Колонки
Владимир Золотoрев
О вкладе в общество и последнем гвозде в гроб
Один из основных тезисов, который вы встретите в размышлениях практически любого участника украинской прогрессивной общественности, звучит примерно так: «к сожалению, украинское государство захвачено людьми, которые используют его исключительно в целях личной наживы».
Из этого следует, например, некое снисхождение к неплательщикам налогов и уклонителям от разной государственной заботы. Дескать, да, какой смысл отдавать деньги чиновникам, «все равно разворуют». Из этого также следует, что «вот когда будет наша власть, тогда ничего утаивать не смей и все неси в общак».
Кстати, как раз сейчас прогрессивная общественность проводит своего рода тесты на то, насколько новая власть «наша» - можно ли уже наконец требовать от других людей «по-настоящему» платить налоги или еще нужно подождать. Достаточно ли правильна новая власть для того, чтобы мы вот прямо как в Европе начали стучать в органы на ближнего, что он, гад, уклоняется от государственного ока. Если вы посмотрите на интернет-активность с этой точки зрения, то обнаружите, что большинство сообщений фактически посвящено именно тестированию Порошенко — начиная прямо от знаменитого обсуждения приглашенных на инаугурацию.
К нашему общему счастью пока что Порошенко не проходит тест, команда у него не та и делает не то, и вообще он «олигарх». Призывы сдавать ближнего ментам, конечно звучат, но пока, по ощущениям, общий вывод скорее таков: «это, конечно, не Янукович, но до нашей власти еще далеко». Далее мнения разделяются. Некоторые верят, что Порошенко «одумается», другие, что «обстоятельства заставят проводить реформы», третьи надеются на ветеранов АТО, которые «вернутся и наведут порядок» и так далее.
Глядя на результаты этого теста, автор облегченно вздыхает. При мысли о том, что когда-нибудь придет таки «наша» власть, меня охватывает ужас. Ужас этот происходит от понимания того, что «наша власть» и будет «последним гвоздем в гроб украинской государственности». Государственность то Бог с ней, а вот людей жалко, ибо если государственное око получит полную поддержку прогрессивной общественности, то куда там тому Путину, тут уже такие гиганты, как Мао Дзе Дун и Пол Пот должны радостно попискивать в своих гробиках.
Причина моего, мягко скажем, скептицизма — в понимании того, с какой невероятной путаницей из мифов и заблуждений мы имеем дело и что если этой путаницей начать руководствоваться на практике, дело закончится голодом и геноцидом.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Взять, например, тот аспект, о котором мы сейчас говорим – «честную» уплату налогов и тщательное следование инструкциям и приказам, сочиненным мудрым и стратегически мыслящим начальством. Представления о реальности в этом аспекте выглядят примерно так: то, что человек делает, он делает «только для себя», а налоги и прочие поборы — это его «вклад в общество». То есть, буржуи, олигархи и прочие нехорошие, только и норовят пожить себе в радость, а «делиться не хотят». Делиться — означает платить налог, который и есть «вклад в общество».
На самом деле, все обстоит с точностью до наоборот. Ваш вклад в общество — это то, насколько вы полезны другим людям. В мире, где есть деньги, узнать этот вклад нетрудно — это ваш доход. Строго говоря, вы дали обществу продукта на сумму большую, чем ваш доход. И это не считая добрых дел, которые трудно монетизировать. И если вы становитесь богаче, то значит, больше пользы приносите другим людям. Вот и вся механика. Каждый из нас несет что-то «обществу» и получает от него взамен, и этот обмен и делает «общество в целом» богаче.
В этом смысле налоги – это никакие не «вклады в общество», а напротив, – изъятие из него. Экономисты прекрасно понимали это обстоятельство. Государственные расходы — это потребление, а не инвестирование. Идея о «вкладе в общество», который якобы делается с помощью налогов, конечно, не нова, но утвердилась она только где-то с 50-х годов прошлого столетия, со времен веры в технократию и спасительное государственное вмешательство. Вот где-то с эпохи Джонов Гелбрейтов и прочей публики такого сорта все это началось. При этом, замечу, что это мнение распространилось не столько среди «академиков», то есть, ученых, занимающихся экономикой, сколько среди разного рода советников и прочего ангажированного государством народца. То есть, на Западе это всего лишь одно из мнений, и даже те, кто считает налоги полезными, обычно полагают, что «вклад в общество» это то, что вы даете другим людям.
К нам взгляд на налоги как на «вклад в общество» попал вместе с карго-культом всего прогрессивного и европейского. И на почве экономического невежества просто-таки библейских масштабов распространился чрезвычайно широко и является доминирующим. Поэтому, хоть твое предприятие и зарабатывает миллионы долларов в месяц, все равно, для прогрессивной общественности ты сволочь и негодяй, так как не вносишь никакого вклада в общество, не хочешь, гад, делиться.
А теперь представьте, что будет, если люди с такими взглядами получат власть. Ведь почему и каким образом наше государство «используется исключительно в целях личной наживы»? Метод хорошо известен даже прогрессивной общественности. Он состоит в том, чтобы максимально затруднить добровольный обмен между людьми, и помешать им делать «вклад в общество». Обычно это достигается за счет невыносимого регулирования и приказов, которые невозможно исполнить и которые, к тому же, зачастую противоречат друг другу. «Личная нажива» появляется у чиновников потому, что люди согласны заплатить им (помимо налогов) за то, чтобы от них отстали, и они смогли продолжать «вносить вклад в общество». Прогрессивная общественность просто хочет, чтобы то, от чего сейчас откупаются предприниматели, работало. Но если откупаться станет невозможно, то и сотрудничества и реального «вклада в общество» тоже больше не будет. После этого мы сможем, наконец, себя поздравить, поскольку тут нам точно настанет то, чего мы так долго боялись.