Бізнес
Економіка
Варяги. Жизнь эстонцев после вступления в ВТО не очень изменилась
Рина и Рейн Тамм живут в Таллинне всю свою жизнь. Наиболее яркие экономические события, которые они помнят — это отмена советского рубля, введение эстонской кроны, а также вступление Эстонии в Евросоюз. А вступление во Всемирную Торговую организацию с удовольствием вспоминает только глава семейства.
Наши герои:
Рейн Тамм,
42 года, коммерческий директор по экспорту производственной
компании «EESTI», ежемесячный доход 30 тыс. крон
Рина Тамм,
41 год, начальник отдела в банке, ежемесячный доход 30 тыс. крон
Рина и Рейн Тамм живут в Таллинне всю свою жизнь. Наиболее яркие экономические события, которые они помнят — это отмена советского рубля, введение эстонской кроны, а также вступление Эстонии в Евросоюз. Именно эти шаги Эстонии наиболее ярко отразились на их повседневной жизни. А вступление во Всемирную Торговую организацию с удовольствием вспоминает только глава семейства. Компания, где он является коммерческим директором по экспорту, занимается производством и продажей, в том числе за рубеж, электротехнической продукции. «После вступления в ВТО, — рассказывает Рейн, — многие таможенные вопросы стали решаться для нас намного проще». В остальном же жизнь эстонцев после 1999 года (год, когда страна оказалась в ВТО) осталась прежней. И даже такие перемены, как членство в ЕС, не сильно отразились на образе и стиле жизни семьи.
Рина работает начальником отдела в банке, ее заработная плата — 30 тыс. эстонских крон ($3 тыс. или 14 250 грн.). Признается, что приятно зарабатывать столько же, сколько муж, хотя ее работа намного спокойнее. Для того чтобы стать банковским служащим, она 15 лет тому назад получила второе образование, закончив экономический факультет Таллиннского международного университета. Образование было платное: за два года обучения заплатила 80 тыс. крон (38 тыс. грн.). Учебу оплатили из семейного бюджета. Выбора не было — диплом Таллиннского политехнического института (первое образование Рины) не открывал больших перспектив, а вот мужу образование политеха очень помогло в жизни.
Семья Таммов смогла купить жилье только в 2003 году, когда каждому уже было далеко за 30. Купили недалеко от центра Таллинна трехкомнатную квартиру площадью в 80 кв. м. Заплатили 1,5 млн. эстонских крон ($150 тыс.). Поскольку сумма большая, часть средств взяли в кредит. Ипотека обошлась семье в 3% годовых плюс разовый евросбор. Сейчас же, как говорит Рейн, такая квартира стоит все 2,5 млн. эстонских крон ($250 тыс.).
О здоровье семьи Тамм заботятся их компании-работодатели — у каждого медицинская страховка. Поэтому на медицину ни Рина, ни Рейн ничего не тратят. «Конечно, это совсем не означает, что надо плюнуть на свое здоровье, — говорит Рейн, — совсем наоборот. Но медицинское страхование гарантирует, что в случае чего мы точно получим квалифицированное медицинское обслуживание».
После вступления Эстонии в Евросоюз семья стала часто путешествовать, в основном по европейским странам. В путешествие отправляются раз в два-три месяца. Если не очень далеко, то едут на своей машине — Sаав. Год назад купили авто за 500 тыс. эстонских крон ($50 тыс.). Сейчас если семья решит ее продать, за него отдадут не больше 400 тыс. эстонских крон ($40 тыс.).
По словам Рины, так как они, живут все представители среднего класса в Эстонии. Работают, всегда стремясь повысить свой профессиональный и материальный уровень. А в свободное время много путешествуют, 4-6 раз в неделю встречаются с друзьями в кафе и ресторанах. Правда, такая любовь к заведениям общепита наблюдалась у эстонцев всегда, а не только после того, как страна стала членом ВТО. Зато сейчас в Таллинне стало намного больше мест, куда можно пойти. А также, к сожалению коренных жителей, намного больше туристов из Европы, особенно финнов, выпивающих на своем пути все алкогольные напитки. Но они, как и выросшие цены на сахар, уже последствия членства в ЕС, а не в ВТО.
3,9 млн. в корзине…
Жители мегаполисов сталкиваются ежедневно с более 5 тыс. рекламных сообщений. В этой суматохе даже самый лучший бренд может потеряться и остаться незамеченным. В связи с этим необходимость выбора правильного медиа-носителя сложно переоценить
Банковские услуги, продукты питания, туристические и страховые услуги, одежда и бытовая химия — все товары в этих категориях столь похожи между собой, что потребитель выбирает то, о чем он больше слышал. То есть главное сегодня — это привлечь внимание.
А что может привлечь внимание лучше, чем динамичная картинка монитора? Потребители устали от рекламных роликов и попросту игнорируют исходящие рекламные сообщения.
Другое дело, жк-мониторы в общественном транспорте. По многочисленным исследованиям, более 80% людей отмечают, что в метро им часто нечем себя занять. 90% из опрошенных говорят, что именно мониторы в вагонах делают поездку более приятной.
Средняя длительность поездки в метро — 15-30 минут. Житель мегаполиса в среднем совершает 30 поездок в месяц, т. е. ежемесячно пассажиры проводят в метро 12 часов. Именно столько времени есть у рекламодателей, чтобы показать свои товары.
«Планируя сетку программ, мы исходим из того, что людей необходимо заинтересовать, привлечь их внимание к экрану, а уже потом демонстрировать рекламные сообщения, — говорит директор РА «Медиа Сейлз Групп» Кикнадзе Шорена. — Наш носитель, как обычный телевизор, с информационно-развлекательными сюжетами (новости, фильмы, исторические сюжеты) и небольшими рекламными паузами в перерывах, которые не «воспринимаются в штыки», поскольку достаточно информативные и лаконичные».
Метрополитеном пользуются от школьника до руководителя компании, которого пробки на дорогах вынудили спуститься в метро. По последним данным, метрополитеном ежедневно пользуется 3,9 млн. человек. Финансовая привлекательность носителя не оставит равнодушным даже самого экономного рекламодателя. Стоимость одного рекламоконтакта находится в пределах 0,001 — 0,003 грн. Все зависит от количества выбранных линий метрополитена, продолжительности ролика, времени и частоты показов, а также от длительности рекламной кампании.