Бізнес
Технології
Разговорный жанр. GSM-операторы прекратили гонку за новыми абонентами
Проникновение мобильной связи в Украине превысило 120%. Рынок будет расти только за счет увеличения продаж дополнительных услуг и времени разговоров.
Прогноз на 2008-й: $5-5,2 млрд +7-10%
Украинский рынок мобильной связи продолжает снижать темпы роста. До 2007-го выручка мобильных операторов ежегодно увеличивалась на 50-60%. По итогам 2007 года темп роста доходов снизится до 15-20% — по прогнозам экспертов, суммарная выручка операторов не превысит $4,5-4,7 млрд.
«В 2007 году замедлились темпы роста. Уже по результатам октября уровень проникновения мобильной связи в Украине достиг 117%. Многие пользователи являются одновременно абонентами нескольких операторов. По нашим данным, число мультиабонентов — от 25% до 30% общего количества пользователей. При нынешнем уровне проникновения мобильной связи рынок просто не может расти прежними темпами», — объясняет Алена Городецкая из ЗАО «Украинская мобильная связь» (ТМ «МТС»).
В конце 2007-го мобильной связью пользовались более 60% украинцев (около 32 млн реальных пользователей). В октябре, по данным аналитической компании AC&M Consulting, абонентская база увеличилась только на 1,4% (до 54,395 млн). Например, новыми карточками Киевстара обзавелись 200 тыс. человек — лишь на 0,87% больше, чем месяцем ранее. Абонентская база УМС уменьшилась еще на 0,02% (в сентябре оператор потерял 0,2% своих клиентов). Но при этом ARPU украинской дочки российской МТС растет — в III квартале 2007 года каждый абонент приносил компании $7,3, кварталом ранее — только $6,4. Впрочем, стратегию поменяли все операторы — компании сосредоточились на повышении ARPU имеющихся пользователей; борьба за новых абонентов отошла на второй план.
«Украинский рынок мобильной связи близок к насыщению. Выручка операторов в дальнейшем будет расти в основном за счет увеличения времени разговоров и предоставления дополнительных услуг», — отмечает Алена Городецкая. К примеру, средний ежемесячный трафик одного абонента (MOU) у МТС-Украина в III квартале 2007-го составил 162 минуты по сравнению с 152 минутами за предыдущие три месяца.
Сегмент мобильного контента по итогам 2007 года вырос примерно на 27% — до $80 млн. А весь рынок неголосовых услуг мобильной связи оценивается экспертами в $430-450 млн — более 70% этой суммы приносят операторам sms-сообщения и мобильный интернет. Постепенно доля допуслуг в общей выручке операторов будет увеличиваться. «По мере привыкания к мобильной связи абоненты будут больше пользоваться дополнительными услугами — сервисами мобильной электронной почты, широкополосным доступом в интернет, станут чаще загружать различный контент», — прогнозирует Алена Городецкая.
Еще одна тенденция мобильного рынка Украины — активное развитие CDMA-сегмента. С 2004 года количество CDMA-абонентов ежегодно удваивалось — к концу 2006-го CDMA-связью пользовались около 200 тыс. человек. По данным компании ITC (TM CDMA UKRAINE), в 2007 году прирост новых абонентов превысит показатели 2006-го. «Только к концу I полугодия 2007 года общая численность абонентов CDMA в Украине составила 292 тыс. — на 68% больше по сравнению с
2006-м», — отмечает директор по маркетингу и продажам ITC Михаил Чобанян. По его словам, в 2008 году увеличится спрос со стороны частных пользователей. Сейчас среди абонентов CDMA-операторов преобладают корпоративные клиенты — представители малого и среднего бизнеса.
Ежегодно выручка CDMA-операторов увеличивается минимум на 50-60%. Оборот GSM-рынка в ближайшие пять лет будет расти только на 7-10% в год. Однако бум подключений к CDMA в ближайшие годы не приведет к прямой конкуренции операторов этого стандарта связи с GSM-операторами. В общем объеме оборота мобильного рынка на CDMA-связь приходится не более 2% — в 2007 году CDMA—абоненты потратят на связь всего $100 млн (выручка всех мобильных операторов — $4,5-4,7 млрд). По оценкам экспертов, только к 2010 году выручка CDMA-операторов увеличится до $500 млн.
А вот 3G по-прежнему темная лошадка на украинском рынке. Несмотря на грамотный вывод ТМ Utel монополистом проводной связи Укртелекомом, бизнес-перспективы этого вида связи все еще не ясны. С одной стороны, 3G обеспечивает оператору возможность продавать новые для украинского рынка сервисы: от видеозвонков до широкополосного мобильного интернета. С другой — о реальном спросе на эти сервисы можно будет судить только к середине следующего года, после опубликования подразделением Укртелекома, продвигающего связь стандарта UMTS, финансовой отчетности за I квартал 2008 года.