Два разработчика из СНГ, один из которых сумел собрать денег на свой проект на американской платформе краудфандинга, а второй – нет, в эксклюзивном интервью Контрактам.UA рассказали о причинах успеха и поражения на Kickstarter.
Лавры победителя
Какие перспективы у русскоязычных проектов на западных платформах краудфандинга?
Александр Дергай: Хорошие. Хотя многих останавливают юридические ограничения – для размещения проекта нужны друзья или посредники в США или в Великобритании. Еще многие понимают, что презентация проекта и его продвижение должны быть на достаточно высоком уровне, а готовность проекта должна составлять хотя бы 60-80%, чтобы было что показать. На мой взгляд, только немногие звезды геймдева, такие как Тим Шаффер, Брайан Фарго или компания Obsidian могут разместить на Kickstarter только идею проекта и собрать миллионы долларов. Неизвестным разработчикам, и тем более не из США, такие методы не подойдут.
Минимальный арсенал проекта перед размещением на Kickstarter?
Александр Дергай: Для старта необходимы как минимум: хорошая видео-презентация, желательно с элементами геймплея, которая показывает интересный проект и энтузиазм разработчиков, плюс грамотное английское описание, хорошие призы и скриншоты игры и арт. Чем больше всего, тем лучше.
Насколько активной была помощь русскоязычного населения?
Александр Дергай: Достаточно активной. В основном о проекте узнали из публикаций на двух профильных сайтах, где о нас написали хорошие статьи. По приблизительным оценкам, около 7-8% собранной суммы пришло от русскоязычных бекеров (инвесторов – ред.). А владелец одного сайта организовал сбор в поддержку нашей игры, в итоге от них нам пришло $2 тыс., причем $1 тыс. – лично пожертвовал владелец ресурса. Это небольшой процент по сравнению с общей запрашиваемой суммой, но поддержку оказало очень большую.
Поддерживаете ли вы связь с бекерами?
Александр Дергай: Да. Мы регулярно публикуем обновления проекта на Kickstarter, общаемся на форуме cвоего сайта. А несколько дней назад начали закрытое бета-тестирование игры. Проект продвигается хорошо, но нам уже пришлось перенести сроки выхода – обещали в октябре этого года, а выйти сможем только в 2013-м. Но эти задержки не были восприняты негативно, наоборот, нас продолжают активно поддерживать.
Как удалось избежать юридических ограничений на публикацию иностранных проектов на Kickstarter?
Александр Дергай: Помогли знакомые из США, которые обеспечили техническую часть проекта для открытия счета и авторизации на Amazon Payments, этот сервис использует Kickstarter для платежей. Пока непонятно, будем ли мы платить какие-то налоги – налоговые формы 2012 года придут лишь в феврале следующего года. Но мы думаем, что на данный момент налоги платить не придется, так как эти деньги не являются доходом, а были инвестированы в разработку нашей игры.
Есть ли перспективы у русскоязычных платформ краудфандинга?
Александр Дергай: Перспективы, безусловно, есть, но у нас даже нет такого понятия, как краудфандинг. Этот термин знают немногие. С другой стороны, в русскоязычном пространстве есть много недоверия к разным финансовым схемам в интернете. Думаю, что несколько больших и успешных проектов при соответствующем освещении в СМИ смогли бы поменять эту систему. Плюс, насколько я знаю, есть законодательные сложности, ограничивающие работу платформ у нас.