Кабінет директора
Стратегические посиделки
Портрет работодателя и сотрудника будущего
Каким будет работодатель будущего? Как изменится его роль? Какие новые модели трудовых взаимоотношений между наемными сотрудниками и работодателями нас ждут в ближайшем будущем? Какими навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным в постиндустриальной экономике?
Гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC Жанна Балабанюк проанализировала современную трансформацию роли работодателя и определила, какие навыки сотрудников будут востребованы на рынке труда в ближайшем будущем.
По словам эксперта, сегодня происходит трансформация ролей работодателя, поиск новых моделей трудовых взаимоотношений. И это связано в первую очередь с тем, что появляются новые формы занятости.
«Технологии привели к стиранию границ между рабочим и личным временем, наличие постоянного доступа к сотруднику в любовь время уже норма трудовых отношений. Рост удаленной занятости приводит к тому, что все больше специалистов хотят работать дома, а не в офисе. При этом для работодателя это в первую очередь сокращение расходов на аренду офиса, оборудование и содержание рабочих мест», - констатирует Жанна Балабанюк.
С другой стороны, по ее мнению, работодатели сталкиваются с новыми вызовами. Главный из них - как управлять удаленными командами?
«Основными задачами становятся: обучение руководителей управлять удаленными сотрудниками и фрилансерами, разработка моделей сотрудничества для их удержания, создание моделей вовлечения удаленных сотрудников и фрилансеров в корпоративную культуру», - сообщает эксперт рынка труда.
Балабанюк считает, что технологии становятся главным интегратором управления в бизнесе. Это приводит к переоценке труда как такового и закладывает основу для кардинальных изменений привычного построения рабочих отношений в командах.
«Уже сейчас активно создаются мобильные рабочие места, когда сотрудники работают в любом удобном для себя месте, в любое удобное время. При этом обмен информацией с работодателем или другими членами команды происходит с использованием облачной платформы с мобильным приложением», - подчеркивает специалист.
Жанна Балабанюк констатирует, что большие системные компании уже становятся более открытыми и переходят на гибкие формы трудовых взаимоотношений.
«Гибкий рабочий график уже стал нормой в большинстве компаний. Мировой тренд - отдавать работу на аутсорсинг - будет укрепляться и в дальнейшем. Компании начнут активно формировать пулы партнеров-фрилансеров. Работодатель все меньше будет отдавать предпочтение работнику за географическим признаком и все больше искать таланты по всему миру. На этом фоне существенно возрастет конкуренция между большими глобальными работодателями, которые будут бороться за высококлассных специалистов-фрилансеров», - прогнозирует эксперт.
По словам гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC, работодатель перестает быть коммуникатором, инноватором, партнером сотруднику и отвечать за обеспечение социальной безопасности. На смену этим функциям приходят новые задачи и навыки.
Работодатель будущего должен быть:
1. Конструктором (культурным архитектором)
Уметь управлять мультинациональными, мультикультурными и мультирелигиозными командами. Иметь опыт управления in house и out of house командами одновременно и каждой из них по отдельности.
2. Интегратором
Интегрировать технологические, социальные и управленческие инновации в компанию. Развивать социальный капитал и управлять им.
3. Маневратором изменений
Уметь предвидеть изменения. Внедрять их и управлять ими. Оценивать эффективность изменений. Оперативно управлять вызовами и предупреждать их. А также выступать в роли координатора между топ-менеджментом, командой и исследовательскими подразделениями компании в целом.
4. Социальным инноватором
Создавать социальные инновации, которые смогут решить проблемы постиндустриальной экономики.
А какие навыки украинцы должны развивать сегодня, чтобы быть востребованными на рынке труда завтра?
Жанна Балабанюк выделяет десять главных навыков, которые позволят сотрудникам оставаться конкурентоспособными на рынке труда и нужными своим работодателям в ближайшие 5-10 лет.
Необходимые навыки сотрудников будущего:
1. Умение решать комплексные задачи
Умение работать с большими объемами информации в режиме многозадачности, решать сложные и комплексные задания.
2. Мыслить критически
Умение задавать вопросы, находить причину, корень проблем, понимать взаимосвязи, видеть риски и возможности, нестандартно подходить к решению задач, “сомневаться" и “вникать в суть” происходящего.
3. Творческие способности
Умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход к решению любого рода задач, создавать и творить, придумывать новое.
4. Управленческий талант
Обладать навыками управления командами, в том числе сотрудниками организаций.
5. Способность координировать действия с другими
Умение выстраивать работу, взаимодействуя с партнерами и координируя свои шаги с другими членами команды.
6. Обладать эмоциональным интеллектом и коэффициентом ловкости (Agility Quotient)Умение понимать, почему тот или иной человек поступает так или иначе и что он при этом чувствует. Мастерство предвидеть ситуацию, чувствовать тенденции и предугадывать вызовы, а также уметь оперативно сориентироваться и действовать на опережение.
7. Способность рассуждать и принимать решения
Умение думать и рассуждать, генерировать альтернативные варианты решений и обладать навыками принятия решений.
8. Ориентироваться на обслуживание
Умение понимать потребности других, предугадывать их, получать удовольствие от предоставления услуг другим.
9. Быть переговорщиком
Обязательное владение навыками всех видов переговоров, ориентация на принятие win-win решений.
10. Когнитивная гибкость
Умственная способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.
Подготовила Ольга Вилик