Бізнес
Технології
Бизнес на одноклассниках. Cоциальные сети пользуются популярностью, но доходы приносят небольшие
После того как секретари перестали вовремя приносить кофе, руководство Украинского медиахолдинга было вынуждено пойти на непопулярную среди персонала меру и отключить сотрудников от сайта Одноклассники.ru.
«Заходишь в офис, а там восемь мониторов из десяти светятся знакомым интерфейсом», — рассказывают в компании. Напуганные тем, что сотрудники половину рабочего времени проводят в сети, руководители и других фирм начали ограничивать доступ к подобным ресурсам. Несмотря на запреты, желающих узнать, как поживают старые друзья-знакомые, не уменьшается. Каждый день на сайте регистрируются до 50 тыс. новых пользователей — в недавнем прошлом чьих-то одноклассников, а сегодня — менеджеров среднего звена.
Фанатов у Брэда Фицпатрика,
создателя ЖЖ, почти как у Шварценеггера
Посещаемость социальных сетей во всем мире растет бешеными темпами. В Бразилии, к примеру, Orkut обошла даже поисковые системы. По данным аналитической компании Alexa, самый популярный сайт в России — ВКонтакте.ru, в Латвии — социальная сеть One.lv, в Польше — Nasza-klasa.pl. В Украине ВКонтакте.ru и Одноклассники.ru по количеству пользователей оказались на третьем месте — после поисковой системы Google и почтового портала Mail.ru.
В сетях
«Любой интернет-ресурс, где можно зарегистрироваться, а потом общаться с другими пользователями, объединяться в группы по интересам, принято называть социальной сетью», — говорит руководитель департамента new-media УМХ Виталий Гордуз.
К сетям можно отнести, к примеру, блог-сервисы (от англ. web log — сетевой журнал, дневник событий), первыми завоевавшие популярность среди интернет-пользователей. Это сайты, где любой участник может делать записи, размещать изображения, мультимедийные ролики. По данным ведущей поисковой системы в блог-сфере Technorati, в мире насчитывается более 112 млн блоггеров, регулярно обновляющих свои журналы.
Впрочем, по количеству пользователей социальные сети, представляющие собой базы данных из персональных страничек участников, фотографий, мультимедийного контента (по такому принципу построены, к примеру, MySpace, FaceBook, Одноклассники.ru), обошли блог-сервисы. Всего у подобных проектов более полумиллиарда пользователей.
Альберт Попков, создатель Оdnoklassniki.ru
«Блоги — скорее инструмент самовыражения, — объясняет владелец сайта Liveinternet.ru Герман Клименко, — Их создают те, кто любит писать и стремится получить хоть какую-то известность. «Базы данных» универсальнее и интереснее для массовой аудитории. Их используют для общения, поиска старых и новых друзей. К тому же у «баз данных» есть еще одно преимущество — поддерживаемая посещаемость. Около 90% людей, создавших свой блог, рано или поздно забывают о нем, переходя в разряд неактивных пользователей — в LiveJournal регулярно обновляют дневники лишь 15% блоггеров. В сетях же наподобие MySpace или ВКонтакте.ru такое случается гораздо реже. Даже если создатель забросил свою страничку, он снова посетит сайт, получив уведомление на электронную почту о том, что ему пришло новое сообщение от другого пользователя.
Ведущим игроком в блогосфере считается ресурс Blogger.com, принадлежащий компании Googlе. Около 8% мировых пользователей интернетом (порядка 80 млн) заходят на этот сайт. На втором месте по популярности — LiveJournal (Живой Журнал) с 17 млн онлайн-дневников. В декабре 2007 года российская компания SUP Fabric выкупила ЖЖ у американской фирмы SixApart. Собственники конкурирующих проектов оценили сделку в $30 млн, хотя в SUP эту цифру не подтверждают. По данным сайта Alexa.com, около 1% всех мировых пользователей интернетом, а их уже более одного миллиарда, выходя в интернет, загружают страницу LiveJournal.
Среди «баз данных» самым успешным проектом в мировом масштабе стал американский ресурс MySpace, который News Corp. Руперта Мердока в середине 2005 года приобрела за $580 млн у Intermix Media. В отличие от блог-сервисов, в этой сети можно искать друзей, выкладывать музыку, фотографии, видео, участвовать в онлайн-играх, качать фильмы и даже искать работу. Все услуги MySpace предоставляет своим пользователям бесплатно. В начале 2008 года в сети было зарегистрировано более 200 млн пользователей, в основном американцев. Но компания, создавая локализованные версии сайта, пытается завоевать и другие рынки. Свои офисы MySpace открыла уже в 17 странах мира, а с 2008 года начала экспансию в рунет, запустив русскоязычную версию ресурса.
Ближайший конкурент MySpace — еще одна американская сеть FaceBook, объединяющая более 67 млн пользователей. Каждый день ее аудитория растет на 250 тыс. человек. Основная задача, которую ставили перед собой разработчики ресурса, дать возможность пользователям разыскать нужного человека и обеспечить собеседникам удобную коммуникацию.
Марк Цукерберг, автор
FaceBook
«Секрет успеха таких сетей в том, что их создатели сделали стандартный продукт, привлекательный для многих людей. Пользователя не загоняют в рамки, как это происходит в нишевых ресурсах», — считает Гордуз.
Впрочем, на волне популярности универсальных сетей выигрывают и специализированные ресурсы. К примеру, у бизнес-ориентированной сети LinkedIn, созданной в 2001 году для поиска работы, второе дыхание открылось после удачного запуска MySpace и FaceBook. За последний год аудитория сайта возросла почти в 5 раз, достигнув 19 млн человек, а у собственников проекта появилась возможность увеличить финансирование продукта.
Глобальные сети с каждым годом расширяют свое присутствие во всех странах мира. В Латинской Америке и Индии популярность завоевала сеть Orkut, принадлежащая Google (в ней зарегистрировано около 60 млн пользователей), в Азии — американская Friendster. «Обычно социальные сети развиваются хаотично. Невозможно точно определить, почему та или иная сеть выбилась в лидеры в конкретной стране», — говорит директор по стратегическому развитию компании SUP Эдуард Шендерович.
На мировом рынке больше шансов получают игроки, предлагающие локализованные версии сайтов. FaceBook, к примеру, отстает от Myspace, поскольку поддерживает только англоязычный интерфейс (треть трафика сайту обеспечивают США, еще 9,7% — Великобритания и 9% — Канада). В сравнительно небольших либо культурно обособленных странах лидирующие позиции занимают национальные сети. В Польше глобальные сети обошел сайт Nasza-klasa.pl (13 млн пользователей), в Эстонии — Rate.ee (200 тыс.), в Латвии One.lv (700 тыс.).
Рекламные стратегии
В США социальные сети сравнивают с ночными клубами — в 2004-2005 гг. было модным сидеть в Friendster, а сейчас — в MySpace. Впрочем, инвесторов изменчивость предпочтений пользователей не пугает. Microsoft в октябре прошлого года заплатила за 1,6% акций FaceBook $240 млн, оценив ресурс в $15 млрд. Спустя два месяца глава азиатского телекоммуникационного конгломерата Hutchinson Whampoa Ли Ка-Шинг отдал за 0,4% акций компании $60 млн. В начале 2008 года российская управляющая компания «Финам Менеджмент» за $30 млн купила 10% британской социальной сети Badoo.com, капитализация которой составила $300 млн.
Инвесторы рассчитывают, что в будущем такие компании получат еще большие доходы. По данным исследовательской компании eMarketer, выручка MySpace в 2007 году превысила $520 млн (более скромный в своих оценках Merrill Lynch приписывает ей $271 млн). В своем отчете News Corp. пишет, что в прошедшем финансовом году (июль 2006—июнь 2007) проект впервые после его покупки принес прибыль. Доходы FaceBook в 2007 году достигли $125 млн. Откуда деньги? На Западе подобные проекты зарабатывают в основном на медийной (баннерной) и контекстной рекламе (ее показывают только тем пользователям, которые проявили интерес к рекламируемому продукту или услуге), поэтому финансовая успешность ресурса зависит от его посещаемости и активности пользователей.
«Регистрируясь, люди оставляют свою личную информацию (пол, возраст, регион проживания), благодаря чему можно четче нацеливать рекламное сообщение — показывать рекламу только той аудитории, которая интересна рекламодателю», — говорит генеральный директор компании Fine Web Дмитрий Дубилет. К примеру, рекламу духов демонстрируют только девушкам, а рекламу концерта молодежной рок-группы — тем, кому от 16 до 20 лет, проживающим в городе, где состоится шоу. Такое ранжирование делает рекламу в социальных сетях эффективнее, а значит, дороже, чем на обычных сайтах.
Для привлечения большего числа рекламодателей FaceBook и MySpace в прошлом году придумали новую схему размещения рекламы. Теперь они будут сканировать профайлы пользователей на ключевые слова и предлагать рекламу в соответствии с предпочтениями участника сети. Так, если пользователь указал, что любит буритос, то на его страничке появится баннер Taco Bell.
Только медийная реклама приносит FaceBook порядка $10-12 млн в год. По данным исследовательской группы «Эмбриа», существенными доходами MySpace и FaceBook обеспечивают спонсоры. Компании Nike, Apple, Victoria’s Secret за отдельную плату (около $100 тыс. в месяц) получают в сети собственные площадки, где размещается только их реклама.
Еще один источник прибыли для социальных сетей и блогов — создание дополнительных платных сервисов. В латвийской Оne.lv, например, просмотр фото человека, который не является вашим другом (то есть не дал согласия на занесение его в список ваших друзей), стоит $0,6, а в польской социальной сети Nasza-klasa.pl деньги берут за просмотр фотографии в большом разрешении. В других сетях можно оставаться на сайте невидимым для остальных пользователей, оплатив услугу. «Этот вид заработка распространен на Западе, поскольку там есть множество платежных систем, к примеру, PayPal, и никогда не было проблем с микроплатежами», — объясняет Дубилет. Впрочем, по словам Виталия Гордуза, компании все чаще отказываются от платного доступа к сервисам, отдавая предпочтение платным аккаунтам, которые дают возможность воспользоваться дополнительными функциями.
Продажа платных аккаунтов — основной источник доходов LinkedIn. Зарегистрироваться на сайте можно бесплатно, но напрямую связываться с найденными специалистами — только лишь заплатив ежегодный взнос от $19,95 до $200. В 2007 году, по оценкам Citizen Track, доход компании составил $25 млн.
Живой рунет
В русскоязычном секторе интернета среди мировых лидеров уверенно себя чувствует лишь LiveJournal. По данным Яндекса, 30% записей в блогах на русском языке пользователи делают именно в этом сервисе. Приблизительно столько же — в Liveinternet.ru, где зарегистрировано 1,2 млн дневников. «Проект прибыльный, и я достаточно часто получаю предложения продать его», — рассказывает собственник ресурса Герман Клименко. Начиная с 2002 года в сайт было вложено около $50 тыс. Несмотря на то что проект существует уже 6 лет, прибыль он стал приносить лишь два года назад, после того как на страницах дневников появились рекламные баннеры. За последний год портал заработал $2-4 млн.
|
|
Секрет успеха Liveinternet.ru Клименко объясняет умелым использованием целевой рекламы (таргетинг). Кроме блог-сервиса, Клименко владеет еще и счетчиками рейтингов сайтов, установленных практически на всех русскоязычных порталах. Роботы отслеживают, какие странички посещают блоггеры, а также фиксируют информацию, запрашиваемую пользователем в поисковых системах, которая может пригодиться рекламодателю при размещении рекламы. Например, рекламу банков на Liveinternet.ru можно показывать лишь тем пользователям, которые посещали сайты банков либо задавали в поиск термины, связанные с банковской тематикой.
На других блог-сервисах также используют таргетинг. Рекламное агентство SOL+, владеющее правами на размещение рекламы в LiveJournal и третьем по величине блог-сервисе рунета Diary.ru, может фильтровать рекламную аудиторию по возрасту, полу, региону. 1000 показов рекламного баннера размером 300 на 250 мм в ЖЖ стоит в среднем $10. Использование одного фильтра (к примеру, рекламодатель хочет, чтобы его рекламу увидели подростки в возрасте от 14 до 16 лет), удорожает ее стоимость на 20%, двух — на 30%, а трех — на 50%.
Впрочем, украинские и российские компании пока не спешат тратить деньги на рекламу в интернете. «Баннерная реклама не приносит доходов, которых нам было бы достаточно. Вложенные в проект $500 тыс. пока не окупились», — рассказывает владелец Diary.ru Евгений Руденко. Поэтому руководство портала решило зарабатывать за счет введения платных аккаунтов и услуг, недавно появившихся на сайте. Стоимость аккаунта — $1 в месяц. Его владельцы смогут закачивать в свои дневники фотографии большего размера, анонимно просматривать чужие дневники, исключать попадание своих записей в поисковые системы и т. д. Оплатить дополнительные сервисы можно через банк или с помощью SMS. Но второй вид оплаты менее выгоден — каждое сообщение стоит около $1, а на виртуальный счет оно приносит лишь $0,5.
Рынок развлекательных и бизнес-ориентированных баз данных рунета почти полностью принадлежит двум российским проектам: Одноклассники.ru, у которого в активе уже 12 млн зарегистрированных пользователей, и ВКонтакте.ru с 9 млн участниками. Несмотря на сумасшедший прирост аудитории, ни один из проектов еще не окупился. «Программное обеспечение, использовавшееся для создания Одноклассники.ru, недорогое. Но при таком количестве посетителей, как у этого сайта, собственнику ресурса уже пришлось вложить дополнительные $500 тыс. в покупку серверов. Нужно ведь где-то хранить фотографии, к тому же им просто необходимо установить дорогую систему защиты от хакеров», — говорит Гордуз. По его оценкам, Одноклассники.ru окупили максимум $500 тыс. из вложенных средств, так как реклама на портале появилась совсем недавно. Сайт ВКонтакте.ru решил зарабатывать иным способом. Рекламы на его страницах до сих пор нет, зато стали появляться платные услуги. Отправив SMS на короткий номер, можно проголосовать за товарища либо оставить ему анонимное сообщение. Недавно компания начала осваивать рекрутинговый бизнес. Работодатели теперь могут заказать у компании поиск специалистов по базе данных сайта. Такая услуга будет стоить заказчику два среднемесячных оклада нанятого сотрудника.
Маленькие, но по три
В Украине своих сильных игроков в сегменте социальных сетей нет. Центральные порталы Bigmir.net, I.ua, Meta.ua открыли блог-сервисы, но не завоевали и процента украинской аудитории. Провал отечественных ресурсов эксперты объясняют плохим качеством исполнения. По мнению Дмитрия Дубилета, лидеры UAнета сделали блог-сервисы скорее для галочки, поэтому они больше напоминают обычные форумы.
Впрочем, это далеко не основная причина отсутствия успешных украинских сетей. «Украина по-прежнему остается в зоне рунета. UAнет как отдельный сегмент интернета выделить невозможно, поэтому у нас прекрасно себя чувствуют российские проекты. Иностранные же сети не ставили перед собой цели завоевать российский, а тем более украинский рынки», — объясняет Виталий Гордуз.
Чаще всего украинцы посещают Живой Журнал, сайты Одноклассники.ru, ВКонтакте.ru, списанные с FaceBook, но извлекать выгоду из своего положения российские ресурсы еще не научились. Пока они ретранслируют отечественным пользователям бесполезные российские рекламные баннеры. К примеру, российская сеть Liveinternet.ru, где каждый шестой зарегистрированный пользователь из Украины, теряет на нашей аудитории $300-700 тыс. в год, демонстрируя вхолостую рекламу собственного производства.
«Так происходит потому, что сервисы в данный момент не озадачены зарабатыванием денег. Их основная цель — завоевать аудиторию. В интернете своя бизнес-модель: сначала ты приводишь людей, а потом начинаются заработки. Что касается украинского рынка, то до него у владельцев перспективных российских проектов просто не доходят руки», — говорит Гордуз. Только LiveJournal попытался «обналичить» украинскую аудиторию. В прошлом году УМХ получил от SUP эксклюзивное право на продажу рекламы в украинском сегменте ЖЖ, за что будет отчислять россиянам процент от выручки.
Пока собственники российских проектов заняты налаживанием бизнеса у себя на родине, украинские разработчики могут попытаться завоевать место на отечественном рынке интернет-рекламы, объемы которого в этом году достигнут $15-20 млн. При условии, что тысяча показов баннера в сети стоит $1-10, а каждый десятый пользователь в среднем заходит на страничку три раза в день, ресурс с аудиторией в 100 тыс. может зарабатывать от $9 тыс. до $90 тыс. в месяц.
Но разработчики не спешат размещать рекламу на своих ресурсах. «Для этого нужно выйти на хороший уровень посещаемости. А каждый рекламный баннер только отпугивает посетителей», — говорит технический директор компании Fine Web Алексей Кулаков. По оценкам Германа Клименко, критическая масса для рунета — 20 тыс. активных блоггеров. Для развлекательных социальных сетей эксперты называют цифру в 100 тыс. участников.
Весной прошлого года Fine Web запустила универсальный украинский блог-сервис Hiblogger.net, у которого сейчас, по оценкам собственников, 4,5 тыс. пользователей. До конца 2008 года на портале появятся первые платные сервисы. Пока проект раскручивают силами звезд украинской эстрады (Потапа, Насти Каменских, Виталия Козловского), чьи дневники появились на Hiblogger.net. В ближайших планах компании запуск социальной сети Times.ua, которая, возможно, могла бы конкурировать с Одноклассники.ru.
Такой же целью — конкурировать с Одноклассники.ru — задался студент Киевского политехнического института Сергей Коркин, создавший в декабре прошлого года ресурс по поиску друзей и знакомых Connect.com.ua. За три месяца к сети присоединились 130 тыс. пользователей. Мэтры украинского интернета пророчат студенческому проекту скорую смерть — люди посетят его раз, а общаться будут в более массовых российских проектах. Но если учесть, что именно эти бизнесмены предлагали купить молодой сайт за десятки тысяч долларов, можно предположить, что будущее у Connect.com.ua не такое уж и безнадежное.
Как нишевый продукт неплохие шансы на выживание показывает сеть Tuse.ua, популярная среди клубных тусовщиков. За три года существования в ней зарегистрировались 140 тыс. человек. Основные доходы сети приносит реклама молодежных концертов и клубных мероприятий.
«Даже если проект будет очень посещаемым, прибыль он принесет нескоро. Часто бывает так, что разработчики сайта лишь технические эксперты, не знающие, как превратить проект в успешный бизнес. Поэтому полная или частичная продажа ресурса для них остается чуть ли не единственным способом окупить первоначальные инвестиции», — уверяет Сергей Коркин.
Стоимость социальных сетей рассчитывают с учетом количества пользователей. И если стоимость компании разделить на число пользователей, то получится, что каждый пользователь британской социальной сети Badoo.com стоил Финам Менеджмент $23, а одного участника MySpace в прошлом году оценили в $250. По словам Сергея Коркина, пользователи украинских соцсетей гораздо дешевле — всего $3-5.
Бизнес-практика
Дневник на подпись
Что российская компания будет делать с LiveJournal
В 2007 году Брэд Фицпатрик, создатель одного из первых в мире блог-сервисов LiveJournal, бросил свой проект ради работы в Google. «Я не устал от LiveJournal, но мне нужны перемены», — заявил 27-летний программист, на протяжении девяти лет развивавший ресурс.
LiveJournal вырос из небольшой программы, которую 18-летний студент университета Вашингтон написал для того, чтобы вести и обновлять свой личный дневник. Фицпатрик создал также веб-приложение для своих друзей. Поскольку таковых было много, то и ресурс стал популярным за короткий срок. Успех проекта попытались повторить и другие разработчики. В 1998 году небольшая интернет-компания из Сан-Франциско Pyra Labs, организовала проект Blogger.com, полностью скопировав идею Фицпатрика.
Долгое время LiveJournal не приносил своему создателю доходов, зато требовал ресурсов для развития. Единственным способом сохранить бизнес был поиск партнеров. В 2001-м Фицпатрику удалось заключить контракт с компанией SixApart, полностью выкупившей ресурс спустя 4 года.
Первая запись на русском языке в Живом Журнале появилась в 1999 году. Несмотря на то что в 2002 году в рунете появились Diary.ru и Liveinternet.ru с понятным для аудитории интерфейсом, обойти LiveJournal им не удалось.
ЖЖ нигде так не популярен, как в России и Украине. Успех сети связывают с прецедентом — именно он был первым проектом в рунете. Аудитория увеличивалась без проблем. «Когда все твои друзья в LiveJournal, то ничего другого не остается, как создать собственный дневник», — говорит директор Fine Web Дмитрий Дубилет.
Кроме России, LiveJournal был по настоящему успешен у себя на родине — в США. Но он постепенно терял позиции. На протяжении 8 лет программное обеспечение ресурса модернизировали редко, а новых сервисов практически не внедряли.
«В мире есть гораздо более удобные блоги, превосходящие ЖЖ по всем параметрам», — говорит Дубилет. Blogger, в 2002 году присоединившийся к Google, развивался другим путем. Для пользователей ресурса отменили все платные услуги, полностью заменили программное обеспечение. Результат: с 2005 года, по данным Alexa.com, Blogger обошел LiveJournal по показателям посещаемости в 8 раз.
«К 2006 году LiveJournal был полузаброшенным и неразвивающимся проектом», — говорит программист Liveinternet.ru Валентин Любимов. Западная пресса объясняла это тем, что SixApart лишь выкачивала из проекта деньги и вкладывала их в другие сегменты своего бизнеса (компания владеет ресурсом TypePad и социальной сетью Vox).
В октябре 2006 года управление над кирилличным сегментом Живого Журнала получила компания SUP Fabrik, принадлежащая российскому бизнесмену Александру Мамуту, владельцу сети книжных магазинов «Букбери», и создателю ИД «Афиша» Эндрю Полсону. В декабре прошлого года российский медиахолдинг полностью выкупил журнал у американской компании, по оценкам экспертов, за $30 млн.
Сразу после сделки новое руководство проекта объявило о программе развития LiveJournal «План 100 дней». За это время компания планирует модернизировать программное обеспечение и внедрить новые сервисы.
Генеральный директор SUP Эндрю Полсон прогнозировал, что в 2007 году проект заработает порядка $15 млн. По словам директора по стратегическому развитию компании SUP Эдуарда Шендеровича, реклама на LiveJournal приносит половину дохода, вторую часть выручки формируют платные премиум-аккаунты стоимостью $20 в год — таких в Живом Журнале до 1% всех онлайн-дневников. На них ЖЖ зарабатывает около $3-3,5 млн в год. Это означает, что в целом выручка LiveJournal достигает около $6-7 млн.
Миллиард для студента
Как студенческую сеть превратить в глобальный проект
Одну из крупнейших социальных сетей — FaceBook — придумал в 2004 году студент Гарвардского университета Марк Цукерберг вместе со своими однокурсниками. Поначалу портал предназначался только для учащихся в Гарварде — зарегистрироваться на нем можно было, воспользовавшись студенческим электронным адресом.
Но автор проекта решил не ограничивать аудиторию одним университетом. Студент убедил венчурные фонды инвестировать в проект, и в 2004 году Цукерберг получил на развитие сети $0,5 млн, а спустя год фонды выделили уже $12,8 млн, которые были вложены в расширение ресурса. Марку удалось распространить сеть практически во всех университетах и колледжах Америки и постепенно присоединить к ней вузы Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Мексики, Ирландии, Индии. FaceBook развивали как проект для студентов, но в 2006 году он стал открытым для любого пользователя, и зарегистрироваться на ресурсе можно было с любого почтового ящика.
Цукерберг принял правильное решение, на которое сразу откликнулись профильные инвесторы. В 2006 году Yahoo! предложила предприимчивому студенту $900 млн за FaceBook, но он отказался, дав понять, что готов продать свое детище лишь за
$2 млрд. В прошлом году Microsoft купила 1,6% акций компании за $240 млн. Полученные инвестиции Марк направил на увеличение штата компании и усиление географического присутствия в мире. Ради последнего сеть запустила испаноязычную версию. Сейчас FaceBook считается самым быстрорастущим ресурсом — каждый день здесь регистрируется 250 тыс. человек. По количеству пользователей ее опережает только MySpace.
Двойники ЖЖ
Как заработать на блогах
Московский блог-сервис Liveinternet.ru и краснодарский Diary.ru появились в 2002 году. За 6 лет оба проекта попали в тройку лидеров рунета по количеству пользователей среди блогов. У Liveinternet.ru сейчас 1,2 млн онлайн-дневников, у Diary.ru — около 400 тыс.
Краснодарский сайт создавали как приложение к местному форуму ЮГА.ru. После запуска Diary.ru количество дневников начало быстро расти, и руководство портала решило выделить его в отдельный проект. На начальном этапе продвижению ресурса помогло его название — пользователи, желающие вести дневник в интернете, набирали в поисковике слово «дневник», и первая же ссылка приводила их на кубанский сервис.
Впрочем, воспользоваться своим преимуществом перед другими аналогичными проектами Diary.ru в полной мере не смог. Напротив, провинциальной интернет-компании было тяжело справляться с постоянно растущей нагрузкой на ресурс. Дневники стали жертвой своей популярности — людей регистрировалось так много, что мощностей на сайте не хватало — он постоянно отключался.
Проблему удалось решить в 2007 году, когда Diary.ru получил дополнительное финансирование в размере $250 тыс. (столько же было вложено в сервис на протяжении предыдущих пяти лет). На эти деньги владельцы портала приобрели современное оборудование, арендовали офис, сформировали штат сотрудников.
В отличие от Diary.ru, разработчикам Liveinternet.ru привлечь первых блоггеров было нелегко. «Вначале блоги на портале вели мои друзья, наши сотрудники, потом их друзья и так далее. На раскрутку сайта потребовался год. Как обычно бывает в таких проектах, сначала долго думаешь, где взять людей, а потом они начинают приходить сами», — вспоминает владелец Liveinternet.ru Герман Клименко.
Проект не требовал больших затрат на продвижение, поэтому бывший сотрудник почтового портала Mail.ru и стал развивать блог-сервис. «В этом бизнесе реклама вообще не очень эффективна. Если проект хороший, его аудитория будет расти, а если плохой, пользователи уйдут с сайта», — считает он.
Секрет популярности Diary.ru руководитель портала Евгений Руденко объясняет удачно выбранной нишей. Основная функция ресурса — ведение личных дневников, а не знакомства, поиск деловых контактов, скачивание музыки или видеосервис.
«От количества «рюшечек» успешность сервиса не зависит. Например, блог-сервис на Rambler уже несколько лет пытается выйти на рынок, но у него ничего не получается. Есть сеть Привет.ru. Ребята сделали очень красивый проект, но пользователи у них не регистрируются. Почему — неизвестно», — рассуждает автор LiveInternet.
Проект Германа Клименко ежегодно приносит $2-4 млн. Сайт стал зарабатывать два года назад, когда на его страничках появилась реклама. Платных сервисов у Liveinternet.ru нет. В Diary.ru наоборот — реклама не принесла больших доходов, и руководство приняло решение зарабатывать за счет введения премиум-аккаунтов. «Большая часть пользователей не знает всех преимуществ платных аккаунтов, поэтому продвижение таких услуг требует значительных расходов. Мы каждому блоггеру начислили на виртуальный счет по 100 рублей, чтобы они могли почувствовать достоинства платного сервиса», — рассказывает Евгений Руденко. Он рассчитывает, что благодаря нововведениям блог-сервис наконец окупит затраты и принесет первую прибыль.
Под копирку
Чем отличается Connect.com.ua от Одноклассники.ru
Реклама сайта Connect.com.ua под девизом: «Найди своих одноклассников по всей Украине» появилась как раз в тот момент, когда увлечение Одноклассниками.ru приобрело масштабы национальной эпидемии. Сергея Коркина, автора украинского аналога Одноклассников.ru, сразу обвинили в желании нажиться на чужой славе. Но 21-летний студент Киевского политехнического института уверяет, что идея создания сети возникла еще полтора года назад. «Мы увидели зашкаливающие рейтинги MySpase, FaceBook и решили сделать нечто подобное», — рассказывает он. В конце августа 2007-го он вместе с двумя программистами взялся за написание программы, а в декабре уже запустил сайт.
|
|
Больших инвестиций для проекта не понадобилось — в создание и запуск вложили около $3 тыс., и все они пошли на аренду сервера и продвижение сети. В отличие от собственников сайта Одноклассники.ru, не потративших на рекламу запуска сайта ни копейки (аудитория проекта росла благодаря сарафанному радио), Коркин вынужден был рекламировать свою сеть. Реклама в интернете, а также в метро обошлась разработчику в $2 тыс.
«Кроме того, мы организовали три вечеринки для студентов в ночных клубах: пригласили желающих, а взамен менеджмент клубов согласился назвать вечеринки в нашу честь и повесить у себя баннер с рекламой сайта», — рассказывает Коркин.
Создатель сети Одноклассники.ru Альберт Попков к своему проекту поначалу относился не так серьезно, как киевский студент. Для него это было увлечение, которое помогало убить время, появившееся после ухода из лондонской компании i-CD. Ресурс появился осенью 2006 года, а в начале 2007-го его аудитория уже превышала миллион человек. Осознав успех сети, программист решил вернуться в Москву и заняться развитием Одноклассников.ru.
Ранее российские разработчики предпринимали попытки создать проекты, подобные Одноклассникам.ru, но взорвать рунет им не удавалось. «Попков угадал с интерфейсом, он оказался удобнее тех, что предлагали конкуренты», — объясняет руководитель компании Fine Web Дмитрий Дубилет.
Сначала на продвижение и поддержание сайта, ставшего клоном американского ресурса Classmates.com, Попков тратил свои сбережения. Но когда рост трафика сети стал слишком большим, программисту пришлось искать инвестора. В 2007 году 30% долей компании приобрел крупнейший латвийский контент-провайдер Forticom.
Повторить успех Одноклассников.ru Коркину вряд ли удастся, хотя в Connect.com.ua, по оценкам ее автора, уже зарегистрировалось более 130 тыс. посетителей. Программист рассчитывает, что в ближайшие три месяца их число возрастет до 400-500 тыс. «Сейчас очень удачный момент для выхода на рынок именно с таким проектом. Во-первых, в Украине бум социальных сетей. Во-вторых, наш механизм привлечения потребителей оказался действенным. Мы активно сотрудничаем со студсоветами, поддерживаем музыкальные группы. Думаю, за счет этого и происходит рост», — рассказывает автор Connect.com.ua.
Несколько ведущих украинских интернет-порталов уже предлагали Коркину купить его детище за несколько десятков тысяч долларов, оставив в собственности разработчика долю в 10-15%. Но программист оценивает стоимость своего проекта гораздо дороже — в $700 тыс. «Наверное, думали, что у студентов все можно получить бесплатно. К тому же покупатели хотели интегрировать мою сеть в свои порталы, а это бы убило проект. Получилось бы нечто похожее на «Мой мир» на Mail.ru. Раздел существует, но тягаться с Одноклассниками.ru он не может», — говорит Коркин.
По словам основателя сети, залог успеха в этом виде бизнеса — инвестиции и хорошая техническая команда. «Для того чтобы развивать интернет-бизнес в Украине, не нужно придумывать велосипед, эффективнее брать успешные западные модели и умело их копировать», — признается Коркин.
Трехмерная тусовка
Любители развлечься на модной вечеринке теперь смогут посещать виртуальные ночные клубы. Американская Wyndstorm Corporation запустила в интернет тестовую версию трехмерной социальной сети RipLounge. Официально проект откроют в апреле 2008 года. Каждый пользователь ресурса получит персональный трехмерный аватар (лицо пользователя в виртуальном мире) и сможет приглашать в сеть новых друзей. С помощью аудиовизуального чата авторы проекта обещают полностью воссоздать клубную атмосферу на своих виртуальных вечеринках: танцы, флирт, знакомства.
Основные доходы компания намерена получать от рекламы, которую будет размещать на виртуальных сценических площадках клубов, а также от продажи билетов на закрытые вечеринки и выступления музыкальных групп. Разработчики сети уверены, что повторят успех онлайновой игры Second Life.
Снобам здесь место
Учредитель Издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Яковлев решил создать виртуальный клуб для избранных. В начале лета он откроет социальную сеть snob.ru только для миллионеров и топ-менеджеров. Авторы проекта рассчитывают привлечь в сеть успешных людей, ведущих активный образ жизни. Сначала участником snob.ru можно будет стать только по специальному приглашению основателей проекта. Уже до конца года, по прогнозам разработчиков, аудитория портала вырастет до 5 тыс. человек. Кроме развлекательного контента, на сайте планируют создать интерактивную базу данных Who is Snob. Ее участники смогут редактировать информацию о себе, а при желании комментировать некоторые факты своей биографии. Учредители проекта надеются, что интернет-ресурс превратится в мультимедийный холдинг, который объединит сеть, журнал-таблоид и телеканал.
Тихий час
«Один день без постов. Один день без комментариев. Один день тишины в ЖЖ». Такую акцию провели пользователи LiveJournal 21 марта. Участники ЖЖ устроили бойкот владельцу ресурса — компании SUP — за отмену базового аккаунта, позволявшего бесплатно пользоваться основным набором функций ресурса без рекламы на страничках дневника.
В середине марта менеджмент LiveJournal изменил условия регистрации новых пользователей: теперь они смогут выбрать либо улучшенный бесплатный аккаунт, но с показом рекламы, либо платный. «В SUP не понимают простой вещи: ЖЖ принадлежит компании не больше, чем Москва — Лужкову. Все люди сидят в ЖЖ не из-за SUP и не для SUP, а потому что это сообщество. Живое сообщество всегда перерастает функциональные и административные рамки», — прокомментировал акцию в своем дневнике дизайнер Артемий Лебедев.
Оценка материала:
Бизнес на одноклассниках. Cоциальные сети пользуются популярностью, но доходы приносят небольшие27.03.2008