Бізнес
Технології
Техника дошла. Цены на компьютеры упали почти вдвое
Самое время прикупить IT-технику! Торговые сети готовы продавать ПК по себестоимости. В самом тяжелом положении оказались дистрибьюторы, закупающие технику и комплектующие за границей. Чтобы поставки в розницу по-прежнему шли через дистрибьюторов, производителям так или иначе придется списать им часть долгов, возникших из-за задержек платежей ретейла.
В феврале 2009-го компьютеры премиум-сегмента подешевели в долларовом выражении на 40% — розница снижает цены на ПК, пытаясь распродать остатки прошлогодней техники. К примеру, топовый ноутбук, который в конце 2008-го стоил $2500, сегодня можно купить всего за $1200–1500 — дешевле отпускной стоимости такого лэптопа на китайском или тайваньском заводе. Снижение цен — следствие изменения спроса. К примеру, если в I–III кварталах прошлого года в Украине лучше всего продавались десктопы по средней цене $989 (включая монитор) и ноутбуки за $1162, то уже в IV квартале, по данным DiaWest, самыми ходовыми были десктопы за $726 и ноутбуки за $871.
Впрочем, снизить цены решились далеко не во всех украинских магазинах. Компьютеры с дисконтом в основном предлагают специализированные сети. В неспециализированной рознице стоимость ПК и ноутбуков последние четыре месяца росла пропорционально курсу доллара. «По завышенным ценам продаются ноутбуки в сетях бытовой техники и электроники. Они закупали технику еще в III квартале 2008-го, но продать товар до конца года так и не смогли», — говорит председатель правления АО «DiaWest — Комп’ютерний світ» Анатолий Балюк. В отличие от продавцов бытовой техники и электроники большинство компьютерных магазинов сумели избежать затоваривания, уменьшив закупки в конце III квартала 2008-го.
«У нас, например, проблемы расчетов с поставщиками начались еще в октябре прошлого года, когда резко — практически вдвое — упали объемы продаж по сравнению с запланированными показателями. Но благодаря тому что у сети не было больших материальных запасов, до конца года удалось распродать остатки и рассчитаться с основными поставщиками. В 2009-й сеть вошла с умеренными складскими запасами», — рассказывает Анатолий Балюк.
В самом тяжелом положении оказались дистрибьюторы, закупающие технику и комплектующие за границей. С одной стороны, в 2008-м у них осталось много нереализованного товара. С другой — сети, корпоративные клиенты и даже госкомпании не спешат рассчитываться за уже полученные компьютеры. А вендоры требуют расчета за поставленную технику. Положение многих дистрибьюторов к началу 2009-го было настолько тяжелым, что некоторые эксперты прогнозировали исключение дистрибьюторских компаний из цепочки поставок и переход производителей на прямые договоры с розницей.
Однако, по мнению Георгия Чернявского, председателя совета директоров компании «Навигатор», несмотря на возникшие сложности с расчетами, вендоры все же не будут работать с розницей напрямую: «Только дистрибьютор может быть гарантом возврата средств для вендора». Правда, чтобы поставки в розницу по-прежнему шли через дистрибьюторов, производителям так или иначе придется списать им часть долгов, возникших из-за задержек платежей ретейла и корпоративных потребителей. В противном случае большинство посредников ожидает банкротство.
Сумму просроченных платежей не берется оценить ни один эксперт. Зато точно известно количество поставленных в Украину, но так и не проданных в 2008-м компьютеров. Число ноутбуков прошлогоднего модельного ряда на складах превышает 300 тыс. штук. Вендоры, дистрибьюторы и ретейлеры недополучили как минимум $300 млн выручки в розничных ценах. Большая часть непроданной техники приходится на лэптопы дороже $1200, которые после курсовых скачков стали слишком дорогими. При этом новые недорогие ноутбуки дистрибьюторы завозить не спешат, пытаясь распродать залежалый товар. Ситуация в сегменте десктопов не настолько критична, как с мобильными ПК. По оценкам Георгия Чернявского, остатки нереализованной продукции первой десятки украинских производителей настольных компьютеров, по состоянию на февраль нынешнего года составляли всего 20– 25 тыс. шт.
Анатолий Балюк уверен, что распродать остатки можно, лишь снизив цену в гривне до уровня докризисной. По его прогнозу, даже самые несговорчивые игроки пойдут на снижение цены — стоимость компьютеров упадет примерно вдвое. Соответственно, вдвое уменьшатся доходы розницы в этом году.
«Безусловно, сейчас важно получить хоть какие-то оборотные средства, но пиррова победа нам не нужна. Все компании, структура бизнеса которых включает импорт, стали заложниками роста курса доллара. Ситуация патовая: закупки в валюте, продажи в гривне — и непрогнозируемый плавающий курс», — объясняет Георгий Чернявский.
В любом случае розница будет вынуждена снизить стоимость как минимум за счет наценки. А весной — летом этого года в продаже появится дешевая компьютерная техника б/у: изъятая банками у просрочивших потребкредиты граждан, распродаваемая обанкротившимися компаниями и т. д. Причем среди таких устройств будет немало компьютеров, купленных в 2007–2008 годах. После незначительного апгрейда по производительности эти ПК вполне смогут конкурировать с новыми компьютерами нижнего и даже среднего ценовых диапазонов. А по стоимости они и вовсе будут вне конкуренции — цена бывшего в употреблении ІТ-оборудования, как правило, в 2–4 раза ниже, чем нового.
«Теоретически существует возможность конкуренции с вторичным рынком. Сейчас, к примеру, излишки компьютерной техники по заниженным ценам готовы распродавать многие финансовые учреждения, — говорит Анатолий Балюк. — Но как это сделать, они пока не знают».
Только цифры
По данным исследовательской компании IDC, в IV квартале 2008-го на мировой рынок ПК поступило 77,3 млн устройств — на 0,4% меньше, чем годом ранее за тот же период. До кризиса поставки компьютеров в среднем увеличивались на 15% ежегодно, в 2008-м темп роста упал до 10,5% — всего было произведено 297,2 млн устройств. По прогнозу IDC, рынок восстановится не ранее 2010 года.
В Украине в 2009-м, по прогнозам IDC, поставки компьютеров снизятся на 43% год к году. Объем рынка в натуральном выражении — около 1,3 млн устройств (в прошлом году поставки ПК в Украину составили 2,3 млн шт.). Доля ноутбуков в общей структуре продаж ПК, скорее всего, уменьшится (в 2008-м 55% рынка пришлось на десктопы, 45% — на ноутбуки).
ЭКСПЕРТиза
Анатолий БАЛЮК,
председатель правления АО «DiaWest — Комп’ютерний
світ»
До кризиса средняя цена самых ходовых
ноутбуков в магазинах вашей сети составляла $1200. Какая техника пользуется
спросом сейчас?
— Лэптопы стоимостью $1200 при нынешнем курсе стали слишком дорогими для потребителей. Дистрибьюторы вынуждены снижать цены на такие устройства, продавая их ниже себестоимости.
В феврале лучше всего раскупались ноутбуки стоимостью до $500. До кризиса портативные компьютеры этого ценового сегмента продавались мало, зато сегодня стали самыми востребованными. А поскольку таких лэптопов в Украину было завезено немного, их быстро раскупили, и сейчас они в дефиците. Делать новые поставки никто не спешит — вендоры и дистрибьюторы завозят их небольшими партиями. Поставщики думают, что если они сейчас импортируют много востребованных устройств 2009 модельного года по низким ценам, то никто не купит устаревшие и по-прежнему дорогие прошлогодние модели.
В итоге сегодня наблюдается дефицит дешевой техники и переизбыток ноутбуков среднего ценового сегмента.
То есть спрос на устройства среднего и высокого ценовых сегментов упал, но розница не стремится снижать цены на портативные ПК?
— Многие дистрибьюторы и розничные продавцы пытаются сократить возможные убытки, распродавая товарные остатки по старым ценам. Но им это не удастся. А затягивание процесса снижения цен болезненно отразится на бизнесе таких ретейлеров: ноутбуки быстро устаревают, и если не скинуть цену сейчас, можно вообще их не продать.
Чтобы товар покупали, нынешние гривневые цены должны соответствовать докризисным. К примеру, по моему мнению, средняя стоимость ноутбука должна составлять 6 тыс. грн — так же, как и в начале осени. Но это будет возможно, только если дистрибьюторы и вендоры спишут убытки, возникшие из-за курсовой разницы, и дадут рознице снизить цены.
Много ли сейчас нераспроданного товара у дистрибьюторов?
— В Украине на складах поставщиков находится около 300 тыс. ноутбуков — их планировали распродать еще в IV квартале 2008-го. Никто не знает, что делать с излишками. Возвращать их в Китай накладно. Чтобы подготовить ноутбук к продаже на рынках Европы, США или Азии, необходимо поменять клавиатуру и переустановить программное обеспечение. Это тоже дополнительные расходы и трата времени.
Избыток товарных запасов вынуждает многих дистрибьюторов снижать цену на лэптопы. Сложилась парадоксальная ситуация: в Украине ноутбук в долларовом эквиваленте стоит дешевле, чем на фабрике в Китае. Ноутбуки премиум-сегмента, до кризиса продававшиеся за $2500, сейчас можно купить за $1500.
Вы пытались оживить спрос на компьютерную технику, снижая цены?
— Еще в октябре прошлого года. Когда из-за прекращения потребкредитования упали продажи, мы решили существенно уменьшить стоимость ноутбуков, мониторов и десктопов. Это был достаточно рискованный шаг, учитывая падение спроса и оборота сети. Но сегодня важнее сохранить покупателей и объем продаж в штучном выражении, а не докризисную прибыль.
Как это влияет на показатели рентабельности сети?
— Мы уменьшили наценку на компьютерную технику более чем вдвое. Если до кризиса маржа в долларовом эквиваленте составляла около 20%, сейчас — менее 10%. Однако в нынешней ситуации лучше заработать 1 млн грн на тысяче проданных компьютеров, чем тот же миллион — на пятистах машинах. Оборот позволяет жить как нашим партнерам, так и нам. Благодаря этому сеть может обеспечить работой своих сотрудников и поставщиков.
Поскольку снижение цен в сети началось еще в октябре прошлого года, то в предновогодний сезон высоких продаж мы потеряли больше, чем конкуренты, которые проигнорировали подобный шаг. Однако уже в январе у них кардинально поменялась ситуация, так как накопилось много нераспроданного товара и появилась просроченная задолженность перед поставщиками. Зато в нашей компании сейчас ситуация стабильная и прогнозируемая. Кроме того, у тех сетей, руководство которых не рискнуло снизить цены, после Нового года в количественном выражении продажи просели больше, чем у нас.
Тем не менее, несмотря на демпинг, продажи упали и у DiaWest?
— Да, в октябре 2008-го, сразу после снижения цен, оборот сети уменьшился, хотя и не так существенно, как после новогодних праздников. С каждым последующим месяцем проседание продаж было все более значительным. Максимальное падение произошло в декабре 2008-го, когда реализация снизилась на 60% год к году. Сейчас наш сбыт стабилизировался на уровне примерно 50% от прошлогодних показателей, то есть фактически спрос упал вдвое. Но наши нынешние, февральские продажи выше, чем в среднем по рынку.
Кто из цепочки вендор—дистрибьютор—розница сейчас оказался в самом тяжелом положении?
— Дистрибьюторы. Частично из-за собственных просчетов, в первую очередь из-за переоценки спроса. При этом они находятся под давлением вендоров, которые заставляют их выкупать заказанный товар.
Все каналы сбыта IТ-техники — розница, корпоративный и государственный сектора — в прошлом году дали сбой. Госучреждения закупали технику по ценам, зафиксированным в национальной валюте. Когда в конце 2008-го гривня начала обесцениваться, все продажи дистрибьюторов фактически оказались убыточными. А в этом году закупки IТ-техники госструктурами вообще запрещены постановлением Кабмина. В бизнес-секторе тоже стагнация — большинство компаний сокращают IТ-бюджеты и практически прекратили покупать компьютеры. У ретейлеров также серьезные проблемы, связанные со снижением спроса. Кроме того, часть операторов розничного рынка не пережили кризис: некоторые компании разорились, многие находятся на пороге банкротства.
Помимо снижения объемов закупок, ситуация для дистрибьюторов усугублена тем, что с ними не рассчитываются за отгруженный товар. Соответственно, поставщики не могут расплатиться с вендорами.
Производители не планируют работать напрямую с розницей?
— Сейчас нет, хотя в прошлом году подобные намерения были. Но теперь вендоры фактически переложили риски на дистрибьюторов, которым сегодня приходится хуже всех.
Сколько ноутбуков будет продано в Украине в этом году?
— 600–700 тыс., причем половина — остатки прошлого года. Это намного меньше, чем в 2008-м (по предварительным данным, за этот период было продано около 1 млн лэптопов. — Прим. Контрактов). Думаю, что и в декабре нынешнего года некоторые продавцы будут предлагать потребителям прошлогодние модели со скидками. Оборот розничного сектора в долларовом эквиваленте упадет вдвое.
Продавать десктопы сложнее, чем ноутбуки?
— Нет, потому что они производятся в Украине. Сборщики могут оперативно реагировать на изменение ситуации. Перед осенним сезоном большинство отечественных фабрик выпустили много компьютеров, которые не продались. Но для того чтобы переделать десктоп, его не надо везти в Китай — достаточно вернуть системный блок на завод и изменить конфигурацию, заменив часть комплектующих на менее дорогие, чтобы снизить себестоимость. К примеру, ранее самыми ходовыми считались настольные компьютеры стоимостью $700–800, сейчас — $300–400. Кроме того, украинские фабрики уже в октябре перестали выпускать компьютеры, поэтому переизбытка готовой техники, как в сегменте ноутбуков, нет.
То есть DiaWest и дальше планирует собирать настольные ПК?
— С февраля, пусть не в прежнем объеме, запустили производство десктопов. Надеемся в 2009-м выйти на 70% докризисного объема.
Нам, кстати, было легче пережить период падения продаж, поскольку большая часть компьютеров собиралась на местах: в каждом магазине у нас есть сертифицированные сборщики. Благодаря этому удалось практически безболезненно перестроить модельный ряд под нынешний спрос.
С учетом проблем, которые испытывают другие участники рынка, у нашей компании есть шанс увеличить долю в сегменте десктопов. Теоретически мы могли бы поставлять в сети недорогие современные модели настольных ПК. Но риск того, что ретейлеры не рассчитаются за поставки, очень высок. Поэтому, скорее всего, мы на это не пойдем.
Какие изменения ожидают украинскую розницу в этом году?
— По моему мнению, более половины торговых точек, работавших в докризисный период, в этом году закроются. Очень серьезные проблемы будут у магазинов бытовой техники, которые продавали компьютеры. Сейчас они пытаются сбыть устаревшие модели по заоблачным ценам, но в будущем будут вынуждены списать огромные суммы. Думаю, большинство неспециализированных розничных сетей прикроют компьютерное направление или существенно сократят ассортимент.
Потребитель ищет экономичные решения, а большинство сетей пока предложить их не могут. Зато одиночные IТ-магазины могут демпинговать, потому что у них нет такой большой, как у сетевой розницы, кредитной нагрузки и меньше накладные расходы.