НОВИНИ ДНЯ: Буданов про теракт під Москвою: Росія знала про підготовку щонайменше за місяць  В Україні 29 березня - дощі та сильний вітер, вдень до 16°  Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разу  Коли ховатимуть героїв на Військовому меморіальному кладовищі: у Мінветеранів назвали терміни  У частині України оголосили штормове попередження: де очікувати негоду  У Міноборони роз'яснили оновлений процес мобілізації згідно з новим законопроєктомвсі новини дня
Бізнес
КСВ
06.05.2010 48505

Почему социально ответственные компании могут зарабатывать больше

Чтобы в Украине серьезно говорить о социальной ответственности бизнеса и чтобы она развивалась и стимулировалась, необходим диалог между бизнесом и государством, считает глава Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская.


Доходы компаний, занимающихся КСО, выше среднерыночных

К: Каково состояние корпоративной социальной ответственности в Украине? Насколько отечественный бизнес заинтересован во внедрении стандартов КСО?
Наталия Королевская: За 19 лет бизнес в Украине достиг своего совершеннолетия. Вместе с тем нельзя сказать, что он уже осознанно встал на позиции социальной ответственности. У нас вообще отсутствуют традиции социально ответственного ведения бизнеса — только в последние годы некоторые компании начали говорить о КСО как о своей бизнес-стратегии. И кризис позволил отделить зерна от плевел, четко продемонстрировав, кто использовал КСО для саморекламы и декларировал какие-то разовые благотворительные акции, а кто — действительно опирается на принципы социально ответственного бизнеса в своей деятельности.
Если не ошибаюсь, у нас не более десяти компаний, официально публикующих отчеты по социальной ответственности, и свыше 100, задекларировавших приверженность принципам КСО. Это тоже один из серьезных критериев открытости бизнеса и уровня развития социальной ответственности. Чтобы иметь возможность в Украине серьезно говорить о социальной ответственности бизнеса и чтобы она развивалась и стимулировалась со стороны государства, необходим диалог между бизнесом и государством.

К: В чем должен состоять этот диалог?

Наталия Королевская: Сегодня государство решает свои социально-экономические проблемы, используя добровольное желание бизнеса нести социальную нагрузку. Необходим диалог, в результате которого будет достигнуто согласие в том, что бизнес делает для социальной сферы и какие стимулы получает в обмен на это от государства. Иначе эта деятельность будет трансформироваться либо в благотворительность, либо зависеть сугубо от корпоративной культуры, которая, как одна из форм существования КСО, имеет право на существование. Впрочем, тогда нельзя будет говорить о социальной ответственности в целом как о тенденции украинского бизнеса: речь может идти только об ответственности собственников или акционеров этих компаний.
Глобальные тенденции свидетельствуют о том, что уровень корпоративной и бизнес-культуры компаний, занимающихся социальными проектами и выполняющих серьезную социальную функцию, так же как и их доходность, гораздо выше среднерыночного. И это связано с тем, что моральный дух и мотивация сотрудников, понимающих, что они работают не только на доходную часть акционерного капитала и капитализацию самой компании, но и вносят свою лепту в решение социальных проблем, — значительно выше. В этом случае самоотдача людей становится намного выше: это психологический фактор, который немаловажен при существующей конъюнктуре на рынке труда.
Если диалог бизнеса с государством не состоится, социальная ответственность скатится к каким-то точечным действиям и останется стратегией меньшинства на рынке. Если же государство захочет за счет давления получить от бизнеса социальную поддержку, то это выльется в формат пустых деклараций. Мы, например, знаем, что Европейский банк реконструкции и развития, так же как и Всемирный банк, к тем компаниям, которые имеют открытую отчетность, четко декларирует свои критерии социальной ответственности, предоставляет льготный подход в кредитовании и займы под более низкие проценты.
Украинское государство тоже должно четко определить критерии социально ответственных компаний и в соответствии с ними предоставлять преференции. Потому что если на законодательном уровне обсуждать льготы, которые можно предоставить социально ответственному бизнесу, не определив вначале критерии, можно опуститься и до коррупции.

Государство должно создать стимулы, чтобы у бизнеса появилось желание


К: О каких льготах может идти речь?
Наталия Королевская: Это, безусловно, и предоставление привилегированного доступа к государственным закупкам, и налоговые льготы, и, конечно, публичный и открытый лоббизм компаний, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами социальной ответственности. К сожалению, лоббизм у нас до сих пор имеет негативный оттенок: как в свое время при слове «предприниматель» возникал образ братка с цепью, так и лоббизм по сей день воспринимается как эдакий кулуарно-чемоданно-договорной метод каких-то незаконных взаимодействий власти с бизнесом. Поэтому такой официальный, задекларированный протекционизм государства может стать позитивным примером для бизнеса.
В комплексе это действительно достойная перспектива решения ряда социально-экономических проблем в нашей стране. Потому что пока социальная политика государства сводится не только к декларированию повышения социальных стандартов путем законодательного урегулирования, но и к давлению на предпринимателя с целью заставить его повысить среднюю и минимальную зарплату. Но такая политика порой оборачивается тем, что мы не развиваем бизнес и не улучшаем инвестиционный климат в стране, а ухудшаем ситуацию.
Сегодня, я в этом уверена, социально ответственные компании как бизнес-среда готовы принимать участие в формировании, реализации и анализе выполнения тех задач, которые ставит государство. Кто бы ни был у власти — правительства меняются, приходят и уходят, — но институциональная память взаимодействия бизнеса и правительства всегда должна оставаться. Должны быть востребованы те наработки, которые формируются на уровне бизнес-ассоциаций и социально ответственных практик компаний, открыто заявивших о себе как об игроках на социально-экономическом поле.

К: Что может помочь в формировании модели правильного формата взаимоотношений государства и бизнеса?

Наталия Королевская: В первую очередь в этом должна быть заинтересована власть, чтобы, используя социальную ответственность бизнеса, способствовать социально-экономическому развитию страны. И уже исходя из того, какова будет программа социально-экономического развития, и особенно, какая роль в социально-экономической политике отводится социальной ответственности бизнеса, можно будет делать следующие выводы.
Сегодня программы корпоративной социальной ответственности находятся в большинстве случаев в зачаточном состоянии: бизнесменам предстоит разделить такие понятия, как «благотворительность» и «социальная ответственность». И если государство заинтересовано в том, чтобы эти ростки начали пробиваться, нужно создать стимулы, чтобы у собственника появилось стремление — сначала на почве выгоды, а потом чтобы оно сформировалось как моральный долг по отношению к региону, где он находится, стране и миру в целом. Но в основе стимулирования должно лежать стремление бизнеса, иначе мы придем к формализму и имитации социальной ответственности.

К: Каковы перспективы распространения принципов социальной ответственности не только на крупный, но и на средний и малый бизнес?

Наталия Королевская: Мы проводили круглые столы и готовы к разработке законодательных решений. В принципе у нас есть четкая позиция по поводу развития и поддержания этой тенденции. В данном случае важна инициатива компаний, которые системно занимаются КСО и понимают плюсы такой формы работы. Комитет ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства готов быть проводником как интересов социально ориентированных компаний, так и государства на законодательном уровне по созданию стимулов для социально ответственного бизнеса.

Бизнес получает только моральное удовлетворение

К: В чем сегодня плюсы и минусы для украинских предприятий, что они получают, проводя социально ответственную политику?
Наталия Королевская: Сейчас, кроме морального удовлетворения, бизнес ничего больше не получает — если не принимать во внимание рамочное лоббирование каких-то «подгосударственных» фондов. Есть добрая воля социально ответственного бизнеса. Одни это делают, исходя из корпоративной культуры, другие, опираясь на акционерные правила, третьи из-за давления государства. И так будет до тех пор, пока не будет разработана единая государственная политика.

К: Насколько отечественный бизнес готов принять новый стандарт ISO 26000 и добровольно работать в его формате?
Наталия Королевская: Это стандарт добровольный, поэтому его выполнение в первую очередь зависит от корпоративной культуры компании и понимания социальной ответственности собственниками. У нас сегодня множество стандартов, которые являются обязательными, но они не работают, потому что существуют только на бумаге. Этот стандарт — стандарт открытости, это шаг навстречу людям, и он заработает только в том случае, если компания стремится быть, а не казаться социально ответственной.

К:
Насколько перспективы вступления в зону свободной торговли с ЕС могут стимулировать украинский бизнес к принятию добровольных стандартов социальной ответственности?
Наталия Королевская: Если говорить о зоне свободной торговли, то очень важно понимать, насколько государство в переговорах с ЕС сможет учесть интересы украинского бизнеса. К сожалению, такой традиции в Украине не существует: мы 12 лет вступали в ВТО и каждое правительство начинало все сначала. Поэтому сейчас главное — иметь площадку, на которой независимо от политики и от того, кто стоит у власти, бизнес сможет отстаивать свои интересы, прежде всего — на внутреннем рынке. А ведь наш рынок настолько объемен, что за него борется, без преувеличений, полмира, и только наше государство его не защищает.
Мы носимся с ВТО как со священной коровой, не используя полученные конкурентные преимущества. Напротив, обратили их себе в минус и сдали внутренние рынки. Пока мы не научимся использовать инструменты защиты внутреннего рынка, пока не будем защищать интересы национального бизнеса, не боясь поддерживать его на международном уровне, пока чиновники не поймут, что лоббизм национальных интересов и экономический патриотизм — это самое главное, нам следует очень осторожно и внимательно принимать ответственные решения, так как часто события разворачиваются согласно известному выражению: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Поэтому в первую очередь мы должны на государственном уровне научиться пользоваться инструментарием, который работает в глобальном мире. А когда будут прописаны четкие, понятные правила игры, бизнес подстроится и социально ответственное поведение будет ему просто выгодно. В любом случае, я смотрю на этот процесс оптимистично, потому что большинство компаний заинтересовано в том, чтобы капитализация страны росла. А это свидетельствует о хороших перспективах развития социально ответственных отношений в украинском бизнесе.

Беседовала Виктория Гранина

Оценка материала:

4.75 / 8
Почему социально ответственные компании могут зарабатывать больше 4.75 5 8
Бізнес / КСВ
06.05.2010 48505
Еще материалы раздела «КСВ»