НОВОСТИ ДНЯ: Українців попередили про грозу 11 серпня  У Росії використовують лідерів етнічних меншин для мобілізації добровольців – ISW  Путін з мертвим снігуром: унікальну марку презентували в Запоріжжі  Чи подовжить Рада військовий стан та мобілізацію в Україні: нардеп розповів  "Він увесь час бухий": ексдепутат Держдуми РФ розповів про постійні пиятики Медвєдєва  Стало відомо, як змінилася вартість найпопулярніших авто із пробігом після скасування нульового розмитнення  Зірка "Сватів" Анна Кошмал відповіла, як відреагувала на позицію Добронравова щодо війни в Українівсе новости дня
 Сергей Примаков 13.12.2011 5332

Кому выгодна неэффективная псевдобесплатная медицина

У нас борются, с какими угодно теневыми рынками – алкогольным, табачным, автомобильным, с зарплатами в конвертах, но при этом откровенно закрывают глаза на теневые доходы медиков. Официально на нужды здравоохранения в Украине выделяется от 3,5 до 4,6% ВВП (колебания чисто инфляционные). Однако это вовсе не означает, что медицина в нашей стране живет именно на эти скромные миллиарды.

По оценкам наших и международных экспертов, реальные расходы на эту сферу в Украине находятся на уровне 7-8% ВВП, что вполне соответствует нормам благополучных членов Евросоюза.

Возникает, как минимум, два вопроса: неужели строгим фискальным органам наплевать, на то, что мимо кассы идут миллиарды, и почему, если на самом деле бюджет отрасли не такой уж маленький, с медициной в стране все так плохо? Данные соцопросов свидетельствуют, что уровнем современной государственной медицинской помощи недовольны около 80% граждан Украины.

На всех уровнях власти понимают, что с медициной что-то не так. Постоянно звучат заявления и намерения провести глобальную и кардинальную реформу отрасли. Расписываются очередные этапы, расставляются приоритеты.

Уровнем современной государственной медицинской помощи недовольны около 80% граждан Украины

Вот только вопрос, насколько искренни все эти заявления? И не похоже ли все происходящее на то, что решение проблемы пустили на самотек, не забывая устраивать информационного мельтешения. Сравним, с ситуацией с пенсионной реформой. Социальных угроз, казалось, было намного больше, но воля реформаторов оказалась сильнее.

Ответы лежат на поверхности. Властям удобно, что из государственной казны приходится оплачивать лишь половину расходов на медицину – и у МВФ меньше вопросов к расходной части бюджета, да и налоговые органы могут чуть снизить активность – выбивать налогов надо меньше (опять же налоговый пресс на бизнес снижается – инвестпривлекательность и т.д.), бесплатная медицина вроде как сама зарабатывает.  Получается, что нынешняя модель финансирования по большому счету многих устраивает. Система здравоохранения каким-то образом живет и даже не так уж дорого обходится бюджету.

Но есть и оборотная – клиентская сторона медали: почему же немалые теневые деньги не поднимают общий уровень медицины в стране? «Потому что идут в карман докторам, а не на развитие отрасли», – уверен бывший министр здравоохранения Николай Полищук.

«Деньги, которые врачи государственных клиник получают от пациентов, не стимулируют их, а развращают», – более категоричен Сергей Срибный, директор департамента личного страхования AXA Украина.

Государственное страхование – выход или тупик?

Что же можно и нужно сделать с нашей системой здравоохранения, чтобы она, наконец, начала выполнять свои функции в полной мере и качественно?

Пока самым приемлемым решением представляется система государственного страхования, которая работает почти во всей Европе, – в целом, справляясь с возложенными задачами, и практически не работает в России, которая обычно для нас является значительно более показательным примером.

Тем не менее тот факт, что Украина все же движется к системе государственного страхования подтверждался на протяжении последних лет почти всеми министрами здравоохранения. Разнятся только сроки этого светлого медбудущего. Например, отставной министр (2010 г.) Зиновий Митник уверенно заявлял, что в Украине эта система будет внедрена еще до конца 2010 года. Но к концу года лишь произошла очередная смена министра. Нынешний министр Александр Анищенко уже значительно отодвинул заветную дату – 2016 год. Именно к этому году, по его убеждению, наша система будет готова финансово, экономически и структурно к работе в условиях страховой медицины. А пока, мол, начинается затяжной этап реформ: и первый акцент будет сделан на первичной помощи, которая необходима 80% населения.

В соответствии со стартовавшим в нескольких областях (Винницкая, Донецкая, Днепропетровская) и Киеве экспериментом снова возрождается институт семейных докторов. Не так давно на них уже возлагали большие надежды: первый выпуск студентов этой специальности состоялся в 2001 году, тогда же была создана Ассоциация семейных врачей в Киеве. Но начинание практически осталось без поддержки государства: старорежимные поликлиники не поступились званием и местом главных звеньев первичной медицины. Изменит ли что-то в системе нынешний пилотный проект, покажет время. Но для кардинальных реформ нужно, безусловно, стратегическое видение и твердое намерение что-то изменить.

Пока же нерешительное поведение властей от медицины только добивает и без того не очень здоровую отрасль. Показательно отношение к введению государственного страхования экспертов из частных страховых компаний: они уже отчаялись и просто не верят в какие либо подвижки либо согласны на любые.

raffaseder

Андреа Раффаседер: здравоохранение – затратная отрасль и требует постоянных капиталовложений

«Любая модель обязательного медицинского страхования может подойти – с участием государственного фонда или частных компаний, – говорит Сергей Срибный. – Надо начинать работать. Главное, чтобы было решение и желание его выполнить. Определите, что покрывает страховка, а что нет, и вводите государственное страхование. Без системы стандартов, протоколов лечения, единых тарифов и реструктуризации медицинских учреждений система не заработает. В том, чтобы эти стандарты, наконец, появились частные страховые компании заинтересованы напрямую, поскольку без них невозможно работать с государственными медучреждениями и, соответственно,  оказывать услуги клиентам».

Сегодня калькуляции разных клиник могут отличаться в разы, если же будет введена система государственного страхования, то должна будет выработана и единая тарифная сетка.

Европа нам опять не поможет

Как ни странно, но Европу тоже не устраивает ее система здравоохранения. Беспокоит европейцев ее дороговизна и тот факт, что издержки будут только расти. По данным Мирового банка, расходы государств-членов Европейского Союза на здравоохранение могут взлететь с 8% ВВП в 2000 г. до 14% в 2030 г.

Специалисты исследовательского подразделения журнала The Economist определили четыре основные причины превышения динамики расходов здравоохранения Европы по сравнению с объемом бюджетных ассигнований:

1. Старение населения и рост хронических заболеваний;

2. Высокая стоимость инновационных технологий;

3. Рост запросов пациентов наряду с их же нежеланием придерживаться здорового образа жизни;

4. Устаревшие механизмы финансирования.

Украина подвержена тем же рискам. Тем более интересны сценарии развития событий в отрасли, предложенные аналитиками The Economist. Вряд ли они будут реализованы в чистом виде – в каждом случае можно ожидать сопротивление общества или бизнеса, но о трендовых тенденциях явно свидетельствуют:

Торжество технологий, прорыв в лечении хронических заболеваний, ведущее место в управлении здравоохранением занимают электронные технологии. В частности, у пациентов появится собственный E-health manager (электронная медсестра), которая будет отслеживать показатели жизнеобеспечения и снабжать подопечного необходимыми инструкциями: «Время принять пилюлю», «Пора обедать» и пр. Электронная медсестра станет такой же обыденностью, как мобильный телефон.

Страны Европы объединяют усилия по созданию единой панъевропейской системы здравоохранения. От решения проблем на национальном уровне Европа перейдет к федеральному.

Профилактическая медицина получает приоритетное значение по сравнению с лечением заболеваний. По всей Европе страны перенаправят государственные средства на иммунизацию, защиту здоровья матери, строительство спортивных объектов и создание здоровой среды. На гражданина будет возложена большая ответственность за собственное здоровье.

Ориентация европейских систем здравоохранения на социально незащищенные слои населения. Экономический смысл такого вектора – вернуть к полноценному участию в экономических процессах миллионы людей.

Европейские страны приватизируют все здравоохранение, в том числе его финансирование. Столкнувшись с невиданным дефицитом бюджетов, правительства европейских держав передадут свои системы здравоохранения в руки частных страховых компаний и частных медицинских учреждений.

Нерешительное поведение властей от медицины только добивает и без того не очень здоровую отрасль

Украина, скорее всего, тоже будет вынуждена синтезировать эти тренды. Правда, пока, кажется, что государство склонно отдать предпочтение последнему варианту – разбираться с отраслью, которую постигнет коллапс, будет призван частный бизнес.

Сегодня очень многие страны задаются вопросом, как же стратегически развивать здравоохранение. Во многих странах требуются системные изменения. Опыт таких глобальных страновых реформ есть. И с нами готовы делиться таким опытом. Австрийская компания VAMED реализует масштабные национальные и региональные проекты по всему миру. Генеральный директор VAMED Engineering GmbH & Co KG и член правления VAMED Group Андреа Раффаседер акцентирует внимание на том, что прежде чем проводить какие-либо масштабные реформы, необходимо выработать четкую концепцию и подготовить так называемый мастер-план. Для его создания надо, прежде всего, провести некий «аудит» - посмотреть, что имеется в наличии на сегодня и в каком состоянии, определить самые «горячие» проблемы, расставить приоритеты. Затем следует проанализировать, какими ресурсами располагает государство, и, если этих ресурсов недостаточно, продумать, где их можно взять. Финансирование – всегда и везде больной вопрос. К сожалению, здравоохранение – это затратная отрасль, которая по определению не приносит денег, а, наоборот, требует постоянных капиталовложений.

Задача мастер-плана – разработка оптимальной структуры и эффективной организации системы здравоохранения в условиях известных рисков (стареющее население, дорожающие технологии и т.д.) и с учетом конкретных особенностей каждой страны.

«Когда мы разрабатывали стратегический мастер-план для Малайзии, учитывали достаточно сложную географию – там все разбросано по островам, по отдаленным районам, - рассказала kontrakty.ua г-жа Раффаседер. - В мастер-плане необходимо продумать решение всех вопросов в комплексе: от оптимального количества врачей и больниц, до этапов обновления устаревшего оборудования. Надо четко прописать структуру всех уровней медицинской помощи – первичной, вторичной, третичной. Надо определить временные рамки реализации программы и четко их придерживаться». Без такого стратегического и поэтапного видения добиться положительных изменений вряд ли возможно.

Оценка материала:

4.38 / 8
Кому выгодна неэффективная псевдобесплатная медицина 4.38 5 8
Бізнес / Ринки та компанії
 Сергей Примаков 13.12.2011 5332
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»