Бізнес
Ринки та компанії
Почему украинские банки не «кошмарят» бизнес
В кризис отечественные финучреждения забирают у компаний имущественные комплексы, оборудование, недвижимость, однако процессов по отчуждению акций или корпоративных прав практически нет.
В июле собственник компании «ХХI Век» договорился с кредиторами о передаче им 5% акций в рамках реструктуризации долга. Компания МКС (сеть компьютерной техники) едва не досталась ВТБ Банку за долги, однако в июне она была признана банкротом. Банк Пивденный недавно стал владельцем коньячного завода «Таврия», предположительно получив его за долги.Аналогичные сделки финучреждений по приобретению бизнеса за долги проходят в РФ, только там их гораздо больше. Самыми активными игроками российского рынка выступают государственные Сбербанк и Внешторгбанк, а также Альфа-Банк, входящий в Альфа-Групп. За последние полгода финструктуры получили контроль над компаниями «Топ-книга», «Дикая орхидея», «Веда», «Вестер», «Кристалл», «ДОН-Строй», «Диксис» и др. Все это крупные или небольшие торговые сети, производители алкогольных напитков, строительные фирмы. Руководство банков уверяет, что после кризиса продаст эти структуры. Аналитики добавляют, что финучреждения смогут получить на этих сделках сотни процентов прибыли: компании достались банкам за копейки по сравнению с их рыночной стоимостью (тем более посткризисной).
«В Украине подобной тенденции нет, поскольку до кризиса банки довольно редко принимали в качестве залога акции компаний», — говорит член правления Пиреус Банка Максим Гринченко. Это же подтверждает член правления Индэкс-Банка Алексей Волчков: «В большинстве случаев ценные бумаги или корпоративные права не имеют рыночной стоимости, перепродать их довольно сложно». Исключение составляли финструктуры, входящие в финансово-промышленные группы: такие банки еще три-пять лет назад могли выдать ссуду под залог акций, прописав в кредитном договоре особые драконовские условия, чтобы позднее забрать предприятие за долги у его собственников.