НОВИНИ ДНЯ: Байден помилував свого сина Гантера  Зеленський назвав ім'я політика, який має вплив на запрошення України до НАТО  Що ж таке хумус і з чим його їсти: користь та шкода продукту  Що відбувається всередині Сонця: вчені нарешті з'ясували  У ЗСУ заявили про "правду посередині" у питанні мобілізації 18-річних  Пов'язане з особою. Зеленський назвав найважче питання перед переговорами з РФ  Скільки хвилин треба варити сушені гриби: яка помилка може зробити їх твердими й несмачнимивсі новини дня
Кабінет директора
Стратегические посиделки
09.01.2013 4707

Жизнь или кошелек: почему украинцам необходим финансовый ликбез

Сегодня финансовая безграмотность – весомая проблема. Потребители финансовых услуг не умеют читать финансовые документы, при заключении сделки не узнают все правила предоставления услуги и свою ответственность. Более того, считают, что, подписав документ вроде гарантии или поручительства, но, не взяв при этом денег, материальной ответственности не несут.

Таким образом, понимание нами необходимости формализации отношений с банками, страховыми и т.д. – это первые показатели нашей финансовой грамотности. Как потребитель, каждый из нас должен понять, что очень высокая ставка по депозиту в банке для собственного кошелька – то же самое, что и очень дешевая колбаса – для нашего желудка! И что нулевых кредитов не бывает, как и бесплатного сыра в мышеловке: за него уже заплатила первая мышка!

Для того чтобы украинцы это поняли, нужно объяснить, как работает финансовая система. Чем больше человек знает об услуге, тем ему проще принять решение. Человек не знает как работают «МММ», но ему говорят, мол, «принеси немного денег – и в конце ты получишь целый мешок». И он этому верит, потому что не понимает, как это работает.

Программы по финансовому просвещению существуют во многих странах. Например, в России хорошо развита программа финансовой грамотности. В комиксах, мультфильмах или коротких игровых сюжетах на ТВ объясняют популярно, как работает финансовая система, куда  обращаться потребителю при возникновении проблем, на что нужно  обращать внимание. Надо такие программы внедрять у нас. Потребителям не нужны специализированные финансовые и банковские телеканалы – информация должна предоставляться по тем каналам ТВ, которые смотрит большинство населения. При этом программа финансового образования  должна охватывать все финансовые услуги на рынке.

В отношении страхования, деятельности кредитных союзов, продажи товаров в группах мы как потребители еще более безграмотны, чем с банками. Финансовая безграмотность настолько велика, что, недопоняв объяснений, например, менеджера в банке, мы готовы «искать счастья» в другом сегменте финансового рынка, - и непременно сталкиваемся с еще большими проблемами.

sv

Михаил Стрельников

советник главы Госпотребинспекции, председатель правления организации «Фінансова грамота України»

Человеку нужно дать общее понимание финансов, чтобы он мог сложить для себя какую-то картину. Только после этого он сможет делать осознанный выбор. Ведь Закон Украины «О защите прав потребителей» говорит, что потребитель имеет право на осознанный выбор. А для этого он должен получить достоверную и полную информацию. Наши потребители такого выбора сделать не могут – они лишены этой информации. Да что говорить, большинство потребителей считает, что на банки и другие финучреждения надо жаловаться в Нацбанк, даже не подозревая, что это сфера Государственной инспекции по защите прав потребителей!

Если у потребителя нет достоверной и доступной информации, для него общение с финансовым рынком – все равно, что игра в рулетку. У нас большая часть тех, кто вкладывает деньги в банки, – люди азартные. А те, кто не азартен и не доверяет банкам, держат наличные под подушкой. Не зря и Мировой банк, и МВФ подчеркивают, что мы просим кредиты в то время, как в стране на руках у населения находятся миллиарды вне оборота экономики. Что делать с этими деньгами, чтобы они работали? Как только эти деньги пойдут в экономику, и как только банковская система начнет кредитовать экономику, а не заниматься спекулятивными операциями, пользу от этого сразу же ощутят все.

Пока  наше население не умеет пользоваться безналичными расчетами, у нас в стране действует повальный наличный оборот. За рубежом люди с собой наличных носят мало – они пользуются  полным спектром финансовых услуг, предоставляемых теми же банками. А у нас для большинства населения банки – это место платежей за коммунальные услуги.

Именно поэтому необходима Концепция национальной стратегии финансовой грамотности. Об этом говорят и эксперты Всемирного банка. Ни одно государственное, ни одно частное учреждение не справится с созданием такой Концепции самостоятельно – это можно сделать только вместе.

Материал предоставлен изданием «Личный счет»

Оценка материала:

4.60 / 5
Жизнь или кошелек: почему украинцам необходим финансовый ликбез 4.60 5 5
Кабінет директора / Стратегические посиделки
09.01.2013 4707
Еще материалы раздела «Стратегические посиделки»
  • Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

    Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.

  • Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

    Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.

  • Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

    Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.

  • Если Dior, то Dior: вести бьюти-бизнес надо красиво Если Dior, то Dior: вести бьюти-бизнес надо красиво

    Людмила Севрюк, директор «Брокард-Украина», о рынке красоты и его теневой стороне. Почему до сих пор в бьюти-индустрии многие компании позволяют себе работать непрозрачно по отношению к клиенту и государству.

  • Мир тунца: как добиться успеха во времена турбулентности Мир тунца: как добиться успеха во времена турбулентности

    Кризис не только предлагает руководителям бизнеса бесконечные вызовы, но и открывает новые возможности для развития. Повторение мантры «Мир никогда не будет прежним» ничем не поможет. Поможет зрелость управленческой команды и продуманность выбранной стратегии, считает эксперт по поиску управленческого персонала компании Amrop Executive Search Ukraine Светлана Рощупкина.