НОВОСТИ ДНЯ: Досрочные выборы Рады: за какие партии проголосовали бы украинцы - опрос  "Мы реакцию увидели": После бойкота Рады у Зеленского обещают план "B и C"   За 5 лет штат полиции Киева сократился в два раза  В Ужгороде «зацвела» аллея зонтиков  Кабмин ужесточил требования к туроператорам  В ЕС назвали условие для получения Украиной финпомощи  Богдан о Гройсмане: "Никто плакать не будет, коллапса не случится" все новости дня
Кабинет директора
Вечерняя водка
07.05.2019 2004

Человек как фактор, или Любой ценой

Когда после очередной трагедии говорят о «человеческом факторе», становится быстро понятно, что других-то факторов, в общем, и нет. О том, что мир меряется человеческой меркой, было известно по крайней мере двадцать пять веков назад, когда Протагор заявил свое знаменитое: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Причем человек не только мера, он же и измеритель.

Гибель людей при посадке самолета в аэропорту Шереметьево не стала исключением. Еще до заключения специалистов о причинах беды, как это водится, были розданы оценки и прозвучали объяснения. И степень их совпадения с реальными обстоятельствами интересует далеко не всех, кому-то важнее успеть первым предложить свою мерку.

В случае с «Суперджетом» человеческого действительно больше, чем в подобных несчастных случаях.

Начать с того, что SSJ 100 изначально был «президентским» проектом: российская машина должна была потеснить на мировых рынках лидеров в сегменте региональных пассажирских самолетов – канадскую компанию «Бомбардье» и бразильскую «Эмбраер». Что это значит в российских условиях, понятно: средств и административных усилий по продвижению проекта не жалели, политика опережала экономику. Итальянская Alenia Aeronautica вошла соакционером в компанию по продаже будущего чуда техники, и Берлускони, друг Путина, поучаствовал в рекламе наряду с президентом России. Правда, в Италии все обстоит несколько иначе, чем в России: если SSJ 100 буквально навязывались российским авиакомпаниям, в Италии на конкурсе национального авиаперевозчика Alitalia «Суперджет» проиграл опытному бразильскому конкуренту. Сырую машину покупатели брать не хотели.

Чисто человеческим фактором объяснили крушение SSJ 100 в Индонезии в 2012 году во время демонстрационных полетов: в сложной горной местности неслаженно сработали экипаж и диспетчеры. Но по репутации и без того проблемной техники был нанесен серьезный удар, да еще и Владимир Путин стал охладевать к проекту: его подвели, а национальный лидер такого не любит. На горизонте замаячил другой любимец российских властей: МС-21, расшифровывается все это ни много нимало «Магистральный самолёт XXI века», новая бездонная бюджетная бочка. На все амбициозные проекты денег не хватит, и не хватать стало именно «Суперджету», хотя в него уже ввалили к тому времени около двух миллиардов долларов.

Потом по самолету ударил и другой любимый путинский проект – аннексия Крыма с последующим вторжением на Донбасс. Поскольку львиную часть комплектующих закупали за рубежом, режим санкций сделал проблемным изготовление и ремонт техники с большой долей импорта. Человеческий фактор? Вполне.

В нынешней истории тоже много моментов, где наверняка не обошлось без пресловутого фактора. Почему «Суперджет» оказался в центре стихии, хотя была возможность избежать вхождения в грозовое облако? Почему удар молнии вывел из строя бортовую электронику, хотя современные самолеты к такого рода случаям обычно хорошо подготовлены? Почему садились с полными баками горючего, сильно увеличивая вероятность аварии: тяжелую машину трудно сажать вручную, а риск воспламенения возрастает. Почему пилоты не смогли осуществить чистую посадку, хотя их этому учат: именно в результате «козления», прыжка самолета после первого прикосновения к взлетной полосе, подломилась правая стойка шасси и начался пожар. Почему самолет, совершающий аварийную посадку в одном из главных аэропортов России, не встречали спасательные службы, а «взлетка» не была залита пеной, препятствующей воспламенению? И хотя паника на борту наверняка увеличила число жертв, это самый человеческий из факторов, который почему-то больше всего обсуждается, тут как раз сложно винить людей, оказавшихся лицом к лицу со смертью.

Нисколько не преуменьшая российской специфики трагедии, следует указать, что в тот же день, когда случилась катастрофа в Шереметьево, The Wall Street Journal опубликовал статью о том, что руководству компании «Боинг» были известны проблемы в управлении самолетом Boeing 737 MAX задолго до катастроф в Индонезии (29.10.2018, 189 погибших) и в Эфиопии (10.03.2019, 157 погибших). Лишь после эфиопского случая авиастроители стали откровеннее с авиакомпаниями, приобретающими их продукцию, а в систему управления были внесены необходимые коррективы. Репутации «Боинга» нанесен огромный урон, но вряд ли от этого легче родным и близким погибших.

Сейчас в разработке машин все большую роль играют машины, и нередко управляют созданными машинами тоже в значительной степени не люди. Исключите из всех процессов людей – вот и не станет человеческого фактора. Но тогда не станет и человека. Немыслимая цена.

Как тут не выпить, без тоста.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Оценка материала:

5.00 / 3
Человек как фактор, или Любой ценой 5.00 5 3
Кабинет директора / Вечерняя водка
07.05.2019 2004
Еще материалы раздела «Вечерняя водка»
  • Андрей приехал мстить, или От сволочи слышу Андрей приехал мстить, или От сволочи слышу

    Возвращение в Украину Андрея Портнова неплохо взболтнуло страну накануне инаугурации. Одно то, что такое возвращение стало возможным, наглядно показывает, насколько изменилась Украина при Порошенко: по ряду базовых позиций – никак. Как выяснилось, Портнов мог никуда и не уезжать, генеральный прокурор прокомментировал, что правовых претензий к бывшему заместителю администрации президента Януковича, в дни Майдана ставшего первым заместителем, не существует.

    Вечерняя водка 20.05.2019 2985
  • Снег в июне, или Стамбул не сдается Снег в июне, или Стамбул не сдается

    Когда год назад Эрдоган объявил досрочные выборы и ожидаемо выиграл их, получив уже новые, чрезвычайно широкие полномочия, казалось, турецкий президент решил свои главные политические проблемы. К единовластию он шел долго и целеустремленно, подминая под себя институты и громя оппозицию.

    Вечерняя водка 12.05.2019 1398
  • Возможно не всё, или Учите матчасть Возможно не всё, или Учите матчасть

    Одна из самых необычных президентских кампаний в Украине, наконец, завершена. Нет никаких оснований считать, что данные Центризбиркома радикально будут отличаться от показателей опросов при выходе с избирательных участков, поэтому можно смело сказать, что Петр Порошенко очень крепко проиграл, а Владимир Зеленский предельно убедительно выиграл. О причинах почему так случится, говорено было предостаточно, и на этом обсуждение личного вклада команд в результат кампании не закончится. Сосредоточимся на другом.

    Вечерняя водка 22.04.2019 4017
  • Конец как начало, или Проводы Петра Конец как начало, или Проводы Петра

    Оставшееся до дня голосования время кажется уже просто лишним. Мучительно наблюдать за президентом, который суетливо пытается выдернуть претендента на решающую словесную дуэль, норовит выполнить пятилетнюю эфирную норму и не забывает вставлять в свои речи слова о том, что вот после переизбрания!.. Словно наблюдаешь за больным, который строит планы на весну, до которой точно не дотянет.

    Вечерняя водка 15.04.2019 5833
  • Полундра, или Когда гарант на грани вылета Полундра, или Когда гарант на грани вылета

    Центральная избирательная комиссия наконец-то объявила официальные результаты первого тура выборов, неделю спустя подтвердив то, что всем стало известно из экзитполов в первые же минуты после закрытия участков для голосования: Юлия Тимошенко выбыла из борьбы, Петр Порошенко в игре остается. Теперь можно оперировать неприкидочными цифрами, которые показывают, что Владимир Зеленский в сумме набрал голосов, как вместе взятые оба главных соперника и еще два десятка кандидатов, замыкающих итоговую таблицу.

    Вечерняя водка 08.04.2019 5472