Бізнес
Економіка
Почему международным финансовым организациям расхотелось кредитовать Украину
Гусары денег не берут! Правительство Николая Азарова тоже. Правда, по другим причинам. Увы, Украина больше не является примерным должником. МВФ, ЕБРР и Всемирный банк предпочитают если не свернуть, то существенно ограничить вливание дешевых денежных ресурсов в страну, с которой договориться о чем-либо в принципе невозможно.
В разгар мирового финансового кризиса в Международном валютном фонде смотрели на Украину как на идеальную модель управляемого выхода из сложной ситуации. Этакое показательное выступление, призванное успокоить критиканов за провалы политики МВФ в других государствах. Эксперимент почти удался. Но в самый последний момент у Фонда пропала необходимость оправдываться. Желающих получить деньги оказалось слишком много, причем многие в состоянии вести диалог и выполнять взятые на себя обязательства, даже ценой массовых протестов со стороны населения.
Пример Греции более чем показателен. Страна согласилась на массовые сокращения госслужащих и снижение зарплат. Даже как-то нелепо сравнивать с принципиальным несогласием украинского правительства повысить цены на газ для рядовых потребителей. В свою очередь Украина, не желая соглашаться на требования Фонда и нарушая взятые на себя обязательства, решила окончательно порвать с кредиторами, посягнув на базовые принципы любой демократической страны. Пресловутое «дело Тимошенко» вдруг изменило всю систему координат. Оказалось, что аборигены быстро учат испанский и даже могут стрелять из ружей. Но стоит отвернуться, как они тут же зажарят бедолагу из другого племени.
Как известно, основными донорами или акционерами международных финансовых организаций выступают экономически развитые страны, формально соблюдающие права и свободы своих граждан. Тон задают США. И вполне логично, что эта держава оказывает влияние на кредитную политику фондов. Потому не удивительно было услышать заявление заместителя госсекретаря США Филиппа Гордона о том, что когда страна нарушает демократические принципы, международным организациям, даже сугубо финансовым, становится сложно такое государство поддерживать.
Что такое расторжение кредитного договора, хорошо знает любой, кто занимал деньги в банке. Должник обязан почти немедленно погасить оставшиеся обязательства
В конце прошлого года директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек напомнил, что акционерами банка являются развитые демократически страны, которых очень волнует вопрос несоответствия принципов демократии судьбе экс-премьера Юлии Тимошенко. А раз это волнует акционеров, значит и ЕБРР.
Теперь «заволновался» Всемирный банк. В своей «Стратегии партнерства с Украиной на 2012–2016 гг.» он уже без каких-либо прозрачных намеков дает понять, что дружба с МВФ закончилась. А именно — существует вероятность расторжения действующего соглашения о кредите stand-by.
Что такое расторжение, хорошо знает любой, кто занимал деньги в банке. В этом случае должник обязан в определенный срок, обычно за месяц, погасить все оставшиеся обязательства.
Сейчас обязательства Украины перед МВФ составляют 9,25 млрд SDR, или более $14 млрд. Фонд — крупнейший кредитор страны. На его долю приходится 30% госдолга. Понятно, что МВФ не станет требовать вернуть эти деньги в месячный срок, как это принято у украинских банкиров, поскольку страна тут же объявит дефолт. Скорее всего, сохранится текущий график выплат без шансов на следующие транши. Но даже в этом случае правительству не позавидуешь.
До конца года необходимо вернуть Фонду $3,7 млрд. Предположим, что экономическая ситуация в стране сохранится на уровне прошлого года, во что верится с большим трудом после крайне низких показателей роста ВВП в январе на уровне жалких 2%.
Но если быть оптимистом, то в 2012 году необходимо изыскать сумму, соизмеримую с дефицитом платежного баланса в 2011-м, когда из страны ушло $2,5 млрд. С учетом денег МВФ получим чуть более $6 млрд.
Нельзя сказать, что сумма катастрофическая. Но проблема в том, что после разрыва отношений с Фондом ни один вменяемый инвестор не станет вкладывать деньги в страну, за исключением хозяев офшорных счетов, возвращающих то, что «оптимизировали» за счет бюджета. Паузу постараются выдержать и остальные международные финансовые организации, всегда ориентирующиеся на МВФ. Всемирный банк уже перешел к годовому планированию, тогда как ранее мог резервировать определенную сумму для Украины на четыре года вперед.
В правительстве почувствовали пока еще едва уловимый запах жареного. Обоняние премьера как всегда на высоте. Николай Азаров публично заявил: «Ни финансовых ресурсов извне, ни благоприятной конъюнктуры для товаров традиционного украинского экспорта ожидать не приходится». Остается лишь гадать: это признание перед расстрелом или попытка подружиться с реальностью. Если первое, то приближающиеся выборы многим запомнятся надолго. В особенности тем, во что превратится страна сразу после них. Дыру в платежном балансе придется сокращать за счет резервов НБУ со всеми вытекающими: девальвацией гривни и экономическим спадом. Если второе, тогда еще есть шанс запрыгнуть в последний вагон. По крайней мере, Фонд еще не успел сказать своего последнего слова. В противном случае предложение сделает Россия. Разумеется, из того разряда предложений, от которых отказываться не принято. При таких высоких отношениях глупо ожидать руки братской помощи республике, оказавшейся зажатой в углу, если ее можно добить ногами. И тогда от экономического суверенитета Украины не останется и следа. Как известно, там тоже гусары денег не берут. Они забирают все сразу.
Оценка материала:
Почему международным финансовым организациям расхотелось кредитовать Украину Дмитрий Гонгальский 02.03.2012