Політика
Україна
Взрывы в Днепропетровске: 7 версий событий
События пятницы 27-го апреля стали «ожидаемой неожиданностью» предвыборного сезона. Ожидаемой – потому что Украина за последние года полтора стремительно вернулась в эпоху поздних 1990-х и ранних 2000-х. Все табу прошлых лет, основанные на негласном консенсусе элит, нарушены. Можно только догадываться, какие еще сюрпризы преподнесет нынешнее положение дел в стране. Теперь возможно все.
Террор постучался и вошел
На каком бы уровне (одиночек-«революционеров», местных группировок, центральной власти) не планировались бы днепропетровские теракты, результаты их будут носить общеполитический характер. В настоящее время в Украине любое событие экстраординарного масштаба становится политически значимым – с учетом контекста Евро-2012, выборов, дела Тимошенко, общего народного недовольства и возможной политической изоляции Украины. Потому, кто бы не заказал и не осуществил теракты, Украина после них будет уже другой. Репутация «команды профессионалов» и «железных парней» этими взрывами подорвана в прямом смысле. Теперь в Украине есть террор. Даже если он - сугубо криминального свойства. «Золотой сон» о стране, где не принят такой способ решения проблем, окончился.
Взрывы подозрительного характера и зачастую в контексте предвыборных кампаний в Украине были и раньше. Покушение на Наталью Витренко в 1999 году, взрывы на Троещинском рынке в августе 2004 года, прошлогодние взрывы в Макеевке – все они также разрушали миф о спокойствии в нашей стране хотя бы по части терроризма, но казались одиночными акциями, некими эксцессами. Апрельский Днепропетровск все перечеркнул. Устроенные по классическому принципу «напугать, но не убить» взрывы показали, что террор, даже если он дело неких одиночек, можно считать фактором нашей жизни.
Большая политика?
И все-таки - кому выгодно? Версий взрывов насчитывается сейчас от пяти до семи, и классифицировать их можно как версии большой и местной политики. К первым относится версия о власти как организаторе терактов, такая же мысль об оппозиции и версия о «российском следе» в терактах. Вторая группа версий – более «прикладная» – отсылает к местным разборкам, указывает на предвыборные противостояния в городе и на степень сращивания криминала и политики в Днепропетровске.
В Украине любое событие экстраординарного масштаба становится политически значимым
Версия первая. Взрывы выгодны власти, дабы отвлечь внимание от скандала с избиением Тимошенко. Само наличие этой версии предусматривает, что народ власти не доверяет, и считает ее способной на такую провокацию. Но вряд ли Януковичу выгодно подобное развитие событий именно сейчас. В условиях падения рейтинга, при угрозе санкций со стороны ЕС из-за дела Тимошенко, а также из-за желания нормально провести футбольный чемпионат, такой форс-мажор ему не нужен. Если бы целью взрывов было некое «сплочение нации вокруг лидера», власть задекларировала бы такую цель сразу после взрывов, как это было в России после терактов 1999-го или при пожаре Рейхстага в Германии в 1933-м. Но реакция власти вообще какая-то вялая. Может быть, как раз оттого, что истинные цели и заказчики взрывов уже известны?
Отвлечение внимания от дела Тимошенко – единственная вменяемая версия, если искать мотивы для власти. Но тогда информационная волна от взрывов предназначена, прежде всего, для Запада, а Янукович давно показал, во что он ставит европейское мнение. И устраивать ради микширования истории с синяками Тимошенко еще взрыв в городе-миллионнике – это выглядит, по меньшей мере, странно. Имидж Украины и лично ее президента от этого никак не улучшится, а даже наоборот. Что до населения Украины, то обыватель по-прежнему пребывает в состоянии зрителя затяжного телесериала - вмешиваться в события у массы желания нет. Так что «стрелять из пушки по воробьям» смысла не было.
Версия вторая. Взрывы выгодны оппозиции, дабы отвлечь внимание от второго процесса Тимошенко и выставить власть то ли слабой, то ли, наоборот, безжалостно диктаторской. Версия откровенно слабая, и вот почему. Украинская оппозиция слишком слаба, разобщена и гуманна, чтобы организовать что-либо подобное. К тому же, после взрывов, оппозиционеры нарвались бы на действительные репрессии, получая прямо противоположный эффект. Среди наших оппозиционеров нет сумасшедших боевиков. Иначе бы события в стране развивались бы по-иному уже давно. Да и отвлечь внимание от второго дела Тимошенко таким образом бесполезно: ее все равно будут судить, даже в ее отсутствие, ибо такова команда «сверху». Террористическая активность ее сторонников ей бы окончательно навредила.
Апрельский Днепропетровск показал, что отныне террор можно считать фактором нашей жизни
Версия третья. Российский след. Почти все мало-мальски значимые события последнего времени в Украине не обходятся без анализа этой версии. Да, России выгодно «стреножить» Януковича, а работать со взрывчаткой там умеют. Путин вообще пришел к власти на «взрывной волне». И если суровый полковник КГБ таким образом теперь укрощает Януковича, то нужно понять, почему был выбран именно такой способ.
Подорвать еще больше доверие к Януковичу и его партии? Но тогда, как это не цинично звучит, было бы выгоднее организовать более кровавый теракт. К тому же, у Москвы есть множество иных рычагов для давления на Киев, нежели теракты в Днепропетровске. Снова-таки, вряд ли такие действия способны напугать Януковича. Наоборот, с учетом его характера, они могут его еще более рассорить с Россией, лишив Путина даже потенциальной надежды склонить украинского президента к сдаче промышленных активов либо к участию в российских геополитических проектах.
Местные корни?
Теперь рассмотрим версии, касающиеся местных корней терактов. Хотя и эти версии могут вывести нас на вершины киевской политики, но все-таки их причины – в днепропетровской специфике. Город до сих пор является объектом борьбы нескольких группировок, каждая их которых не брезгует суровыми методами. Убийства бизнесменов и взрывы в Днепропетровске – не редкость. Три года назад был убит – также путем взрыва посреди дня на людной улице – известный бизнесмен Вячеслав Брагинский. Следует вспомнить и разборки вокруг продуктового рынка «Озерки», в ходе которой была выбита группировка бизнесмена Максима Курочкина. 16 ноября прошлого года в Днепропетровске взорвалась бомба возле торгового центра – по фотороботу предполагаемого исполнителя того теракта ищут бомбистов нынешних. Совсем недавно произошло убийство Геннадия Аксельрода. Так что Днепропетровск может получить «переходящий флаг» сомнительного свойства – звание «криминальной столицы» Украины.
Итак, версия четвертая. Взрывы направлены против губернатора области Александра Вилкула. Версия достаточно вероятная. Молодого амбициозного губернатора считают ставленником Рината Ахметова, а его деятельность, на фоне коллег из иных областей, была достаточно успешна: за два года его губернаторства в область привлечено $1 млрд зарубежных инвестиций, причем 95% пришло из стран ЕС. В контексте этих успехов Вилкула называли одним из претендентов на кресло премьер-министра вместо Николая Азарова.
В то же время днепропетровские источники Контракты.UA утверждают, что губернатор с недавних пор не может считаться стопроцентным человеком Ахметова и ведет самостоятельную игру. Если это так, то взрывы могут быть попыткой остановить возможное продвижение Вилкула в Киев, а также его карьеру в области. Но где гарантии, что Янукович прогонит или накажет молодого губернатора? В конце концов, взрывы произошли в городе, а не области, так что в опале может оказаться городская власть.
Разборки региональных бизнесменов дискредитируют как власть, так и лично Януковича
Версия пятая. По данным еще одних источников Контракты.UA в Днепропетровске считает, что за взрывами может крыться спецоперация противников Ивана Ступака – заместителя председателя Днепропетровской облгосадминистрации и главы Днепропетровской городской организации Партии регионов. Ступак – выходец из спецслужб, в 2004-2005 гг. был первым заместителем начальника УСБУ в Днепропетровской области, а в 2007 г. – начальником ГУМВД в Днепропетровской области. В нардепы он хочет идти по Бабушкинскому району Днепропетровска. Кроме того, Ступак считается потенциальным кандидатом от ПР на пост мэра города. В 2010 году Иван Куличенко в четвертый раз был избран городским головой и вряд ли он будет уже баллотироваться в следующий раз.
Учитывая связи Ступака в среде силовиков, возможное снятие руководителей силовых ведомств города и области может его ослабить, да и подорвать дальнейшее карьерное продвижение.
Вопрос с этой версией, вновь-таки, о соотношении средств и целей. Борьба за депутатское и в потенциале мэрское кресло путем публичных терактов выглядит чрезмерной. Зато возможной видится шестая версия – о борьбе крупных ФПГ за власть в Днепропетровске.
Имеется в виду конфликт группы, куда входили покойные бизнесмены Брагинский и Аксельрод (эту группу также именуют группой Коломойского) с интересами Рината Ахметова. На «борьбу евреев с татарами» указывает, в частности, политолог Юрий Романенко. «Происходит внутренняя зачистка территории: группу Коломойского вытесняют, считая последнего непредсказуемым и играющим по старым правилам времен олигархической вольницы. Его оппонентами выступают бизнес-структуры, ориентированные на Рината Ахметова. Взрывы эти показывают слабость государства, его неспособность поставить под контроль региональные группировки, действующие своими методами».
«Украинский Брейвик» проснулся?
Днепропетровск может получить звание «криминальной столицы» Украины
И, наконец, в отдельную - седьмую версию - можно выделить идею о террористе-одиночке или группе неких «украинских брейвиков». Эту версию, как одну из возможных, рассматривает политолог Владимир Фесенко. Правда, у Брейвика был понятен политический мотив его действий. Сложнее было с белорусским терактом 2011 года, где так и не было дано объяснения мотивам бомбистов в минском метро. В нынешнем же случае вообще не было выдвинуто никаких требований после терактов.
Это обстоятельство еще более осложняет поиск преступников, делая сами теракты «бессмысленным и беспощадным» действом, о мотивах которого рядовой гражданин может только догадываться. И потому гражданину становится страшно, и от этого он еще более ненавидит тех, кто им управляет, и не доверяет тем, кто должен его защищать.
Что там, за чертой?
Что может быть теперь с Украиной, пережившей кровавую днепропетровскую пятницу? Могут ли эти взрывы напугать болельщиков, едущих не еврочемпионат, равно как и туристов вообще? Вряд ли - фанаты есть фанаты, и они готовы ехать ради любимой команды в любую страну. Днепропетровск все же – не принимающий город, что психологически несколько облегчает европейцам восприятие ситуации.
Если говорить о внутриполитическом контексте, то лишний – и мощный - удар по «стабильности» режима Партии регионов состоялся, и теперь число поклонников власти снова уменьшится. Конечно, нужно подождать, кого сделают ответственным за теракты. Найти кого-то должны обязательно, иначе государство действительно зарекомендует себя неэффективным, а его правоохранительные органы – донельзя коррумпированными и связанными с организованной преступностью. И в конечном итоге, крайним всегда будет Янукович, отвечающий в стране за все по Конституции 1996 года.
Не исключено, что Днепропетровск стал частью некой многоуровневой и многоходовой комбинации, цели которой могут быть различными на местном и центральном уровнях. Разборки региональных бизнесменов одновременно дискредитируют власть всех мастей, и лично президента. А уж желающих в очередной раз подставить Януковича и в Украине, и за рубежом очень много.