Бізнес
Економіка
У гривни все меньше шансов избежать девальвации
Россия стремительно выкачивает из Украины все валютные соки. За январь–август 2011 года разница между экспортом и импортом в пользу РФ составила $6,3 млрд. В среднем наши соседи зарабатывают на нас $787 млн в месяц. И по итогам года цифра наверняка достигнет не менее $9,45 млрд.
Помните анекдот о пьяном лосе? Проснувшееся с тяжелой головой животное страстно мечтало добраться до ближайшей реки. Наконец лось вышел на берег и тут же начал жадно пить. Вдруг из кустов вылезает охотник и палит из обоих стволов. Лось стоит не шевелясь. Охотник стреляет снова — лось не реагирует. Охотник еще раз разряжает ружье. Тогда животное медленно поднимает голову и произносит: «Ничего не понимаю, пью-пью, а мне все хуже и хуже».
Примерно в такой же растерянности и украинское правительство. Казалось бы, наступило долгожданное время, когда экономика, ежегодно наращивая темпы, превысит 5%-ный рост ВВП. И можно даже замахнуться, страшно сказать, на 6% в 2012-м. Впервые за долгие годы инфляция побеждена и трусливо сжалась до 4,2% за восемь месяцев. Курс стоит как вкопанный, побаиваясь даже пошелохнуться. Еще немного — и инвесторы выстроятся в очередь, чтобы вкладывать в Украину. И тут за спиной Кабмина с грохотом падает платежный баланс. Небольшой профицит в августе в размере $214 млн сменился вдесятеро большим дефицитом в сентябре — $2,044 млрд. По итогам десяти месяцев платежный баланс уже почти в ноле. Ничего подобного не было ни в этом, ни в прошлом годах. В последний раз такой дефицит был зафиксирован лишь в начале 2009-го, когда последствия обвальной девальвации в конце 2008-го еще не привели к ожидаемому улучшению внешней торговли.
Согласно аналитическому отчету, Нацбанк в провальных показателях платежного баланса винит население, слишком рьяно закупавшее доллары на наличном рынке и потому обвалившее финансовый счет текущих операций. До сентября этот показатель оставался в плюсе и существенно приукрашал общую картину. Минус по внешней торговле легко перекрывался поступлениями по внешним кредитам. Но граждане нарушили баланс. Хотя само руководство НБУ прекрасно понимает, что проблема с покупкой налички заключается в финансировании импортных операций нелегальным бизнесом.
Чем заканчивается двойной дефицит — хорошо известно: в октябре 2008 года он сыграл роль сигнальных огней перед падением курса гривни. Правда, тогда минус был вдвое больше, чем в прошлом месяце. Но у нас ведь впереди еще ноябрь и декабрь, которые пройдут под знаком максимально высоких цен на российский газ.
Даже самые горячие сторонники стабильности гривни вынуждены признать, что избежать девальвации практически невозможно. Последний бастион — относительно высокие цены на металл. Но тенденция их падения уже очевидна, и в октябре она только усилится.
Теперь вся надежда на кредит МВФ. С его помощью Украина сможет продержаться пару месяцев без сжигания золотовалютных резервов. Но это лишь отсрочка, а что потом?
Не преодолев основной проблемы — превышение импорта над экспортом, Украина обречена на девальвацию. Но правительство не склонно драматизировать ситуацию. Премьер Николай Азаров считает, что платежный баланс удастся существенно улучшить за счет снижения цен на российский газ. Отвечая на вопрос Контрактов, премьер заявил буквально следующее: «В ближайшее время мы получим новые условия поставок газа, которые вдвое уменьшат отрицательное сальдо (торгового баланса. — ред.) с РФ или вообще сведут его в ноль».
Пока Россия стремительно выкачивает из Украины все валютные соки. За январь–август 2011 года разница между экспортом и импортом в пользу РФ составила $6,3 млрд. То есть в среднем наши соседи зарабатывают на нас $787 млн в месяц. И по итогам года цифра наверняка достигнет не менее $9,45 млрд.
Сокращение этой суммы хотя бы вдвое действительно позволит Украине рассчитывать на небольшой плюс во внешней торговле. Собственно, больше нам надеяться не на что. Западные инвесторы уже почти вышли из страны и вряд ли вернутся в ближайшее время. С начала года их вложения в ОВГЗ сократились в 2,5 раза. И даже прекращение дальнейших распродаж нерезидентами украинских бумаг совершенно не означает перемены в их настроении. По словам финансиста Эрика Наймана, сейчас крайне сложно продать гособлигации: «Нерезидентам придется либо реализовывать их в убыток, либо ожидать улучшения ситуации с банковской ликвидностью». Дальнейшие перспективы тоже не ахти. По мнению эксперта, приток денег от иностранных инвесторов при нынешних высоких валютных рисках невозможен. «А эти риски могут быть ослаблены или в случае девальвации гривни хотя бы до уровня 8,2–8,6 UAH/USD, или при получении очередного транша кредита МВФ в сумме около $3 млрд», — подчеркнул финансист. Так что приезд очередной миссии МВФ можно рассматривать как вызов неотложки. И если больной откажется принимать таблетки, за свое финансовое здоровье он сможет больше не переживать. Здоровья не будет.
Фото PHL