Кабінет директора
Бизнес-коммуникации
Когда доброжелательность бизнес-крепости берет
Есть много различных присказок и поговорок, которые призывают нас быть добрее, гибче, снисходительнее. Выгода такого подхода нашим предкам была совершенно ясна: «доброе слово и кошке приятно», «ласковый теленок двух мамок сосет». Но мы все равно пытаемся решать вопросы силой. Ведь есть принципы и достоинство. А, может, все-таки эффективнее идти к людям с добром?
Продолжение. Начало читайте здесь
Пример третий. Эту историю я вычитала в российском журнале «Секрет Фирмы», в интервью генерального директора одной дистрибьюторской компании (насколько я поняла из интервью, очень крупной).
Он рассказывал про тяжелые переговоры, которые проходили на повышенных тонах. Один из участников долго не вступал в общие прения, а потом начал с того, что сказал, что у него все в жизни хорошо, что он обеспеченный человек и все это во многом именно благодаря совместному бизнесу со второй стороной. Свою речь он начал со слов благодарности, ничего не просил и не требовал, не ругался. Просто сказал «спасибо» и это сразу же изменило весь ход беседы за столом и все быстро договорились между собой. Все, что планировали подписать – подписали.
Пример четвертый. А вот противоположная ситуация, которая очень знакома тем, кто работает в клиентском бизнесе: команда не спала ночами, работала на выходных и в итоге сделала блестящий проект, но не услышала слов благодарности от клиента и поэтому начинает хандрить. Деньги клиентом заплачены, т.е. формально все в порядке, но мотивация упала в разы.
Клиент начинает чувствовать апатию команды, обижается, и второй проект получается уже чуть хуже. Клиент разряжается разгромным письмом, команда громко обижается вслух и так по кругу, как сказка про белого бычка. Можно ли разорвать этот порочный круг, если ты находишься на стороне обижающейся команды? Оказывается, да, есть такой рецепт, он очень простой и надежный. Если ты хочешь, чтобы тебя поблагодарили, начни с того, чтобы поблагодарить самому.
В ситуации «агентство-клиент» в момент завершения трудоемкого успешного проекта, это можно сделать так: написать клиенту письмо от имени команды со словами благодарности за возможность творческой самореализации благодаря их замечательному проекту и продукту (компании). За что еще можно поблагодарить клиента… Может быть, за поддержку? Или за партнерский стиль взаимоотношений? Или за своевременность предоставления материалов и быстрое согласование всех вопросов по ходу проекта? Главное благодарить искренне и именно за то, за что и в самом деле стоит сказать «спасибо». И тогда вы с вероятностью 99,99% в ответ получите тоже настоящее искреннее письмо благодарности. Я проверяю это правило последние три года и сбоев оно не дало еще ни разу. Вру – один раз сбой был. И знаете – с этим клиентом мы больше не работаем… Нет, не из-за письма, конечно. Просто так получилось…
Елена Лобова, директор издательского дома Perekhid Publishing House, заместитель главы правления Украинской Ассоциации по связям с общественностью UAPR, 13 лет работы в коммуникационной отрасли