненная позиция успешного топ-менеджера подтолкнула ее несколько лет назад поменять 4-миллионный Киев на средневековый городок в Германии с население чуть более 20 тысяч.

По велению гор

История Элизабет Росс — пример того, как бизнес помогает путешествиям или даже служит средством для них. Множество подобных примеров можно найти в среде горных туристов, альпинистов, спелеологов и представителей других подобных видов деятельности. Многие из них после развала Союза, чтобы продолжить заниматься любимым делом, стали продавать или производить специальное снаряжение или создавать компании, выполняющие высотные работы. Благодаря этим людям в Украине за последние 10–15 лет практически с нуля вырос рынок outdoor-товаров и специального снаряжения. Но их след в бизнесе не ограничивается этой узкой тематикой.

Бизнесмену, который хочет путешествовать, приходится балансировать между увлекательным хобби и бизнесом, который его финансирует

Максим Баценко, руководитель украинского представительства российской компании IBC Systems (занимающейся поставками оборудования для производства пластмассовых и полимерных изделий), со студенческих лет водил людей в горы. Каждый год Максим совершает несколько походов на байдарках, велосипедах или пешком по горам. География путешествий — Украина и российский Кавказ. Гибкая структура компании позволяет выделить на походы несколько недель в разных сезонах. Даже во время сплава или лыжного похода часть вопросов по бизнесу удается решать в телефонном режиме.

Однако сейчас сложность экспедиций Максима Баценко ограничивает не работа, а большая семья. Несмотря на это, в 2005 году он провел горный поход первой категории сложности на Кавказе со своими старшими детьми, которым на тот момент было 6 и 10 лет. Но сегодня российский Кавказ становится все менее привлекателен для туристов из-за криминогенной обстановки. Поэтому горные туристы переориентируются на Турцию. Помимо более дружелюбного климата, она привлекает лучшим покрытием мобильной связи, что позволяет контролировать бизнес на расстоянии. Кроме Турции, Максим связывает свои планы в обозримом будущем также с горами Южной Америки.

Практика невероятности

Бизнесмену, который хочет путешествовать, приходится балансировать между увлекательным хобби и бизнесом, который его финансирует. Но иногда цена амбициозного путешествия включает отказ от бизнеса. Так случилось с Валерием Петущаком. В разные периоды своей жизни этот человек был ученым-кибернетиком, яхтсменом и страховщиком. Иногда ему удавалось совмещать две из этих ипостасей.

В 1990 году ему, тогда старшему научному сотруднику Института кибернетики и мастеру спорта по парусным гонкам, друзья предложили отправиться штурманом в кругосветное плавание на яхте. «Так получилось, что в 1990 году, взяв в институте отпуск за свой счет на целый год (это была фантастика!), я пошел с этими ребятами в кругосветку», — вспоминает путешественник. Однако в тот раз украинской команде не довелось обогнуть земной шар. Перейдя через Тихий океан с севера на юг и оказавшись в Новой Зеландии, товарищи Валерия Петущака решили не возвращаться в Украину, а осесть в Австралии. Они до сих пор живут там. А штурман вернулся из своего отпуска на родину, где его ждал разваливающийся Советский Союз и в таком же состоянии кибернетика. Работы не было, и зарплату платили от случая к случаю. «Однажды я включил телевизор и увидел передачу про Новую Зеландию — показывали Окленд и ту самую марину, где стояла наша яхта, — рассказывает Валерий Петущак. — В тот момент я горько пожалел, что вернулся из такого рая». Бизнесмен дал себе слово обогнуть земной шар на собственной яхте под украинским флагом.

Бизнес не отпускает в море больше, чем на несколько недель

То, что произошло дальше, бывший кибернетик называет «теорией невероятности». Через неделю к нему обратился бывший коллега Евгений Моторный и предложил стать партнером в страховом бизнесе. Так, недолго сомневаясь, старший научный сотрудник стал соучредителем и вице-президентом страховой компании «Славия». «Дела пошли настолько успешно, что мы открыли дочерние компании и приобрели 25% акций банка «Відродження», где я стал членом наблюдательного совета», — говорит Валерий Петущак. Хотя легким этот бизнес не был — компанию втягивали в аферы и случались традиционные для 1990-х годов бандитские разборки. Через два года бизнесмен приобрел яхту «Берендей», которую переименовал в «Лелітка».

В 1994 году Валерий передал руководство компанией своему 30-летнему сыну, а сам с женой Натальей отправился на 9-метровой «Лелітке» в кругосветное плавание. Спустя полгода после начала плавания банк «Відродження», по словам Валерия Петущака, обанкротили недобросовестные партнеры, что и поставило крест на всем бизнесе. Когда он узнал о случившемся, то понял, что возвращаться назад с полпути не имеет смысла, и решил продолжать плавание. В общей сложности путешествие заняло четыре года, включая годовую остановку в Австралии, во время которой бизнесмен подрабатывал сварочными работами в маленькой фирме своего австралийского друга Роджера. Бюджет кругосветного плавания составил около $30 тыс — помогали и дети, и бывшие коллеги по бизнесу.

В 1998 году кругосветная экспедиция успешно завершилась. Спустя год старые бизнес-партнеры предложили путешественнику возглавить страховую компанию «Рокада». Здесь, на должности председателя правления он проработал до 2008 года, после чего создал страховую компанию «Рідна», став одним из ее учредителей и председателем набсовета.

На протяжении парусного сезона яхтенный спорт занимает все свободное время страховщика. Но бизнес не отпускает в море больше, чем на несколько недель. Отчасти выручает то, что под парусом ходят его сыновья и внуки. Это позволяет менять команду на протяжении длительной экспедиции. За последние годы страховщик-путешественник со своей командой ходил к черноморским берегам Турции и Болгарии. Сегодня в планах Валерия Петущака совершить плавание до Израиля с заходом на Крит и Кипр.

Оценка материала:

3.83 / 6
Вечные странники: четыре реальных примера бизнеса и путешествий 3.83 5 6
Життя та Стиль / Дозвілля
 Дмитрий Симонов 05.06.2011 19705
Еще материалы раздела «Дозвілля»