Кабінет директора
Стратегические посиделки
Задача для новой власти – прекратить налоговый рэкет
Система налогообложения в Украине и Налоговый кодекс вполне соответствуют европейским стандартам. В течение двадцати лет налоговая система усовершенствовалась и оттачивалась, адаптировалась под реалии в Украине.
Основные проблемы существующей системы связаны с грубым нарушением принципа верховенства права в работе налоговых органов. Все усилия налогового ведомства были подчинены единственной цели – пополнение бюджета. Принцип целесообразности полностью доминировал над принципом верховенства права.
Основные проблемы существовавшей системы администрирования налогов:
1) Управление объемами налоговых поступлений в «ручном режиме». Это такое распространенное явление, как налоговая нагрузка. Обязательный к декларированию и уплате процент от суммы доходов (без учета расходов) устанавливался и пересматривался налоговыми органами. В основе формирования налоговой нагрузки – неформальный баланс интересов бизнеса и потребностей бюджета. Я бы сформулировал это так: «Какую сумму средств в бюджет можно выбить с предпринимателя, чтобы его бизнес не загнулся и чтобы предприниматель не начал громко возмущаться».
Вторая составляющая налоговой нагрузки – это так называемые «суммы на акт». Тем налогоплательщикам, которые включены в план налоговых проверок, предлагалось согласовать с проверяющими результат проверки, то есть сумму доначислений по результатам проверки. Эта сумма зависит от уровня доходов налогоплательщика и аппетита налоговой инспекции. Сумма никак не зависит от установленных законом ставок налогов и от тех сумм платежей в бюджет, которые ранее осуществлялись налогоплательщиком.
Такого рода договоренности практически всегда сопровождались дачей взятки конкретным должностным лицам налоговых органов.
Дмитрий Гарный
Киевский центр поддержки и развития бизнеса
2) Существование грубых незаконных методов воздействия на налогоплательщика, отказывающегося соблюдать неписаные правила. Здесь, в первую очередь, нужно сказать о блокировании сдачи налоговой отчетности и регистрации налоговых накладных. С переходом на электронную отчетность юридические лица, которые не выполняют показатели налоговой нагрузки и другие требования налоговых органов, регулярно сталкиваются с необоснованными отказами в принятии отчетности, «сбоями» в работе программного обеспечения.
3) Отсутствие действующего механизма привлечения к ответственности должностных лиц налоговых органов. Высокая толерантность общества к налоговому рэкету. В налоговых органах ведется борьба с коррупцией, в то время как существующий криминальный механизм сбора налогов всегда сохранялся и прикрывался сверху.
Основные пути решения проблемы:
1) Проведение люстрации в структуре налоговых органов по тому же принципу, что и в судебной системе. Объектом анализа должны быть акты налоговых проверок с существенными суммами налоговых обязательств и заведомо неправомерным начислением обязательств. Также необходимо проверить реальное имущественное состояние руководства налоговых инспекций и других ключевых работников Министерства доходов сборов (Налоговой администрации).
2) Постоянный общественный контроль, мониторинг со стороны СМИ взаимоотношений «налоговая - бизнес». Поощрение руководителей и собственников бизнеса в раскрытии их коррупционных связей с представителями налоговых органов (с обязательными гарантиями для таких налогоплательщиков).
3) Дополнение Налогового кодекса Украины специальными нормами о механизмах защиты прав налогоплательщиков от неправомерных действий и требований работников налоговых органов.
4) Усиление прокурорского надзора в сфере администрирования налогов.
5) Создание и реализация программы по улучшению налоговой культуры в обществе. Считаю, что эту задачу должны выполнять авторитетные неправительственные организации.
Что касается структурных изменений в ведомстве (переподчинение, разделение налоговой администрации и таможенной службы и т.д.), я считаю эти действия второстепенными.