Бізнес
Технології
Граница на звонке. Дороговизна роуминга привела к появлению рынка «туристических» карт
Удешевление роуминга внутри ЕС привело к подорожанию звонков украинцев из-за границы. Тарифы на звонки в роуминге будут снижаться с развитием в Украине рынка «туристических» SIM-карт. Дорогой роуминг компенсирует украинским операторам потерю прибыли от снижения внутренних тарифов.
Евротариф
Журналист Татьяна Пономаренко до сих пор с возмущением вспоминает о прошлогодней поездке в Турцию. Причем возмущается она не из-за качества отдыха, а по поводу стоимости роуминговых услуг своего оператора мобильной связи. «Три минуты поговорила с сестрой (звонила она) и пять минут с мужем, несколько раз отправила SMS’ки — заплатила 300 грн», — негодует журналистка.
До недавнего времени дороговизна мобильной связи за границей удивляла не только украинских, но и европейских туристов. Стоило жителю Евросоюза выехать, например, из родной Германии в соседнюю Бельгию, как стоимость мобильной связи увеличивалась в несколько раз. «Цены на звонки в роуминге превышают в 10, 15, 20 раз местные тарифы, при этом принципиальной разницы в себестоимости соединения звонка нет. Наценка операторов на звонки в роуминге достигает 400%», — заявила в начале прошлого года комиссар ЕС по телекоммуникациям Вивиан Рединг.
Летом 2007-го Еврокомиссия заставила всех операторов мобильной связи в ЕС понизить стоимость звонков в роуминге внутри еврозоны в среднем на 70% (до 0,64 $/мин для исходящих и 0,3 $/мин для входящих звонков). Естественно европейские операторы восприняли нововведение в штыки. Они жаловались на вмешательство властей ЕС в бизнес-процессы и ценовую политику свободного рынка, оправдываясь, что высокие цены на звонки устанавливают их роуминг-партнеры. Но в конце концов связисты подчинились воле Еврокомиссии. «Мы понизили цены в соответствии с требованиями ЕС», — сообщила Контрактам Шарлот Нюстюэн, эксперт по роумингу компании Telenor.
До введения граничного тарифа на услуги евророуминга европейские операторы зарабатывали на туристах не менее EUR8,5-10 млрд в год. В Еврокомиссии предполагают, что после снижения тарифов годовая выручка операторов от роуминговых звонков в странах ЕС снизится вдвое. Представители Vodafone, к примеру, уже объявили о финансовых потерях в размере $0,5 млрд за год.
Однако за дешевый роуминг теперь расплачиваются 15% абонентов-европейцев, путешествующих за пределами объединенной Европы, и все приезжающие в страны ЕС: чтобы компенсировать убытки, европейские компании повысили цены на звонки абонентов, приехавших на континент. В свою очередь операторы из государств, не входящих в единую Европу, подняли расценки для туристов из стран-членов ЕС.
Заработать на туристах Объем
годовой выручки мобильных операторов от
предоставления услуг роуминга
Аналитики из Informa Telecoms в прошлом году зафиксировали заметное повышение цен на роуминговые звонки в страны Евросоюза. Например, стоимость исходящего вызова для немецкого туриста из Африки в Германию увеличилась по сравнению с 2006-м на 163,7%. Для испанца звонок из Индии домой подорожал на 30%.
В компаниях предпочитают не комментировать условия роуминговых договоров. Тем не менее в МТС Контрактамудалось выяснить, что звонки для украинцев, находящихся в роуминге на территории ЕС, подорожали примерно вдвое.
Рост тарифов роуминг-партнеров не из еврозоны выгоден европейским операторам. Во-первых, это служит оправданием для повышения собственных расценок на услуги мобильной связи для приезжих. Во-вторых, большинство операторов берут 10-20% комиссионных сверх суммы счета роуминг-партнера. С учетом большого числа путешествующих жителей Евросоюза даже 10% комиссии приносит компаниям неплохую выручку от роуминга. «Около 70% звонков в роуминге приходится на абонентов Telenor, звонящих из зарубежья, а 30% — на гостевых пользователей наших сетей, — подтверждает Нина Говил Ли из департамента продуктов и информационных систем Telenor в Норвегии. — Ежемесячно около 16% наших абонентов звонят из гостевых сетей».
Заграница не поможет
Роуминг — одно из наиболее прибыльных направлений и для украинских телекоммуникационных компаний, утверждает эксперт консалтинговой компании Netton CG Роман Химич.
По оценкам экспертов и операторов, роуминговые услуги приносят украинским компаниям мобильной связи 6-15% общей выручки, т. е. минимум $300 млн в год. Большую часть этой суммы, по утверждениям украинских операторов, обеспечивают иностранные туристы. В прошлом году Украину посетили почти 600 тыс. организованных туристов из-за рубежа — на 11% больше, чем годом ранее. Примерно на столько же выросли доходы от предоставления гостевым абонентам услуг мобильной связи.
Оборотная сторона высоких тарифов для иностранцев — дорогой роуминг для самих украинцев. К примеру, по данным Informa Telecoms, в декабре прошлого года минута исходящего звонка для украинца из страны-члена Евросоюза, в среднем стоила $2,5, входящего — $1,5. В летние месяцы количество украинских абонентов, выезжающих за границу, доходит до 10% всех пользователей мобильной связью в Украине, а выручка операторов увеличивается на 25%.
Дорогой роуминг компенсирует украинским операторам потерю прибыли от снижения внутренних тарифов. «Здесь работает перекрестное субсидирование. Это можно объяснить на примере Укртелекома: компания установила высокие цены на межобластные и международные звонки, чтобы удерживать низкие тарифы на местную связь. Точно так же прибыль от роуминга идет на субсидирование других направлений операторской деятельности», — говорит Роман Химич из Netton CG.
И действительно, минута разговора внутри Украины — одна из самых низких в Европе: $0,05, тогда как в странах ЕС — $0,15-0,25.
Поиск альтернативы
Большинство абонентов, выезжающих за границу, не готовы платить по роуминговым тарифам, в 30-40 раз превышающим стоимость минуты разговора в Украине. Многие пользователи на время отдыха покупают карточку «чужого» оператора, если окажется, что у него стоимость минуты разговора за рубежом на 30% дешевле, чем у «родного».
Дороговизна роуминга привела к появлению рынка «туристических» карт. Благодаря технологии USSD Call back (перевод исходящих звонков во входящие) продавцам роуминговых карт удалось значительно снизить цены на мобильную связь для туристов.
По утверждению руководителя проекта «TravelSiM Україна» Натальи Яструбинской, средний счет абонента TravelSiM за звонки в роуминге при прочих равных условиях в три раза ниже среднего счета классического оператора.
Доля украинских выездных роуминговых карт пока составляет около 2-3% всего рынка роуминга, или $6-9 млн в год. По оценкам экспертов, к 2011 году объем сегмента вырастет до 10%.
Операторы мобильной связи пока не считают продавцов «туристических» карт конкурентами, указывая на недостатки такой связи: дороговизна стартового пакета, неудобный набор номеров, не всегда высокое качество связи.
Игра на понижение План Еврокомиссии по
снижению граничных роуминговых тарифов операторов в странах ЕС,
EUR/мин($/мин)*
«На балансе старт-пакета «TravelSiM Стандарт» стоимостью 119 грн (неизменная цена с 2006-го) лежит 50 грн, или $10, для абонентских звонков и SMS. С этим пакетом турист в Турции сможет принимать неограниченное количество бесплатных входящих звонков, — комментирует Наталья Яструбинская. — 50 гривен старт-баланса хватит на 18 минут исходящих звонков. Стоимость тех же минут при звонках из Турции в Украину у «классического» мобильного оператора превысит 240 гривен — вдвое дороже всего старт-пакета TravelSiM. Причем это без учета расходов абонента «классического» роуминга на входящие звонки».
Со временем компании по продаже роуминговых SIM-карт рассчитывают переманить у операторов мобильной связи самых доходных выездных клиентов, которые за загранпоездку выговаривают $20-50. Скорее всего, отток таких роумеров вынудит мобильных операторов пересмотреть тарифы на «туристические» звонки.
Как у них
Доходы российских компаний от роуминга оцениваются в $1,3-1,5 млрд. К примеру, только российский ВымпелКом (ТМ «Билайн») в 2006-м заработал на путешествующих абонентах $149,5 млн, еще $126,8 млн компания получила от иностранцев. Роуминговые операции обеспечили компании 5,7% от всей выручки. В конце 2007 года МТС обнародовала финансовые результаты: в III кв. (т. е. в период массовых отпусков) прошлого года разговоры туристов принесли компании 16% выручки, или $266,7 млн. Суммарная выручка от роуминговых услуг российских компаний мобильной связи превышает аналогичный показатель украинских связистов в 4-5 раз. Правда, в России попасть в зону роуминга можно даже, выехав в другой федеральный округ.
$22 тыс. — за «Друзей»
The Times опубликовала историю британца, который за день потратил на мобильный интернет 11 тыс. фунтов стерлингов (примерно $22 тыс.). Вечером жена героя публикации, используя его телефон в качестве модема, поставила на закачку сериал «Друзья». Утром англичанин уехал в Германию, не заметив подключения трубки к сети. Закачка продолжалась в роуминге в течение 12 часов. В итоге четыре серии «Друзей» обошлись британцу в 11 тыс. фунтов.
Передача данных в роуминге — одна из наиболее дорогих и прибыльных услуг в бизнесе мобильной связи. Например, для украинцев стоимость закачки 50 КБ данных с использованием GPRS в роуминге составляет 3-4 грн. Фактически 1 Гб данных (что примерно равно одной серии «Друзей») обойдется украинцу не менее чем в 60 тыс. грн. Потенциальные пользователи GPRS-роуминга — не самые бедные корпоративные клиенты. Однако даже по их меркам услуга стоит дорого. Они, как правило, проверяют свою е-почту, используя Wi-Fi связь или обычный интернет в отелях и бизнес-центрах.
ЭКСПЕРТИЗА
Как это работает
Николай БАШУТКИН,
коммерческий директор компании «ГудЛайн» (продавец
«туристических» карт)
Сколько абонентов пользуются вашими картами?
— 200 тысяч россиян и 7 тысяч украинцев. В России планируем увеличить абонентскую базу к 2011 году до полумиллиона, в Украине — до 50 тысяч за два года. Сейчас доля «ГудЛайн» на рынке «туристических» карт в Украине составляет 35%, или около 0,5% всего роумингового сегмента украинского рынка мобильной связи.
За счет чего роуминговые услуги ГудЛайна в среднем в 2-4 раза дешевле, чем у украинских мобильных операторов — $0,5 за минуту, а не $1-3?
— Благодаря технологии USSD Call back, переводящей исходящий звонок во входящий. Например, если вы из Франции звоните в Украину, используя нашу карту, сервер USSD Call back сбрасывает исходящий звонок, затем следует обратный вызов — и телефон работает уже на прием звонка. Фактически звоните не вы, а вам. Так как входящие звонки бесплатные, за счет этого мы можем снижать стоимость связи.
Почему вы предлагаете пользователям карт прибалтийские номера?
— Не только — у нас есть и английские. Мы сотрудничаем с эстонской компанией Top Connect (подразделение канадской CSC Telecom), владеющей патентом на технологию USSD Call back. Они и продают нам номера.
Какова доля роуминга в доходах классических операторов?
— Точные цифры назвать сложно. Но в летний сезон выручка операторов за счет роуминга обычно на 25% больше, чем в другие времена года.
Будут ли классические компании мобильной связи снижать стоимость этих услуг, опасаясь конкуренции с «туристическими» операторами?
— У них нет причин для снижения тарифов. Компании, продающие «туристические» SIM-карты, пока занимают 2% рынка роуминга. Мобильные операторы не считают нас серьезными конкурентами, поэтому работают по своим ценам. По нашим прогнозам, через три года доля операторов «туристических» мобильных карт вырастет до 10%. Тем не менее мобильные компании все равно останутся монополистами и не пойдут на снижение тарифов.
Но ведь Еврокомиссия заставила операторов, работающих в странах ЕС, снизить цены на роуминг?
— Да, поэтому они не придумали ничего лучшего, как повысить свои тарифы для исходящих звонков украинцев и россиян в роуминге. Эстония входит в Евросоюз, вот почему стоимость звонков при использовании нашей карты не изменилась.
Какой объем украинского рынка роуминга?
— Точно я могу говорить только о России — $1,2 млрд в год. Это — выручка российских операторов от въездного и выездного роуминга. Доля рынка «туристических» карт составляет 2%, или $24 млн. Население Украины приблизительно в три раза меньше российского, доходы украинцев тоже меньше. Исходя из этого, могу оценить объем украинского рынка роуминга примерно в $300 млн.
Кто покупает ваши карты?
— Те, кто уезжает за границу: на отдых или по делам. Но за рубеж ездят в среднем 5% жителей России и Украины, причем большинство из них не являются нашими потенциальными клиентами — некоторые просто отключают телефоны. Около 60% туристов на связь тратят мало — $20-40 за поездку и им нет смысла покупать карточку.
Наши клиенты — те, кто тратит на мобильную связь за границей более $50 за поездку. Но многоговорящих абонентов с высоким ARPU — всего 5-10%, поэтому у нас никогда не будет миллионных продаж карт. Зато все наши клиенты — люди с высоким ARPU.
Каким?
— Наш клиент использует SIM-карту по случаю — несколько раз в год, когда выезжает за границу. Поэтому посчитать усредненную цифру ежемесячного дохода от одного клиента сложно.
Насколько прибылен ваш бизнес?
— Планируем выйти в операционный ноль через три года, полностью окупиться — через четыре. Стартовые инвестиции в проект составили $1 млн. В Украине мы только вначале пути, поэтому говорить о финансовых показателях рано.
Через какие каналы вы распространяете стартовые пакеты?
— Наши SIM-карты обычно покупают непосредственно перед выездом, то есть в последний момент. Поэтому «туристические» карты в основном продаются в турагентствах и в аэропорту, реже — в салонах мобильной связи.
Тарифы повышать не планируете?
— Пока цены на нашу связь только падают. Тарифы ТМ «ГудЛайн» привязаны к доллару и зависят от колебания его курса.
Озджан ЭРМИШ,
директор по маркетингу и
продажам индивидуального сегмента ООО «Астелит» (ТМ life:))
В Украине за десять минут разговора абонент
платит $0,5, за звонок из-за границы с его счета снимается $20-25 — почему
такая большая разница в тарифах?
— Цена исходящего звонка в роуминге в большей степени зависит не от внутреннего оператора, а от его международного партнера. Приезжие не являются постоянными абонентами для иностранного оператора — тарифы для них в два-три раза выше обычных.
Как распределяется прибыль между роуминговыми партнерами?
— Между нами и нашими партнерами не происходит распределения дохода. Когда абонент находится вроуминге и делает исходящий звонок, отправляет SMS либо пользуется какой-либо другой услугой, он платит по тарифам оператора, в сети которого находится. Но поскольку у него нет прямых взаимоотношений с иностранной компанией-оператором, то оплата происходит через оператора, в сети которого обслуживается абонент у себя на родине.
То есть Астелит не зарабатывает на роуминге?
— Зарабатывает. Мы добавляем наценку 20% к тарифам иностранного оператора на исходящие звонки, а плата за входящие в роуминге взимается ввиду использования платных каналов международной связи.
После принудительного снижения европейскими операторами на роуминг в ЕС тарифов звонки из-за границы для украинских абонентов подорожали?
— Нет, это не повлияло на наши расценки, потому что соглашение между европейскими операторами касается только рынка ЕС, и не сказалось на тарифах, устанавливаемых компаниями из Евросоюза для украинских роумеров.
Сколько вы зарабатываете на роуминге?
— Точных цифр назвать не могу, так как оглашение финансовой информации требует согласования с акционерами. По опыту работы в различных странах — это 6-8% от общего заработка.
Какова совокупная прибыль украинских операторов от роуминга?
— По нашим оценкам, приблизительно $60 млн в год (Николай Башуткин из компании «ГудЛайн» оценил годовой объем выручки украинских операторов от роуминга в $300 млн. — Прим. Контрактов).
Сколько украинцев пользуются роумингом?
— Ежегодно около 5-10% населения.
А сколько каждый тратит на мобильную связь за рубежом?
— Порядка $2-3 в день.
Считаете ли вы своими конкурентами компании, продающие «туристические» SIM-карты по демократичным ценам?
— Отчасти. К примеру, по нашим оценкам, «туристическими» SIM-картами пользуются около 20% въезжающих в Украину туристов.
Будет ли падать стоимость звонков из-за рубежа?
— Цены будут уменьшаться, однако это будет постепенный, а не радикальный процесс. Так как с ежегодным снижением ставок взаиморасчетов между операторами, уменьшается и стоимость обслуживания.
Роман ХИМИЧ,
эксперт консалтинговой компании Netton CG
Почему Еврокомиссия ограничила для операторов
ЕС стоимость звонка в зоне внутриевропейского роуминга до 0,49 EUR/мин,
заставив таким образом компании снизить тарифы почти на 70%?
— Еврокомиссия посчитала, что европейские операторы неоправданно завысили стоимость роуминговых звонков. Например, разговор по мобильному телефону внутри Германии стоил около 0,5 EUR/мин. Но стоило абоненту пересечь границу, например, соседней Бельгией, как стоимость звонка возрастала в 10-15 раз. Операторы так и не смогли обосновать свои высокие расценки. Их аргументы сводились к тому, что роуминг-партнеры выставляют высокие цены за обслуживание чужих абонентов, что рынок высоконкурентный и т. д. Пока операторы обвиняли друг друга в завышении тарифов, Еврокомиссия обязала все компании понизить расценки на роуминговые звонки в пределах Евросоюза.
После снижения тарифов европейские операторы подняли стоимость звонков для абонентов стран, не входящих в Евросоюз?
— Да. И повысили стоимость передачи данных и текстовых сообщений в роуминге для своих абонентов. Правда, Еврокомиссия уже предупредила, что обяжет снизить и эти тарифы. Потому что обосновать нынешние безумно высокие цены (до EUR20-40 за мегабайт данных) операторы не могут.
Насколько завышены тарифы на звонки в роуминге
для гостевых абонентов?
— Себестоимость одной минуты разговора в пределах Украины (показатель APPM) у операторов составляет $0,03-0,04. Затраты на звонок за границу не могут превышать указанную цифру более чем в два-три раза. Все остальное — чистая прибыль операторов, которую они делят с роуминг-партнерами. Как правило, затраты операторов на обслуживание звонков в роуминге практически не отличаются от таковых в пределах страны. Более того, передача голоса между разными континентами давно осуществляется на основе IP-протокола по низким ценам. Поэтому рентабельность услуг по роуминговым тарифам гораздо выше, чем по тарифам обычных звонков (за входящий звонок в роуминге украинские абоненты платят в среднем $1-3 за минуту; при себестоимости 0,06-0,12 $/мин наценка оператора — минимум 733%. — Прим. Контрактов).
В Украине можно принудительно ограничить тарифы в роуминге?
— В отличие от Еврокомиссии наш регулятор (Нацкомисся регулирования связи. — Прим. Контрактов) тарифами практически не занимается. Высока вероятность, что НКРС в недалеком будущем будет превращена в придаток Минтранса и станет заниматься оформлением лицензий и других отраслевых документов. Регулятора как такового сейчас нет, неясна и перспектива его возрождения как полноценного государственного органа.
Какой доход приносит роуминг украинским операторам?
— Львиную долю доходов — приблизительно 85% — мобильным операторам приносит голосовая телефония. Около 10-15% этой суммы приходится на роуминговые услуги. Но в структуре прибыли доля таких услуг гораздо выше. Роуминг и текстовые сообщения — самые высокодоходные в мобильной связи, их рентабельность намного выше, чем обычных звонков внутри страны.
Компании, реализующие «туристические» SIM-карты, являются конкурентами мобильных операторов?
— Конечно. Неадекватно высокие роуминговые тарифы домашних операторов вынуждают людей искать дешевые альтернативы. Это «туристические» SIM-карты, IP-телефония, использование многофункциональных устройств (смартфонов, ноутбуков), поддерживающих беспроводные сети стандарта 802.11 (Wi-Fi. — Прим. Контрактов). Пока доля заменителей невелика, но она постоянно увеличивается.
Татьяна МАШНИНА,
начальник отдела роуминга
ЗАО «УМС» (ТМ «МТС-Украина»)
Почему стоимость разговора за границей для
украинского абонента в десятки раз выше, чем дома?
— Тарифы зависят от расценок роуминг-партнера. Если он на исходящие звонки установит около $2 за минуту разговора, домашний оператор вынужден будет тарифицировать для своих абонентов исходящие звонки в его сети не ниже данного тарифа, иначе понесет финансовые потери. Обслуживание абонента в роуминге требует значительного использования ресурсов украинской сети и каналов международной связи. Эти расходы приплюсовываются к тарифу, выставляемом роуминг-партнером домашнему оператору.
Эксперты оценивают доходы от роуминга минимум в 10-15% выручки оператора. Так ли это?
— Достаточно близко к истине.
После того как Еврокомиссия заставила операторов ЕС вдвое снизить стоимость роуминговых звонков, они повысили тарифы на роуминг для ваших абонентов?
— Да, с середины прошлого года все европейские операторы подняли тарифы на роуминг для операторов, работающих вне стран ЕС, — в среднем в два раза.
По подсчетам Еврокомиссии, в ЕС операторы мобильной связи до снижения тарифов получали EUR8,5 млрд годовой выручки. Сколько зарабатывают на роуминге в Украине?
— Значительно меньше. Европейцы роумингом пользуются практически ежедневно. Украинские абоненты — в среднем 2-4 раза в год.
Какое количество украинцев пользуются роумингом?
— Около половины всех активных пользователей мобильной связи хотя бы раз звонили из-за границы.
Сколько украинец тратит на мобильную связь за рубежом?
— Это весьма индивидуально — от 3 до 125 гривен в день.
В МТС считают конкурентами компании, продающие дешевые «туристические» SIM-карты?
— Да. Хотя сейчас услуги «академического» роуминга отличаются от услуг «туристических» операторов в лучшую сторону — они удобнее для пользователя. Оборотной стороной демократичной цены «туристических» SIM-карт является не всегда адекватное качество услуг и другие неудобства: высокая стоимость стартового пакета, текущий номер абонента не сохраняется и т. п.
Будут ли снижаться тарифы на роуминг?
— Пока межоператорские роуминговые ставки растут, поэтому тарифы вряд ли будут снижаться. Но мы прилагаем все возможные усилия для того, чтобы на летний сезон 2008 года сохранить текущий уровень роуминговых тарифов.
Оценка материала:
Граница на звонке. Дороговизна роуминга привела к появлению рынка «туристических» карт02.07.2008