Два разработчика из СНГ, один из которых сумел собрать денег на свой проект на американской платформе краудфандинга, а второй – нет, в эксклюзивном интервью Контрактам.UA рассказали о причинах успеха и поражения на Kickstarter.
Проиграть битву, но выиграть войну
Digitilus – первая компания из Украины, которая разместилась на Kickstarter?
Евгений Жуков: Это не совсем украинская компания. Она организована выходцами из Украины, но присутствие компании в Украине ограничивается лишь несколькими программистами, работающими удаленно по совместительству, и мной, когда я возвращаюсь из-за границы в Украину. На данный момент у компании есть сотрудники во многих странах мира: два фул-тайм программиста в России, музыкант в Польше, концепт-артист в Аргентине и т.д. Однако вся бизнес-активность компании осуществляется за рубежом.
Какие перспективы и особенности размещения русскоязычных проектов на платформах краудфандинга, в частности, Kickstarter?
Евгений Жуков: Очень хорошие. Kickstarter позиционирует себя как всемирная платформа. Многие полагают, что краудфандинг, как явление, и Kickstarter, как платформа, – американские реалии. Но на сегодня есть достаточно примеров удачных проектов из России, Беларуси и даже из Украины, собиравших денег там. Вопрос «Откуда проект?» для аудитории Kickstarter не принципиальный. Беккеров в первую очередь интересует непосредственно сам проект. А уж то, будет ли он делаться в Америке, Украине или Китае, для публики на Kickstarter, как правило, не важно.
Что мешает украинцам собирать деньги через Kickstarter?
Евгений Жуков: Cайт использует для «биллинга» (денежных операций – ред.) AmazonPayments. Людям приходится подстраиваться под правила Amazon. В частности, речь идет о требовании быть гражданином США либо иметь статус резидента, или иметь бизнес в США с физическим присутствием (наличие офиса). Только эти категории могут принимать деньги с других аккаунтов. По моим наблюдениям, именно это есть самая главная причина очень слабого присутствия проектов из СНГ. Безусловно, эта проблема решается с помощью друзей или посредников из США. Пока Kickstarter не поменяет биллинг-партнера, или не добавит другие платежные системы, ситуация кардинально не изменится.
Вторая, не менее важная проблема – язык. Kickstarter – англоязычный ресурс и представление там проекта требует действительно высокого уровня владения английским языком. Лишь очень немногие отечественные авторы проектов обладают достаточным уровнем владения языком.
Третьей проблемой считаю нашу глобальную изоляцию от западной аудитории. Часто слышу мнение, что в Америке о нас знают и слышат. Реальность же такова, что в Америке на самом деле крайне мало знают о том, что такое Украина именно по причине крайне слабого присутствия украинцев на профессиональных англоязычных медиа-ресурсах. Для западного обывателя Украина расположена где-то между Европой и Сибирью, где находится Чернобыль и живут братья Кличко.
А есть ли еще подобные платформы, которые не ставили бы жесткие ограничения по платежам и регистрации?
Евгений Жуков: Да, на Facebook есть группа «Русские на Кикстартере», где регулярно публикуется масса полезной информации. К сожалению, на сегодня Украина остается аутсайдером в плане возможности открытия аккаунтов и размещения проектов на иностранных платформах. Например, россияне могут принимать средства на PayPal и осуществлять продажи в AppStore. У граждан Украины такой возможности нет.
Почему вашему проекту не удалось собрать требуемую сумму?
Евгений Жуков: Неизвестный проект неизвестной на западе команды. Англоязычная пресса начала реагировать только на 18-й день нашей кампании, что вынудило нас перезапустить ее через 4 недели, но было поздно. Пришло лето — многие были не готовы тратить деньги на игры перед отпуском. Наша кампания совпала со стартом Steam Summer Sale – бекеры сами писали, что дали бы больше денег, но уже потратились на распродаже игр на Steam. Во время нашей кампании стартовал проект приставки OUYA на Android, который просто вымел все лишние деньги у бекеров и оставил на мели большинство проектов в тот период времени. Многие наши бекеры вдруг аннулировали свои вложения и перекинулись в тот проект.
Кроме того, сумма в $200 тыс. считается достаточно высокой планкой для неизвестной команды. Но нам удалось собрать $128 тыс., что уже само по себе показательно. Аудитория готова принимать новые и интересные проекты от неизвестных независимых разработчиков. Поэтому мы не останавливаемся, и сейчас готовимся к новому запуску проекта в рамках нашей игры.
Минимальный арсенал проекта перед стартом на Kickstarter?
Евгений Жуков: Целевая аудитория платформы – любители всего нового и независимого. Здесь на «ура» встречают аутсайдеров, гиков, новаторов и прочих «тру инди». Мои рекомендации проектам: ориентироваться на РС, Mac и Linux; обещать издание проектов на независимых площадках вроде Steam, GOG или Desura и соблюдать одно неписанное правил от Kickstarter – не демонстрировать связи с крупными издателями вроде Electronic Arts или Activision и не обещать издавать проекты на их площадках, вроде Origin. Бекеры крайне болезненно реагируют на такую информацию.
Насколько активной была помощь русскоязычного населения?
Евгений Жуков: Крайне низкой. О нас написали всего несколько русскоязычных СМИ, гораздо меньше, чем английских. Наши запросы поголовно проигнорировали все крупные русскоязычные игровые порталы, а реакция местной публики в русскоязычных группах в соцсетях и на игровых сайтах была крайне скептическая.
Планируете ли размещаться повторно?
Евгений Жуков: На данный момент мы готовимся к новой кампании, которая должна начаться в декабре. Главные критерии успеха проекта на Kickstarter: интересная или необычная идея; сильное «коммьюнити» проекта; хорошее освещение проекта в масс-медиа. Для многих проектов решающим фактором считается наличие в составе команды известных личностей. Это, практически, залог успеха даже самой пустой и глупой идеи.
Мы решили поменять тактику. Во-первых, объявили о возможности поддержать нас напрямую через сайт http://store.digitilus.com/, чем воспользовалось более 500 наших поклонников. Во-вторых, решили разбить проект на части и выходить на Kickstarter регулярно за небольшими суммами ($20-30 тыс.), собирая на очередной этап работ. В-третьих, такие регулярные выходы позволят нам быть у публики на виду, постоянно напоминая о проекте в прессе и демонстрируя прогресс работы.