НОВОСТИ ДНЯ: Операція була не одна: нові подробиці про боротьбу Путіна за життя  Будинок за 1 євро. Як купити нерухомість у мальовничому регіоні Італії  Соляна криза: Одеська область запропонувала заміну "Артемсолі"  Чи можна оформити паспорт за кордоном. Інструкція для українських біженців  До Києва прийшло метеорологічне літо. Весна тривала аж 108 днів  Як правильно готувати бобові, щоб не страждало травлення: поради дієтолога  В Україні розповіли, навіщо знищувати Чорноморський флот і коли це може статисявсе новости дня
Бизнес
Технологии
21.03.2012 16017

Рецепты продвижения бизнеса в интернете

Если раньше, говоря о продвижении компании в интернете, подразумевалось создание качественного сайта, то теперь это всего лишь шаг «шаг ноль». Чтобы выделиться из сонма себе подобных необходимо последовательно  реализовывать грамотную и цельную стратегию. Об ошибках и находках своих клиентов Контрактам.UA рассказал руководитель отдела комплексных проектов компании «Ашманов и партнеры» Александр Федотов.

Из чего состоит комплексное продвижение бизнеса в Интернете? 

Александр Федотов: Самый первый компонент – это, собственно, сайт, презентующий ваш бизнес. Сайт должен быть грамотным, денег нельзя жалеть ни на техническую составляющую, ни на дизайн. Поэтому его наличие я называю «шаг ноль».

Следующий шаг – это выбор эффективных каналов привлечения клиентов на сайт, и он зависит от конкретных задач, стоящих перед бизнесом в текущий момент. Например, задача привлечения новых клиентов и продаж решается одной группой инструментов. Самые простые из них – контекстная реклама и SEO-оптимизация.

Если же вам нужно продвигать бренд и увеличивать его узнаваемость, необходима медийная реклама, присутствие в социальных медиа и определенные промо-акции. То есть, в зависимости от сроков и задач, мы просто подбираем инструменты, которые в данной ситуации будут максимально эффективными.

На какие расценки стоит ориентироваться при создании сайта для малого бизнеса, который должен решать бизнес-задачи?

Александр Федотов: Если говорить о малом бизнесе, то там вопрос цены очень критичен. Но я бы все равно никогда не рекомендовал делать даже сайты-визитки стоимостью несколько сотен долларов. Такой продукт, скорее всего, будет некачественным.

С другой стороны, нужно понимать, что если вы платите за сайт много, то эта цена, кроме самого сайта, включает еще и сервис по сопровождению проекта - коммуникации между клиентом и исполнителем. Вот здесь и может быть скрыт подвох: вероятность недопонимания между сторонами, ведущая к тому, что результат не будет соответствовать поставленной задаче.

Около 80% от общего количества заработанных денег в UA-нете забирают онлайн-магазины

Поэтому если сравнивать два сайта с разницей в цене, предположим, в два раза, то нельзя говорить о том, что более дешевый однозначно будет работать в два раза хуже.

Для каких видов бизнеса актуально продвижение бизнеса в Интернете? Это только компании, предоставляющие услуги конечным потребителям, как онлайн-магазины, или есть и другие категории?

Александр Федотов: Именно упомянутые категории забирают в UA-нете около 80% от общего количества заработанных денег, поэтому они наиболее активно инвестируют в свое развитие в Интернете. Есть еще и другие, например, большие бренды, которым нужно продвижение. Они могут позволить себе платить за узнаваемость, поэтому также продвигаются в Интернете.

Какой средний чек по комплексному продвижению бизнеса в вашей компании?

Александр Федотов: Комплекс зависит от набора каналов, с помощью которых мы обеспечиваем продвижение, поэтому я скажу по каждому из них отдельно. В нашей компании чек на СЕО-оптимизацию колеблется в диапазоне от 8 до 20 тыс. грн. Стоимость услуг по контекстной рекламе стартует от 15% за управление бюджетами в $700. Потолок бюджетов заканчивается очень высоко. Если говорить о социальных медиа, то большому бренду для качественного присутствия в Интернете нужны сотни тысяч гривен в месяц. Соответственно, его годовые бюджеты будут измеряться миллионами. Цена же всего комплекса будет зависеть от того, какие инструменты в нем задействованы.

Что происходит с бизнесом после завершения кампании по продвижению? Как часто должны повторяться такие кампании, или они должны быть постоянными?

Александр Федотов: Это опять же зависит как от целей, так и от выбранных инструментов. Поисковой оптимизацией нужно заниматься постоянно. То же правило верно и для контекстной рекламы. Если мы рассматриваем промо-акции, которые связаны с выходом продукта, услуги или товара, то они проводятся разово. Для социальных медиа необходимо постоянно поддерживать активность. Но в этой сфере мы практикуем обучение клиента самостоятельной грамотной работе. Сначала в течение полугода–года с небольшим мы ведем клиента, одновременно показывая ему, как работать в соцмедиа, а потом можем передавать активность ему самому. А вот СЕО обычно клиенты не хотят забирать себе.

Почему не забирают себе СЕО?

Александр Федотов: Потому что это специализированная задача. Клиенты не всегда могут отследить последние тренды и полностью учесть специфику своего проекта. Кроме того, у них просто нет всех необходимых инструментов для мониторинга и анализа – таких, какие есть в агентствах. Причина проста: агентства ведут много проектов. Мы видим, что происходит в разных тематиках, можем сравнивать различные стратегии и методики и выбирать наиболее эффективные для каждого конкретного проекта. У клиента же есть только один проект – его собственный, поэтому такой возможности нет.

Еще одна причина – нехватка квалифицированных кадров в штате. В компаниях, как правило, нет подготовленных грамотных специалистов, которые занимаются SEO за какие-то адекватные деньги.

ДОСЬЕ:
Александр Федотов

Руководитель отдела комплексных проектов компании «Ашманов и Партнеры Украина». Специалист в области построения комплексных поисковых кампаний. Работал в качестве интернет-маркетолога в нескольких компаниях в секторе IT-консалтинга и информационных управляющих систем (ERP). Реализовывал успешные проекты по поисковому маркетингу (SEO, PPC) на украинском и американском рынках.

У нас же есть все необходимые ресурсы, и по соотношению «цена-качество» компании получается выгоднее сотрудничать с агентством, чем держать SEO -специалистов в штате.

Часто ли случается, что при неправильно организованном SEO компания не только не получает позитивного результата, но и ухудшает свои позиции в поисковике?

Александр Федотов: Это происходит не слишком часто, но периодически ко мне обращаются знакомые или клиенты, которые по своей неграмотности скатываются в поисковиках. Совсем недавно к нам обратился один из больших ритейлеров, который получил санкции и не знал, что делать дальше. Проблема в том, что если подобное случается, то возврат на старые позиции происходит в течение нескольких месяцев, а то и года. То есть бизнес полгода недополучает эффекта по привлечению новых клиентов из  данного канала.

Переоценены ли на сегодняшний день социальные сети, как инструмент продвижения?

Александр Федотов: Сегодня цифры посещаемости социальных медиа и поисковых систем сравнимы: дневной охват Google и «ВКонтакте» в Украине примерно одинаковы. То есть социальные сети – это то место, где «тусуется» очень большая и разношерстная аудитория.

Недооценивать этот канал просто нельзя. Вопрос в том, что грамотно и эффективно работать с этим каналом в Украине еще не научились в силу специфики местной аудитории и из-за отсутствия необходимых знаний.  Как следствие, не все хотят инвестировать в отношения с клиентами, которые строятся с помощью социальных медиа. Поэтому большого количества правильных кейсов у нас еще нет, но они точно будут через какое-то время.   

Для кого в Украине сегодня полезно и интересно продвижение в социальных сетях?

Александр Федотов: Продвижение в соцсетях хорошо подходит, например, для ресторанов. Скажем, локальная пиццерия может купить таргетированную рекламу во «ВКонтакте», набрать с ее помощью группу из пользователей, живущих в заданном районе, а затем мотивировать эту группу разными скидочными предложениями. Та же схема подходит для спортклубов.

Сейчас в соцсетях пытаются продвигаться интернет-магазины, но я не могу сказать, что их активность окупается. Да, определенные вещи у них получаются, но, по моим наблюдениям, они пока только инвестируют в этот канал и еще долго еще будут инвестировать, пока он не станет окупаемым.

Еще социальные медиа очень эффективны для тех видов бизнесов, которые дают скидки. В частности, для закрытых клубов по интересам, типа ModnaKasta, Le Boutique и т.п.

Чем отличаются социальные сети между собой с точки зрения продвижения?

Александр Федотов: Наибольший охват в Украине у сети «ВКонтакте». Насчет ее аудитории уже успел сложиться стереотип, что это сплошь школьники. Да, они там проводят много времени, но пользователей более взрослых категорий в этой сети тоже немало.

В сеть «ВКонтакте» люди приходят за фаном – картинками, видео, подурачиться. И среди них много студентов. Если ваш бизнес ориентирован на них, то «ВКонтакте» - то, что вам нужно.

А Facebook – это сеть экспертов. Туда люди приходят, чтобы «на других посмотреть и себя показать». Могу сказать по себе, что «ВКонтакте» я больше использую для разнообразных личных целей, общения с друзьями, а Facebook – только для рабочих вопросов. Уверен, многие люди так же разделяют свои социальные активности.

Аудитории этих двух соцсетей, безусловно, пересекаются, но нужно понимать, что в Facebook людей раза в три меньше, чем во «ВКонтакте». И реклама там дороже в несколько раз.

Обычно, когда клиент к нам приходит впервые, он хочет продвигаться в Facebook. И в процессе работы мы пытаемся вместе с ним разобраться: возможно, «ВКонтакте» для него тоже интересен, а продвижение в этой соцсети для него будет более дешевым и эффективным. Есть еще Google+, но по количеству зарегистрированных пользователей он на два порядка менее емкий, чем Facebook. В мировом масштабе Google+, скорее всего, будет расти, правда, не уверен, что этот рост будет экспоненциальным. Но в Украине мы еще никому не рекомендуем эту сеть для продвижения.

Цифры посещаемости социальных медиа и поисковых систем сравнимы: дневной охват Google и «ВКонтакте» в Украине примерно одинаковы

К Twitter я отношусь скептически, потому что функциональность Facebook перекрывает этот сервис. Кроме того, количество пользователей Twitter в UA-нете невелико и давно уже не растет быстрыми темпами. В Украине он не стал суперпопулярным, и, скорее всего, уже не станет. Он не охватит широкий В2С-сектор, с которым можно работать. Хотя, как средство гражданской журналистики Twitter останется актуальным для нашей страны.  Справедливости ради нужно отметить, что есть, конечно, отдельные успешные кейсы: например, в России через Twitter продают обувь. Но таких примеров – единицы.

Каковы особенности продвижения сайтов масс-медиа?

Александр Федотов: Для сайта СМИ нужен поток трафика. И важно получать этот трафик как можно дешевле. А еще для СМИ важно формировать ядро лояльных пользователей – тех людей, которые сами приходят на сайт и за привлечение которых не нужно платить каждый раз.  И если это ядро сформируется и станет достаточно большим, то в какой-то момент, возможно, необходимость платить за трафик отпадет.
Именно для СМИ социальные сети представляют большой интерес. Потому что в соцсеть человек заходит, скорее всего, каждый день, а на сайт СМИ – не каждый. Если с ним подружиться в социальных сетях, то можно транслировать ему новости напрямую. Я лично сейчас не пользуюсь RSS, а получаю рассылки от всех, кто мне интересен, через «ВКонтакте» или Twitter.

Если говорить о других инструментах для СМИ, то без СЕО они тоже не обойдутся – в поисковиках очень много их потенциальных посетителей. Контекстная же реклама более актуальна для больших порталов. В таком случае с ее помощью можно привлекать людей по минимальной стоимости.

Насколько все озвученные выше методы актуальны для мобильного Интернета?

Александр Федотов: В самом начале интервью я сказал, что у компании обязательно должен быть сайт, а сейчас добавлю, что также у нее должна быть мобильная версия сайта. Это еще один «шаг ноль».

Мобильный Интернет – это однозначный и очень быстро растущий тренд. Важно и то, что в этом сегменте сосредоточена платежеспособная аудитория. Не работать с ней было бы большой ошибкой.

Как клиент может измерять эффективность кампании по продвижению бизнеса?

Александр Федотов: Путем анализа каждого канала продвижения по отдельности. Например, если наше агентство рассматривает эффективность СЕО, то для этого мы используем собственное ноу-хау – показатель видимости клиентского проекта. Мы делаем 300 запросов и получаем агрегированный показатель видимости. Когда сайт находится по запросу на первом месте – у него 100% видимость, а когда на 10 месте – 5% видимости. По изменению этого показателя можно отслеживать то, как видимость сайта растет или падает.

Еще есть два важных показателя – количество брендового трафика и количество тайп-ин трафика. Брендовый – это когда люди ищут компанию по имени, а тайп-ин трафик – это когда люди вбивают название вашего сайта. Динамика изменения этих показателей должна быть положительной.

В контекстной рекламе мы рассчитываем оптимальную стоимость клика и стоимость конверсии.

Далее, конечно, мы смотрим на бизнес-показатели (если клиент может их предоставить) и проводим уже тонкую настройку, вплоть до ключевых слов, которые продают или не продают. Что-то отключаем, что-то добавляем, пытаемся максимизировать ROI в пределах бюджета клиента. Но клиенты не всегда понимают эти инструменты, поэтому мы их обучаем, объясняем.

Оценка материала:

4.80 / 10
Рецепты продвижения бизнеса в интернете 4.80 5 10
Бизнес / Технологии
21.03.2012 16017
Еще материалы раздела «Технологии»