Життя та Стиль
Стиль
Современное украинское искусство: увидеть и понять
Выставка Art Kyiv Contemporary 2013, которая в ноябре прошла в «Мистецьком Арсенале», осветила культурные и социальные процессы в Украине.
«Эй, братуха, ходь сюда побазарим!», – два «типочка» в традиционных «спортивках» и «кепариках» задирались к прохожим. Рядом пухлая продавчиня семечек зазывала приобрести стакашку народного продукта. Происходила эта «реальная движуха» в светлом и уютном павильоне «Мистецького Арсенала» на выставке современного искусства Art Kyiv Contemporary 2013 с 13 по 1 декабря.
Перформанс организовал Союз вольных художников «Воля або смерть» под предводительством Антина Мухарского. Художники, исследуя феномен массового жлобства в Украине, сатирически изображают его в героях своих работ – народных депутатах, бизнесменах, простых пацанчиках с района. Павильон пользовался высокой популярностью среди посетителей выставки. Возможно, в жлобстве кроется часть народной ментальности. А, может, здесь было просто весело. Вольных художников порой обвиняют в социальном расизме, в пошлости произведений. Вопреки предрассудкам «жлобисты» покоряют искусством посмеяться над собой – одной из самых действующих ментальных терапий.
Art Kyiv Contemporary проходила в формате арт-форума: работы были объединены в проекты, а основной акцент сделан на идею, смысл и целостность экспозиции. Для полного понимания произведений сейчас нужно знакомиться с концепцией, иначе скрытый смысл символов и авторских посланий будет утерян.
Выставка собрала 35 проектов от 250 художников со всей Украины. Зрителю представилась возможность увидеть срез и динамику развития украинского искусства: от признанных мастеров до молодых художников, от традиционной живописи и скульптуры до экспериментальных инсталляций.
Открывали выставку проекты молодых авторов. «Индустриальный эдем», созданный художниками Антоном Логовым, Степаном Рябченком, Даниилом Шумихиным, Юрием Сивириным, Ярославом Солопом, под предводительством кураторов Андрея Сидоренка и Ирины Яцик, поднял проблему нового социального счастья – технического рая в каждом доме, без которого современное общество не мыслит достойного существования.
Проект «Незнание-сила» куратора Катерины Филюк и молодых авторов констатировал, что сейчас незнание части информации дает простор для свободы и творчества, а исторический архив становится источником вдохновения и материалом для миксов, сочетаний, коллажей.
Куратор Марина Щербенко предложила философский проект «Искусство видеть» от молодых художников Назара Билыка, Даниила Галкина, Степана Рябченка и др. подчеркнув важность опыта созерцания.
Максим Волошин
Директор галереи «Мистецька збірка»
Галерея OntoArtGallery представила «Золотую коллекцию» самого дорогого отечественного художника Анатолия Криволапа: многочисленную экспозицию монументальных захватывающих пейзажей.
Известный автор Арсен Савадов презентовал проект «Commedia dell Arte: Арлекин и Пьеро в Крыму». На парадоксальных фото Арлекин и Пьеро в сопровождении свиты балерин помещены в знакомые нам крымские реалии.
Зинаида Лихачева в свето-звуковой инсталляции In&Out показала синтез разных языков искусства: звука и цвета. Три пианино – красное, синее, желтое – под изменением освещения и в сопровождении приятной музыки сияли, меняя цвет.
К переосмыслению советского прошлого подводит кураторский проект Зарины Тайц «Советская Мандала», созданный художником Анатолием Ганкевичем. Автор с удивительной точностью и техничностью в своих работах изобразил самые популярные настенные украшения СССР – ковры.
Сейчас мы ковры со стен сняли, а какие картины повесить вместо них не знаем. Отечественный арт-рынок пока находится в процессе становления. Украинский коллекционер консервативен и не спешит вкладывать средства в экспериментальные решения современных авторов. Отечественный зритель, особенно старшее поколение, мало готов к восприятию и принятию contemporary art.
Современное искусство, которое предлагает Арсенал, противоречиво, круг галерей узок и даже замкнут, критерии участия размыты. Порой, рядом с качественными произведениями, под соусом концептуальности подаются работы, больше похожие на коллажи и пародии из соцсети. Многие из использованных приемов на Западе были актуальны полстолетия назад.
Несмотря на недостатки, радует динамика процессов в арт-сегменте, рост внимания к арт-рынку со стороны СМИ, политической и бизнес-элиты, наличие масштабных выставочных площадок, появление молодых художников.
Искусство – одно из самых правдивых социальных зеркал. Оно, как и выставка в Арсенале, отражает процессы в Украине: жлобство, подражание Западу, советское наследие, попытки построить индустриальный рай рядом с колоритными пейзажами, социальные настроения. И очень важно давать людям возможность посмотреть в это зеркало и увидеть там себя. Главное, чтобы это зеркало не было кривым, иначе выставки превратятся в комнату смеха.