НОВИНИ ДНЯ: Чому Байден дозволив бити далекобійною зброєю по Росії: деталі від Reuters  Кім Чен Ин заявив про небезпеку ядерної війни  Синоптики погіршили прогноз погоди на вихідні: які регіони постраждають найбільше  Жителів низки регіонів України попередили про ожеледицю на дорогах у найближчу добу  Мокрий сніг і різкі перепади температури: яку погоду в Україні очікувати 23 листопада  На вихідних Україні прогнозують від -4 до +13, у суботу - дощі з мокрим снігом  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброювсі новини дня
Кабінет директора
Стратегические посиделки
03.04.2014 4126

Задача для новой власти – прекратить налоговый рэкет

Система налогообложения в Украине и Налоговый кодекс вполне соответствуют европейским стандартам. В течение двадцати лет налоговая система усовершенствовалась и оттачивалась, адаптировалась под реалии в Украине.

Основные проблемы существующей системы связаны с грубым нарушением принципа верховенства права в работе налоговых органов. Все усилия налогового ведомства были подчинены единственной цели – пополнение бюджета. Принцип целесообразности полностью доминировал над принципом верховенства права.

Основные проблемы существовавшей системы администрирования налогов:

1) Управление объемами налоговых поступлений в «ручном режиме». Это такое распространенное явление, как налоговая нагрузка. Обязательный к декларированию и уплате процент от суммы доходов (без учета расходов) устанавливался и пересматривался налоговыми органами. В основе формирования налоговой нагрузки – неформальный баланс интересов бизнеса и потребностей бюджета. Я бы сформулировал это так: «Какую сумму средств в бюджет можно выбить с предпринимателя, чтобы его бизнес не загнулся и чтобы предприниматель не начал громко возмущаться».

Вторая составляющая налоговой нагрузки – это так называемые «суммы на акт». Тем налогоплательщикам, которые включены в план налоговых проверок, предлагалось согласовать с проверяющими результат проверки, то есть сумму доначислений по результатам проверки. Эта сумма зависит от уровня доходов налогоплательщика и аппетита налоговой инспекции. Сумма никак не зависит от установленных законом ставок налогов и от тех сумм платежей в бюджет, которые ранее осуществлялись налогоплательщиком.

Такого рода договоренности практически всегда сопровождались дачей взятки конкретным должностным лицам налоговых органов.

kabdir_garnyj

 

Дмитрий Гарный

Киевский центр поддержки и развития бизнеса

2) Существование грубых незаконных методов воздействия на налогоплательщика, отказывающегося соблюдать неписаные правила. Здесь, в первую очередь, нужно сказать о блокировании сдачи налоговой отчетности и регистрации налоговых накладных. С переходом на электронную отчетность юридические лица, которые не выполняют показатели налоговой нагрузки и другие требования налоговых органов, регулярно сталкиваются с необоснованными отказами в принятии отчетности, «сбоями» в работе программного обеспечения.

3) Отсутствие действующего механизма привлечения к ответственности должностных лиц налоговых органов. Высокая толерантность общества к налоговому рэкету. В налоговых органах ведется борьба с коррупцией, в то время как существующий криминальный механизм сбора налогов всегда сохранялся и прикрывался сверху.

Основные пути решения проблемы:

1) Проведение люстрации в структуре налоговых органов по тому же принципу, что и в судебной системе. Объектом анализа должны быть акты налоговых проверок с существенными суммами налоговых обязательств и заведомо неправомерным начислением обязательств. Также необходимо проверить реальное имущественное состояние руководства налоговых инспекций и других ключевых работников Министерства доходов  сборов (Налоговой администрации).

2) Постоянный общественный контроль, мониторинг со стороны СМИ взаимоотношений «налоговая - бизнес». Поощрение руководителей и собственников бизнеса в раскрытии их коррупционных связей с представителями налоговых органов (с обязательными гарантиями для таких налогоплательщиков).

3) Дополнение Налогового кодекса Украины специальными нормами о механизмах защиты прав налогоплательщиков от неправомерных действий и требований работников налоговых органов.

4) Усиление прокурорского надзора в сфере администрирования налогов.

5) Создание и реализация программы по улучшению налоговой культуры в обществе. Считаю, что эту задачу должны выполнять авторитетные неправительственные организации.

Что касается структурных изменений в ведомстве (переподчинение, разделение налоговой администрации и таможенной службы и т.д.), я считаю эти действия второстепенными.

Оценка материала:

4.70 / 10
Задача для новой власти – прекратить налоговый рэкет 4.70 5 10
Кабінет директора / Стратегические посиделки
03.04.2014 4126
Еще материалы раздела «Стратегические посиделки»
  • Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

    Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.

  • Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

    Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.

  • Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

    Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.

  • Если Dior, то Dior: вести бьюти-бизнес надо красиво Если Dior, то Dior: вести бьюти-бизнес надо красиво

    Людмила Севрюк, директор «Брокард-Украина», о рынке красоты и его теневой стороне. Почему до сих пор в бьюти-индустрии многие компании позволяют себе работать непрозрачно по отношению к клиенту и государству.

  • Мир тунца: как добиться успеха во времена турбулентности Мир тунца: как добиться успеха во времена турбулентности

    Кризис не только предлагает руководителям бизнеса бесконечные вызовы, но и открывает новые возможности для развития. Повторение мантры «Мир никогда не будет прежним» ничем не поможет. Поможет зрелость управленческой команды и продуманность выбранной стратегии, считает эксперт по поиску управленческого персонала компании Amrop Executive Search Ukraine Светлана Рощупкина.