Бізнес
Економіка
Какие реформы можно позаимствовать у КНР
Одно из главных достояний Китая – значительные объемы рабочей силы за счет постоянного физического прироста населения и проведенной ранее политики перемещения сельского населения в города. Более того, избыточность данного ресурса позволяет держать зарплаты на невысоком уровне.
Менталитет китайцев способствует усердной работе – во многих компаниях этой страны установлен 10-часовой рабочий день. Китайцы заинтересованы в своем заработке и дорожат рабочим местом. При этом они понимают, какое увеличение зарплаты может обеспечить им высшее образование, и стараются его получить, что дает рост образованности населения и перспективы государства в будущем.
Можно ли сказать, что Украина не обладает подобным людским потенциалом? Работники из Украины – те, кто не страдает социальным иждивенчеством – ценятся во всем мире, особенно в европейских странах.
Украина имеет высокий уровень образованности населения – страна на 10-м месте в мире по этому показателю. Согласно данным Института демографии и социологических исследований им. М.В.Птухи, на конец 2014 года охват населения высшим образованием составлял 70%.
Что интересно, на упомянутой выше конференции губернатор Одесской области сделал акцент на ряде сильных сторон Украины, одной из которых назвал новую генерацию людей с высоким уровнем образования при в целом невысокой стоимости рабочей силы. В качестве примера можно назвать IT-специалистов, которые в большом количестве работают на иностранного заказчика – как с территории Украины, так и за ее пределами. При этом расценки на свои услуги они выставляют гораздо ниже европейских.
Владислав Семенченко
Основатель логистической компании «УкрЭксимТранс»
«Мой бизнес заключается в том, что я покупаю программы у украинских специалистов, оформляю на них свое авторское право, и с их помощью зарабатываю серьезные капиталы, – рассказал как-то житель Германии Томас. – Что мне искренне непонятно: почему украинские программисты продают свой интеллектуальный продукт за бесценок, хотя сами могли бы зарабатывать эти серьезные капиталы?»
Далее, научно-технический прогресс – одно из основных направлений развития Китая. Это одна из причин, почему государство также заинтересовано в повышении качества человеческого капитала своей страны. Внешняя торговля Китая ориентирована на импорт технологий, которые позволяют развивать такие секторы экономики, как производство новых материалов, телекоммуникационного оборудования, информационных и биотехнологических продуктов. Китайское правительство ведет политику открытого рынка для иностранных инвесторов в обмен на новые разработки, создавая тем самым глобальную научно-техническую базу.
Что мешает Украине вести такую же политику и развивать технологии внутри страны, обладая высоким человеческим потенциалом, уже сейчас? Как говорилось в предыдущем пункте, Украина упускает подобные возможности, позволяя зарабатывать другим странам. И, к сожалению, это касается не только IT-сферы, но и других отраслей. Интеллектуальная рента – главный источник прибыли любого государства в наше время. Ведь независимо от того, насколько слаба экономика или каков уровень доходов граждан, в Украине зафиксирован постоянный рост инновационных разработок. Поэтому даже нет необходимости в серьезном импорте технологий – достаточно обратить внимание на разработки наших специалистов, которые невозможно реализовать из-за отсутствия финансирования. Главное – сохранить, поддержать и замотивировать специалиста, который дает возможность стране повышать национальную конкурентоспособность. Необходимо переходить от индустриальной модели к инновационной.
Эффективная роль государства в Китае – комплексный макроэкономический контроль при помощи экономических рычагов. Это реализовать несложно, учитывая, что до 90% объектов экономики принадлежит именно государству. Кстати, Китай выбрал не стратегию запретов и ограничений, а рациональное распределение ВВП и иностранных инвестиций. В этом оказался сокрыт залог успеха.
В Украине же действует принцип именно ограничений, квот и высоких налогов. В то время как в КНР местному производителю предоставляют все условия для развития бизнеса (низкий уровень арендной платы, благоприятные условия налогообложения, экономическое стимулирование и т.д.), в Украине делают все, чтобы бизнес испытывал непреодолимые препятствия или искал пути, как их обойти, порой незаконным образом. В нашей стране правительство регулирует и контролирует бизнес, но методами налогового давления, бюрократии, непродуктивным вмешательством, что приводит к процветанию теневого рынка. Также сильна политическая составляющая, от которой зависит государственный аппарат.
Ориентир на иностранные инвестиции обеспечил Китаю треть прироста ВВП. Зарубежные компании, вошедшие на китайский рынок, на три года освобождаются от налогов, с них взимаются только арендные платежи. Стоит заметить, что Китай всегда оставляет за собой право на землю – она не продается, а только сдается в аренду. Привлекая иностранные структуры на свой рынок, китайское правительство увеличивает количество рабочих мест, повышает квалификацию своих работников и получает приток средств из страны-инвестора на оплату труда работников.
Кстати, интересный опыт – при создании совместного предприятия права собственности с иностранным инвестором делятся 50% на 50%. Обычно производство курирует местный директор (занятость населения, переработка местного сырья), а реализацию – иностранный.
В Украине же инвестиционный климат не особо привлекателен. И связано это не только с военными действиями и коррупцией. Достаточно вспомнить, как государство одномоментно монополизировало рынок авиаперевозок и вынудило уйти с рынка все иностранные компании. Для привлечения инвестиций стране следует выбрать путь инноваций и наладить связь между специалистом и денежным потоком на реализацию инновационных решений. А кроме этого – ослабить налоговое давление, нивелировать коррупцию, демонополизировать экономику, сформировать соответствующую инфраструктуру – бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.
Выгодное географическое положение Китая – этот природный и исторический фактор сыграл, безусловно, немаловажное значение в успехах страны. Как и Украина, КНР – портовая страна, что позволяет не только реализовывать эффективную экспортно-импортную политику, но и наращивать число логистических центров. Однако пока Украина думает, Китай успешно развивается как эффективный логистический узел, переходя на формирование таких проектов мирового значения, как «Шелковый путь».
Китай, как и Украина, является огромной сырьевой базой и удачным местом для размещения крупных перерабатывающих предприятий. Но китайское правительство с этим не спешит – экономит и бережет свои сырьевые ресурсы. В отличие от Украины, которая распродает их. Китайская стратегия направлена на покупку сырья для своих производств у развивающихся стран. Например, в КНР абсолютно не развита добыча рыбы, но развито производство рыбных продуктов, сырье для которых они покупают у России и Японии. И так почти со всеми ресурсами, которые покупаются по цене сырья в разных странах, потом в эти же страны возвращаются в виде продуктов, но уже по другой цене. Украина же славится тем, что в основном частным образом распродает свои сырьевые ресурсы.
Хотелось бы заметить, что все реформы Китая направлены на повышение уровня доходов и качества жизни его населения. В стране развита гибкая и удобная система кредитования физлиц, что позволяет каждой китайской семье взять ипотеку, кредит на образование или потребительский кредит на срок до 20-30 лет под низкий процент.
Возможно, кто-то до сих пор считает Китай развивающейся страной, но лидерские позиции во многих направлениях скорее свидетельствуют о том, что это высокоразвитая страна. Никто не говорит о слепом копировании данной модели развития – у каждого государства свои особенности. Какой-либо «методички по успешным реформам» не существует, однако Украине, вполне возможно, стоит рассмотреть китайские реформы в качестве примера для подражания. И тогда громкие слова одесского губернатора о «европейском Китае» найдут свое реальное подтверждение в будущем.
Автор: Владислав Семенченко, основатель логистической компании «УкрЭксимТранс»