Бізнес
Економіка
Подожди немного: как ожидания украинцев влияют на их жизнь
Государство стремится не допускать больших колебаний курса доллара, поскольку он считается своего рода народным индикатором. Общество сохраняет спокойствие, притом что реальная инфляция, конечно же, растет.
В Украине всегда высоки инфляционные ожидания. Поэтому информация о денежной эмиссии может привести к «упреждающему» росту цен. Зная это обстоятельство, государство научилось маскировать свои действия в денежной сфере. Например, оно стремится не допускать больших колебаний курса доллара, поскольку он считается своего рода народным индикатором. Общество сохраняет спокойствие, притом что реальная инфляция, конечно же, растет.
Если говорить о социальных ожиданиях украинцев, то они весьма незамысловаты. Конкретные ожидания, связываемые с теми или иными институтами, можно получить, например, изучая соцопросы по «доверию». Правда, здесь есть одно существенное «но». Состоит оно в том, что реальные ожидания формируются как на основе опыта, так и на основе абстрактных представлений о том, «как оно должно быть». Поэтому традиционно в опросах по «доверию» вы увидите достаточно высокий уровень доверия, например, к церкви или к армии. Связано это не с действиями этих институтов, а как раз с отсутствием опыта близкого общения с ними у большинства украинцев.
То обстоятельство, что ожидания формируются на основе опыта, и мнения о том, «как должно быть», хорошо заметно, если мы рассмотрим отдельно ожидания, связанные с экономикой, и ожидания политические.
В ожиданиях, связанных с экономической деятельностью, преобладает как раз «опытная» составляющая. Поскольку в экономике, хочешь не хочешь, приходится планировать, ожидания играют очень серьезную роль. Кроме того, в бизнесе люди рискуют своими деньгами, что заставляет их с особой осторожностью относиться к тому, «как оно должно быть», и прикладывать значительные усилия для того, чтобы понять, «как оно на самом деле есть».
Наша политическая жизнь со стороны может показаться маниакально-депрессивной
Показательным феноменом в этом смысле может быть украинский фондовый рынок, точнее, его отсутствие. Обычно именно состояние дел на этом рынке формирует ожидания у субъектов экономической деятельности. С событий на фондовом рынке начинаются кризисы, и его состояние традиционно представляет собой один из параметров, позволяющих говорить о том, что кризис закончился.
Понятно, что фондовый рынок возникает не потому, что бизнесмены хотят иметь институт, позволяющий им оценивать состояние дел в экономике. Фондовый рынок появляется как результат массовой торговли довольно специфическими титулами прав собственности в виде акций и т. п. То, что у нас за 20 лет не возникло развитого фондового рынка, говорит о том, что наши предприниматели не спешат прибегать к такой форме обмена правами собственности. Это означает, что они имеют низкие ожидания от такой деятельности. Очевидно, что информация фондового рынка, с их точки зрения, не обладает большой ценностью. Практическую ценность имеет скорее информация о деятельности бюрократии.
В целом теневая экономика как раз и есть результат низких ожиданий. Предприниматели ведут свою деятельность с большим запасом прочности, имея в виду постоянные и трудноучитываемые риски, возникающие от деятельности государства. Бизнес находится в глухой обороне.
Теперь, если мы посмотрим на политические ожидания, то увидим несколько другую картину. Здесь много ожиданий, связанных с мнением украинцев о том, «как должно быть». Например, как утверждают социологи, наши соотечественники с энтузиазмом относятся к чемпионату по футболу в 2012 году, поскольку они узнали в телевизоре, что такие мероприятия обычно «приносят деньги стране». Социологи говорят, что эти ожидания значительно выше, чем они были у других народов, перенесших подобные катаклизмы. Очень высоки ожидания, связанные с Евросоюзом и евроинтеграцией. Они непосредственно связаны с низкими ожиданиями относительно внутренней политики и являются их следствием. Чем хуже работает наша политическая машина, тем выше ожидания относительно машины чужой.
Вообще, государство обладает огромными возможностями влиять на ожидания людей. Например, почти 10 лет курс незначительно колебался вокруг 5 UAН/USD. Это было одним из факторов, создающих ощущение стабильности и, соответственно, повышающих ожидания людей. За лето 2008-го, когда курс вырос до 8 UAН/USD, государство не только изменило экономические ожидания, но и значительно повлияло на ожидания политические. И все это, разумеется, в худшую сторону.
Конечно, в политических ожиданиях присутствует не только мнение о том, как «должно быть», но и результаты обобщения опыта. Приведу такой пример. Наша политическая жизнь со стороны может показаться маниакально-депрессивной. Если мы скажем об украинцах, что они очень политически активны, это будет правдой. Точно такой же правдой будет то, что наши люди апатичны. Оба эти утверждения верны. Дело тут в том, что активность, которая, безусловно, присутствует у граждан, не направлена в традиционные политические русла «выборов» и подобных процедур. Да, наши соотечественники пойдут на выборы, но их ожидания по отношению к институтам государства весьма низкие. Активность направлена на поиски других решений и других способов изменить ситуацию — от уличных выступлений до попыток прочитать наконец те книги, которые давно было пора прочитать.
Сейчас мы переживаем период внутренней перестройки и поиска новых ориентиров.