Політика
Україна
День несвободы: Юле просили волю на небе
22 ноября из Дня свободы превратилось в день воспоминаний о несвободных лидерах этой самой революции.
Кто бы мог подумать, что спустя семь лет после начала оранжевой революции, мы будем иметь такой сухой остаток: помаранчевая принцесса Юлия Тимошенко и полевой командир Юрий Луценко – в СИЗО. Бабы Параски – символа революции – уж нет в живых. А Виктор Ющенко – тот самый, за которого ревел весь Майдан – теперь по ту сторону баррикады.
К народу не побоялись выйти лишь единицы политиков. Но им, по сути, нечем было заинтересовать те несколько сотен разочарованных, дезориентированных людей, которые зачем-то (по большому счету, сами не зная, зачем) вышли вчера на улицы. С утра на Майдане собралось не много людей – они вспоминали те события без флагов и помаранчевых лент. Позже там же была небольшая потасовка – народный депутат Андрей Парубий вопреки запрету суда, хотел установить символическую палатку, но милиция не позволила. Основная программа была намечена на вечер.
Под СИЗО
Мирное собрание, организованное бютовцами и нунсовцами под стенами Лукьяновки, никто и не думал разгонять. Оно выглядело настолько убого и грустно, что несколько десятков милиционеров, подпирая собой детские горки и качели, просто скучали. Ведь именно на детской площадке, во дворе дома, окна которого выходят на СИЗО, и был организован митинг.
Мероприятие было назначено на пять вечера. К этому времени уже стемнело. Из освещения были лишь подсветки на фото и видеокамерах журналистов, сновавших туда-сюда. А еще – прожектор, с помощью которого на небе, как на экране, зелеными лучиками писали всего два слова: Юлі волю. Посмотреть на это зрелище, как на салют в новогоднюю ночь, собрались мамы с детками и любопытная молодежь.
Участников митинга с флагами Батькивщины, Фронта змин и Народного руха было около тысячи. Еще примерно столько же – простых зевак, которые заполнили всю прилегающую к дому территорию.
Жители дома недовольно задергивали шторы – хотят они быть зрителями этого шоу или нет, у них никто не спрашивал.
Возле импровизированной сцены столпились политики. Перед собой, как икону, держали портрет Юли в колосках. По очереди они брали микрофон, но говорили примерно одно и то же – «хаяли» нынешнего президента и предыдущего, которого сами же и выбрали. Андрей Павловский даже позволил себе словосочетание «ганебний Ющ». Остальные – просто называли Виктора Андреевича «предателем», говорили, что все наши беды оттого, что он «продался Януковичу».
Александр Турчинов, голосом проповедника, переходя на хрип, скандировал до изнеможения «Банду геть» и «Свободу Тимошенко». А Арсений Яценюк, который ни дня не стоял на Майдане, клятвенно обещал собравшимся добиться освобождения Тимошенко и Луценко. После своего выступления Яценюк быстро удалился в сопровождении охраны.
Час спустя политики выдохлись и призвали присутствующих «сесть в метро» и поехать на Майдан, где «празднование» продолжится.
Но из самих политиков в метро спустились лишь Наталья Королевская и Андрей Шевченко. Остальные дождались машин с водителями, которых они по окончании мероприятия бросились вызывать по телефону.
«Нам сюда, в другую сторону», - Александр Черноволенко показывал Сергею Соболеву, где их ждала машина.
Какая-то женщина побежала следом за ними: «Депутат Соболев, вы же являетесь членом комитета по правосудию?» - спросила она.
«Милая моя, я являюсь членом комитета того, чего в Украине нет…», - грустно вздохнув, оборвал ее бютовец.
В метро
В метро десяток бабушек инерционно продолжали кричать «Юлi волю», чем вызывали недоумение большинства пассажиров.
«Что происходит? Что они кричат?» - перешептывались в толпе.
«Юле волю». Сегодня ж у них этот - День свободы», - со знанием дела пояснил старичок.
«Ну, у них День свободы, пусть себе там где-то и отмечают, а тут люди с работы едут, уставшие», - недовольно буркнула пожилая женщина.
На Майдане
На Майдане все было еще грустнее. Оппозиционные лидеры, подъехавшие на центральную площадь страны к 6 часам вечера, не смогли докричаться до своих сторонников, так как весь тротуар – от Главпочтамта до Дома профсоюзов заняли люди с флагами «Досить». Их было больше и они кричали громче «помаранчевых». И была это та самая молодежь, нанятая Олегом Калашниковым для проведения антитимошенковских митингов под Печерским судом. Но в этот день они переместились ближе к центру.
Возле Архангела Михаила мы встретили депутата из НУ-НС Виктора Матчука. Он раздавал раритет - оранжевые ленточки.
Анатолий Гриценко еще не успел пробраться к микрофону, как его окружили зеваки. Он что-то рассказывал им и нервно курил.
Наталья Королевская прогуливалась по Майдану в сопровождении коллег. На ней был не помаранчевый, а белый шарфик.
Были замечены на празднике и девочки из FEMEN. Правда, они не раздевались – было зябко, накрапывал дождь, и феминистки пошли греться в Макдональдс.
Стена из нескольких сотен сотрудников правоохранительных органов отделяла помаранчевых от их противников. Но уже к 9 вечера на Майдане не было ни тех, ни других. День свободы заканчивался.
Фоторепортаж со Дня свободы можно посмотреть здесь
Фото: Украинское фото