Бізнес
Технології
Частоты под российским давлением
Срок, отведенный НКРСИ президентом Украины Петром Порошенко, для разработки условий проведения конкурса на выдачу лицензий на 3G частоты мобильным операторам, минул полмесяца назад. Однако по непонятным причинам до сих пор они так и не озвучены.
Будущее сетей 3G в Украине балансирует на стыке интересов. Государство заинтересовано в скорейшем честном проведении конкурса и поступлении средств от продажи лицензий в бюджет. А крупнейшие мобильные операторы, собственниками которых являются российские компании, настроены получить максимум частот, на которых сейчас работает, в том числе и Минобороны, затратив минимум средств.
Давление на чиновников, связанных с проведением конкурса все возрастает. С одной стороны, государство четко определило приоритет - продажа лицензий по реальной рыночной цене. С другой – крупнейшие операторы связи, как минимум, не оставляют надежды сэкономить на лицензиях за счет государственной казны.
Для этого в свое время была придумана и благополучно внедрена в недра НКРСИ идея одновременного выделения трех пакетов лицензий по 30 МГц ведущим операторам мобильного рынка Украины по стартовой цене восьмилетней давности – 400 млн грн. за 1 лицензию. Напомним, что, по оценкам экспертов, реальная выгода государства от поэтапной продажи каждой из трех лицензий на конкурсах может составить 3-4 млрд грн. Соответственно, такой вариант не выгоден государству с экономической точки зрения. Больше того он еще и ставит под угрозу обороноспособность страны. Как уже отмечалось, нужные мобильщикам радиочастоты в диапазоне 2100 МГц используют военные для работы радиолокационных служб. Стоит ли говорить, насколько опасно сейчас в условиях вооруженного противостояния, в котором задействована соседняя держава, затевать масштабную и скоропалительную перестройку систем радиозащиты? Тем более что в случае с единоразовым разделом лицензий 3G четко прослеживается российский сценарий. Там в 2007 году 3 пакета частот получили 3 крупнейших оператора. Собственники двух из них (Vimpelcom и Мобильные ТелеСистемы) пытаются сделать это и в Украине. Естественно, подобный подход так и не привел к бурному развитию сетей третьего поколения в России, где в течение нескольких лет 3G связь развивалась крайне неравномерно: в одном регионе могли быть представлены сети всех операторов, а в соседнем — вообще ни одной. Ну а вопрос вмешательства в дела украинского Минобороны в нынешних условиях выглядит вообще крайне двусмысленно.
В то же время у государства есть несколько актуальных задач, которые нужно решить в связи с 3G. Первая – это провести честный и прозрачный конкурс и выручить за предоставление приоритетного права полномасштабного развертывания сети третьего поколения одним из операторов энную сумму в государственный бюджет. Естественно, речь не идет о заоблачных суммах в десятки миллиардов долларов, как это было в Германии. Однако нельзя и отдавать высоколиквидные частоты втрое дешевле возможного с риском создать дополнительные сложности в работе подразделений Вооруженных сил Украины и самих операторов мобильной связи.
Поэтапное проведение конкурса даст возможность решить вопросы по конверсии частот без излишней спешки. Выделение 30, а не 90 МГц сразу не создаст проблем ни оператору-победителю конкурса, ни Минобороны. Средства, полученные на аукционе за право компании первой приступить к развитию столь востребованной услуги, можно будет направить на приобретение современного оборудования для модернизации радиолокационных станций и на текущие нужды армии и государства. И уже следующий конкурс на очередной пакет частот будет проходить по четко определенным правилам.
Сейчас в сми озвучивается масса аргументов в пользу скорейшей выдачи лицензий. При этом запросы госбюджета и Минобороны нередко называют завышенными, а проблемы конверсии радиочастот сводят к нескольким регионам и преподносят как несущественные. Это, по меньшей мере, странно, памятуя о том, что большинство участников, не озвучивая собственных планов инвестиций в 3G и сроков развития сети, опосредовано критикуют позицию государства в этом вопросе. Заставляет задуматься о целесообразности скоропалительного пакетного раздела и непонятная ситуация в Крыму. Там лидеры мобильного рынка Украины умудрились «лишиться» своих сетей, на которых, судя по всему, уже начали работать их материнские структуры с российской пропиской.
Очень не хотелось бы предполагать, что решение важных для государства задач в нынешнее непростое время попало в зависимость от очередных политических игр или коммерческих интересов.