Політика
Україна
Правильный оппозиционер: почему власть не боится Александра Турчинова
Насколько давно Александр Турчинов находится на топовых местах в украинской политике, настолько загадочным и непознанным персонажем он остается. Кто Вы, мистер Турчинов?
Фактический глава партии уже в течение полугода, человек, который будет вести главную оппозиционную силу страны на выборы, остается для избирателя загадкой. Обывателю, сиречь электорату, имя это ничего не говорит. И неудивительно. БЮТ всегда был партией вождистского типа. В вынужденное отсутствие вождя – Тимошенко – ее былой «главный орговик», вроде бы, держит партию крепко. «Батькивщина» может даже получить в будущем парламенте больше мест, чем в нынешнем. Но только ли благодаря мукам и испытаниям своего брошенного за решетку вождя?
Эпоха регентства в «Батькивщине»
Нехаризматичность Турчинова, его непубличность и неизвестность для избирателя – одна из многочисленных проблем БЮТ. Другая состоит в политике, которую он фактически проводит в отсутствие лидера партии.
Турчинов сейчас напоминает регента, который правит в отсутствие пребывающего в плену законного монарха. При этом ситуация в его «царстве» довольно запутанная – говорить о контроле Турчинова над всеми процессами в БЮТ не приходится. Формально кому, как не ему, знать ситуацию в партии и контролировать все процессы, дергая за тайные пружины и веревочки. Однако проблема в том, что в структурах вождистского, пирамидального, типа, каковым, конечно же, является «Батькивщина», даже в отсутствие «законного монарха» конечным все же считается решение, одобренное правителем. Править от имени и по поручению можно, когда нет сомнения в легитимности этих решений. В случае с Турчиновым они есть. Одно только голосование за закон о выборах поставило под сомнение тот факт, что Турчинов действует по указаниям Тимошенко. Не добавила ясности и история с выходом из БЮТ Натальи Королевской и Сергея Соболева.
Голосование за закон о выборах было единственной возможностью для БЮТ принять достойное участие в выборах
При этом следует понимать, что голосование за закон о выборах было единственной возможностью для БЮТ принять достойное участие в выборах, воспользовавшись соглашением с властью. Легитимизация этого закона оппозиционерами сделала невозможным жалобы на его неконституционность и т.д. Это же голосование открыло зеленую улицу и соглашению 22 января о согласовании единых кандидатов от оппозиции по мажоритарным округам. Не получи Турчинов и Яценюк статусы главных оппозиционеров «Его Величества» и фактический карт-бланш на занятие оппозиционной деятельностью, соглашение это просто бы не состоялось. Каждый из оппозиционеров рвал бы глотку другому. Так что если считать принятую 22 января декларацию фактом позитивным, тогда и закон о выборах следует считать полезным.
Однако была ли информирована Юлия Тимошенко о том, как ее фракция намеревается голосовать за закон о выборах – неизвестно. Равно как и несколько туманными остаются обстоятельства ухода Натальи Королевской в собственный политический проект. Первоначально Турчинов утверждал, что демарш Королевской был согласован с Тимошенко, затем стал говорить прямо противоположное. Эти факты рождают подозрение в том, что Турчинов узурпирует решения в партии и решает важные вопросы либо самостоятельно, либо по согласованию с Банковой.
Марш согласных
Может ли власть контролировать нынешнего фактического лидера БЮТ? Да, может – путем открытия на него уголовных дел. Наличие таких дел Турчинов подтверждает сам.
«Слухи из самого БЮТ говорят о том, что Банковая осуществляет давление на Турчинова через уголовные дела, – считает политолог Владимир Фесенко. – При этом Турчинов в целом контролирует ситуацию в партии. Контролирует в свою пользу. Например, он поставил главой фракции в парламент своего человека – Кожемякина. Хотя единственный рычаг влияния, который сейчас есть у Турчинова в отношении желающих покинуть БЮТ, – это угроза их исключения из проходной части списка».
Судя по всему, власть выстраивает несколько эшелонов защиты себя от народного волеизъявления на предстоящих выборах. Нужные проценты для Партии регионов, правильные мажоритарщики, системная оппозиция, которая отвечает за тех, кого приручила, – все это эшелонированные укрепления власти, которые она будет возводить по периметру будущего парламента. Такие персонажи, как Турчинов и Яценюк, вполне готовы стать системной оппозицией, и контролировать протестные настроения с помощью симуляции оппозиционной активности.
Непубличность Турчинова способствует подозрениям в ведении согласованной политики с Банковой
Конечно, бютовцам положено требовать свободы Тимошенко, дежурить у Качановской колонии и периодически стоять на митингах в честь своего лидера, но таковы условия контракта на работу в оппозиции. Партии регионов на всех не хватит – там своим места не хватает в проходном списке. Да и пройти в парламент в нынешних условиях намного выгоднее именно от оппозиционных сил – на западе и в центре страны это практически единственная гарантия выиграть (конечно, если в каком-либо округе не начнет слишком уж ретиво использоваться админресурс).
Непубличность Турчинова и отсутствие у него харизмы также способствуют подозрениям в том, что он вполне может вести согласованную с Банковой политику. Публичным лидером и полевым командиром он никогда не будет. Зато вполне договороспособен и настойчив в выполнении поставленных задач.
«Режим монополизировал протестный электорат центра и запада Украины. При этом малые партии выдавливаются из мажоритарных округов, - считает политолог Виктор Небоженко. – Это приведет к тому, что эти округа будут фактически проданы местным бизнесменам, которые тем самым пополнят партийную казну изрядно потрепанной «Батькивщины».
Представитель одной из таких малых партий, обделенных при монополизации оппозиционного бренда, Анатолий Гриценко заявляет о том, что 22 января Турчинов предлагал «подмахнуть» документ об объединенных действиях оппозиции, вообще этот самый документ не читая. Гриценко не одинок среди тех, кого к общему столу оппозиции не позвали – и тем самым обрекли эти политсилы на создание «второй оппозиции», которая будет конкурировать с законными оппозиционерами.
Партия на продажу
При главенстве Турчинова «Батькивщина» получит достаточные проценты для прохождения в парламент. Но не благодаря его усилиям, и даже не из-за заключенного лидера партии. Просто Янукович и ПР слишком уж быстро растеряли доверие электората, и голосование за «Юлину партию» будет самым логичным шагом. Да, под знаменем белосердечных в парламент пройдут не только идейные оппозиционеры. Впрочем, недавние массовые бега из фракции и партии продемонстрировали, что и во времена Юли их было немного. Но была Юля. Теперь она тоже есть, но кто и как интерпретирует ее мнение избирателям остается только догадываться.
«Батькивщину» без Тимошенко ждет новая эпоха: партия станет частью выстраиваемой на Банковой структуры формальной двупартийности. Без Тимошенко эту партию не наполнить реальными «соками», и Турчинов – совсем не тот человек, который может и желает это сделать. Он – прирожденный регент. И в этом статусе очень удобен власти.