НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Як посмажити рибу, щоб не підгорало борошно: про це майже ніхто не знає  Зеленський відповів, чи поступиться Україна територією  Дощі перейдуть у сніг, буде ожеледиця: синоптикиня попередила про погіршення погоди в Україні  Як Росія намагається відновити контроль над Курщиною: Павлюк розкрив подробиці тактики армії РФ  Що додати до фаршу замість хліба та яєць, щоб приготувати смачні, соковиті котлетивсі новини дня
30.10.2015 5005

Писан ли закон для Верховной Рады, или О сроках налоговой реформы

После провального представления концепции налоговой реформы от Минфина в конце лета, свой вариант предъявили общественности группа депутатов. Если проект от Минфина так и не вышел за рамки презентационных материалов, то проект «от Южаниной» обрел в итоге форму законопроекта № 3357, размещенного 27 октября на сайте Верховной Рады.

Что сразу бросается в глаза в Пояснительной записке к законопроекту, и сразу вызывает недоверие: подразумеваемое обещание внедрения этим проектом «полного и всеобщего счастья» в налоговой сфере, и, соответственно, отсутствие необходимости дальнейших изменений -  по крайней мере, годика на три. Похоже, авторы пытаются создать впечатление, что они уже все учли, и проект настолько совершенен, что менять после него долго будет нечего. В Пояснительной записке, п. 2 «Цели и задачи принятия законопроекта», говорится, в частности, о создании уникальных (чего уж так скромно?) фискальных условий для развития бизнеса и восстановления экономики страны, стабильности и предсказуемости налогового законодательства – введения моратория на три года в отношении изменений базовых элементов налогов и сборов.

Не будем пока рассматривать подробно так ли хорошо все предлагаемое проектом. Хотя к этому и есть вопросы. Так, например, судя по всему, одним из ключевых элементов улучшения администрирования налогов законопроект предлагает внедрение нового института – налоговых консультантов «в законе» (особое упоминание о них в п. 3 Пояснительной записки; предложение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, в частности п. 14.1.1581, которым вводится понятие налогового консультанта как лица, осуществляющего деятельность по налоговому консультированию на основаниях и в порядке, предусмотренном законом). Такого специального закона о «налоговых консультантах» пока нет. Так что тут пока предлагают голосовать за «кота в мешке». Похоже, на попытку застолбить поле себе некоторыми налоговыми консультантами из приложивших руку к законопроекту. Ведь сейчас все плохо, так это потому что без них («налоговых консультантов в законе»). А вот с ними все будет иначе.

Вернемся к обещаниям стабильности и предсказуемости налогового законодательства. Исходя из предшествующего опыта, в это все так и поверили. Однако и собственно законопроект добавляет основания для «доверия» по этому вопросу, сам нарушая уже имеющиеся в законе гарантии стабильности (пусть и на меньший, нежели три года, период).  Пункт 1 раздела ІІ «Заключительные положения» законопроекта предусматривает, что этот Закон (а значит и вносимые им существенные, «уникальные» изменения) вступает в силу с 1 января 2016 года. Как это соотносится с таким ПРИНЦИПОМ налогового законодательства, уже закрепленным Налоговым кодексом: «4.1.9. стабильность – изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее нежели за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года». Т.е. для применения любых измененных элементов налогов сборов с 1 января 2016 года соответствующие изменения должны были бы быть сделаны не позже конца июня этого 2015 года.

Так что предложенное сейчас по срокам нарушает имеющееся принципиальное положение налогового законодательства Украины об обеспечении предсказуемости и стабильности налогового законодательства. Нарушает право налогоплательщиков иметь возможность планировать свои действия и предвидеть их налоговые последствия.

portnikov

Александр
Минин

старший партнер WTS Consulting, адвокат АО «КМ Партнеры»


Принятие такого изменения будет прямым нарушением закона. Могут спросить, а писан ли закон для Верховной Рады, ведь она сама принимает законы. Законы это для простых налогоплательщиков, для народа.

Возразим:

Статья 75 Конституции Украины:

«Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины».

Ст. 6:

«Государственная власть в Украине осуществляется на основаниях разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины».

Ст. 19, часть вторая:

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины».

Т.е. Верховная Рада как единственный орган законодательной власти, являющейся одной из трех ветвей государственной власти, обязана действовать исключительно в соответствии с законами Украины, предусмотренным ими способом.

Т.е. действовать согласно существующему закону, пока он есть, - это требование Конституции, применимое и к Верховной Раде.

Напомним, что Налоговый кодекс, как основной закон в сфере налогообложения, на сегодня содержит безальтернативное положение (возведенное в принцип), что «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, нежели за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки».

Так что внося сейчас (менее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года) изменения в ряд элементов ряда налогов, с планируемым вступлением в силу изменений с 1 января 2016 года, Верховная Рада нарушит закон (указанное положение Налогового кодекса), а тем самым и Конституцию, обязывающую Верховную Раду действовать исключительно в соответствии с законами Украины.

Это может быть основанием для признания недействительным, и даже неконституционным, этого закона в силу незаконности даты изменений, и отсутствия иной даты, предусмотренной законом. Кстати, этот же аргумент может быть использован при спорах в судах и по иным законам принятым ранее Верховной Радой с такими же нарушениями, если внесенные изменения рассматриваются налогоплательщиком как неприемлемые.

Обидно, что такая «жара» возникает потому, что лица ответственные за налоговую реформу, попросту провалили ее в предусмотренные законом сроки.  Ведь никто не мешал (похоже, кроме неспособности указанных лиц) нормально подготовить и принять все еще до конца июня. Тогда у налогоплательщиков было бы время и нормально проанализировать, и подготовиться к изменениям.

А сейчас лучшим вариантом для Верховной Рады видится не допускать нарушения закона, и отрабатывать налоговые вопросы в нормальном порядке, предусмотренном законом. Спокойно, с учетом предоставленных законом сроков, разобраться с предлагаемыми изменениями, отделить зерна от плевел.

 Автор: Александр Минин, старший партнер WTS Consulting, адвокат АО «КМ Партнеры»

Оценка материала:

5.00 / 2
Писан ли закон для Верховной Рады, или О сроках налоговой реформы 5.00 5 2
Бізнес / Податки та право
30.10.2015 5005
Еще материалы раздела «Податки та право»