Украинский связной: рейтинг топ менеджеров украинского рынка мобильной связи
Журнал «ГVардия» представляет успешных руководителей компаний – операторов мобильной связи. Профессиональный уровень топ-менеджеров оценивался по следующим критериям: экономическая эффективность управления компанией, конкурентоспособность, взаимоотношения компании с партнерами, социальная корпоративная ответственность и деловая репутация самого руководителя.
На фоне падения доходов от основной деятельности в 2009 г. операторы пытались сохранить лояльность абонентов, а также делали ставку на получение конкурентных преимуществ в случае получения лицензии на предоставление услуг связи 3G в стандарте UMTS.
С первой задачей игроки мобильного рынка с трудностями, но справились, однако перспективы получения заветных лицензий по-прежнему остаются туманными. Эпопея с тендером успешно продолжается. В очередной раз он был отменен за несколько дней до проведения. Причиной послужил указ Президента Украины от 25 ноября 2009 г., приостановивший действие распоряжения Кабмина Украины от 11 ноября, который поручал Минобороны, Минтрансу и Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) провести конверсию полос радиочастот для внедрения системы мобильной связи третьего поколения.
Затягивание с конкурсом является серьезным препятствием для развития 3G-технологий на украинском рынке, тем более, что все операторы говорят о готовности развернуть эту сеть в городах-милионниках уже в течение полугода. Новый конкурс на выдачу лицензий на 3G-частоты НКРС планирует провести осенью текущего года.
Цели, стоящие перед менеджментом украинских мобильных операторов в 2010 г., очевидны: оставаться в плюсе либо минимизировать темпы падения дохода, уменьшить затраты без ущерба для операционной деятельности, а также найти те проекты, в которые можно вложить ресурсы для быстрого выхода из кризиса.
Бессменный руководитель
Первое место в рейтинге с 87,83 баллами занял президент компании «Киевстар» Игорь Литовченко. В 2009 году «Киевстар» справился с задачей удержания лидерских позиций на рынке, сделав ставку на стратегию стабильных цен, профессионализм команды, устойчивое качество услуг плюс развитие новых направлений. Притом, что общий доход украинского рынка телекоммуникаций в 2009 году «просел» более чем на 7%, «Киевстару» удалось подойти к итогам года с некритичными потерями: чистый доход компании составил 11,588 млрд. грн, сократившись на 9,5%.
В 2009 году «Киевстар» ввел ряд антикризисных предложений – услугу «Экстра гроші», тарифные планы «Багато розмов», «Диджус Безлим». Компания начала осваивать новые направления, делая упор на продвижение цифровой музыки и доступ в Интернет: в прошлом году было подключено более 1,6 млн Интернет-пользователей. Хотя лицензия на мобильную связь третьего поколения (3G) так и не была разыграна государством, «Киевстар» своевременно заключил роуминговое соглашение с Укртелекомом.
Одно из самых значимых событий года на телеком-рынке также связано с «Киевстар» – это урегулирование конфликта между акционерами - норвежским Telenor и российской Altimo, в результате чего стало возможным объединении совместных активов украинского «Киевстар» российского «Вымпелком» в рамках новой компании «VimpelCom Ltd».
Мобильный оптимизатор
Вторым оказался генеральный директор МТС-Украина Андрей Дубовсков (64,42 балла). В 2009 году основным акцентом развития МТС стало повышение эффективности работы компании. Выручка в 2009 г. приблизилась к докризисному уровню и составила 8 173 млн грн, что всего на 5% меньше чем в 2008 г. Показатель MOU (количество выговоренных минут) вырос на 66%, составив на конец года 462 мин. Такой рост стал возможным вследствие реализации стратегии «народные цены – премиальная сеть», направленной на стимулирование потребления.
Кроме того, в 2009 г. МТС показала значительный рост выручки от продажи дополнительных услуг (34% по сравнению с 2008 г.). Значительную динамику продемонстрировали услуги передачи данных: рост выручки составил 98%.
Удачливый стратег
Третью позицию в рейтинге занял Еэн Тансу, главный исполнительный директор ООО «Астелит» (52,67 балла). Одним из главных достижений компании и ее руководителя в 2009 г. является рост рыночной доли - 22,7% - с 20,4% в 2008 г. Продолжала расти и абонентская база life:), достигнув 12,2 млн чел. (11,2 млн в 2008 г.) При этом база активных абонентов выросла на 9,9% по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году life:) увеличил свой доход в гривне на 19,5% по сравнению с 2008 годом, при этом данный показатель снизился на 20,0% в долларовом эквиваленте до $351,1 млн – вследствие обесценивания гривны по отношению к доллару.
По словам руководителя компании, в 2010 г. усилия команды будут сфокусированы на улучшении качества связи и услуг, предоставление сегментированных продуктов, запуск выгодных и инновационных программ лояльности и дальнейшие инвестиции в технологии и инфраструктуру.
Непубличный руководитель
Гурский Станислав, директор филии Utel, ДП «Укртелеком» занял четвертое место в рейтинге (43,51 балла). Подавляющее большинство абонентов оператора — пользователи мобильного Интернета.
Оценка материала:
Украинский связной: рейтинг топ менеджеров украинского рынка мобильной связи23.04.2010