Бізнес
Ринки та компанії
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В третьей части серии материалов пойдет речь о рынках общепита, пива и фармацевтике.
Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)
Итоги года: рынки и компании (Часть V)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)
Инфляция много не съест
Выручка общепита росла наравне с инфляцией.
В 2010-м украинские рестораторы заработали около $2,2 млрд — почти на 10% больше, чем годом ранее. Количество постоянных клиентов кафе, баров и ресторанов за время кризиса почти не изменилось, хотя большинство посетителей стали экономнее. Основным драйвером роста в 2010 году была инфляция: за год цены на продукты — а следом за ними и средний чек — увеличились на 10–20%. «Если в 2009-м средний чек в Киеве или Одессе составлял 120 грн, то в 2010-м — уже 140–150 грн», — говорит генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
По словам эксперта, в 2010 году в Украине закрылось до тысячи заведений, не входящих в сети или ресторанные группы. Причина — все та же инфляция: многие рестораторы, особенно работавшие в нижнем ценовом сегменте, прогорали из-за роста цен поставщиков: повышение цен в большинстве случаев приводило к потере клиентов, а попытка удержать цены на прежнем уровне означала работу в убыток. «С июня этого года появилось много объявлений о продаже или сдаче в аренду готового бизнеса — действующих ресторанов, кафе, баров, со всем оборудованием, мебелью и даже персоналом», — рассказывает Ольга Насонова.
Ресторанные сети и группы пережили весеннюю агфляцию легче. Любая сеть, тем более крупная, всегда может поторговаться с поставщиками в отличие от заведений-одиночек — это касается не только стоимости продуктов питания и напитков, но и мебели, оборудования и т. п. Успешные сетевики сейчас находятся в самом выгодном положении.
Еще одной тенденцией в 2010 году стала коррекция концепций в пользу предпочтений постоянной клиентуры. «Если лет пять назад для рестораторов была важна чистая концепция заведения — в кофейнях не предлагали салаты, а в суши-барах нельзя было купить хлеб, — то сейчас они стали умнее и гибче. Рестораторы продают то, что востребовано клиентами», — резюмирует Ольга Насонова.
В 2011-м рестораторы рассчитывают увеличить выручку почти на 14% — украинцы оставят в заведениях общепита около $2,5 млрд. Заметно возрастет количество заведений общепита в городах, где должны будут проходить матчи футбольного первенства Евро2012. Помещения там покупают и арендуют уже сейчас.
Здорово живем
Оборот украинского фармрынка растет, опережая прогнозы.
В 2010-м украинцы потратили на лекарства почти на 20% больше, чем в прошлом году, — около $3,2 млрд, по предварительным данным инвесткомпании Dragon Capital. Фармрынок продемонстрировал впечатляющий рост, опередив прогнозы и вернувшись к докризисным показателям.
Интересно, что еще весной этого года фармацевты были настроены более чем скептически. Большинство операторов считали, что объем продаж в 2010-м существенно сократится, поскольку украинцы запаслись лекарствами впрок в период паники вокруг эпидемии гриппа осенью 2009-го. Но пессимистичные прогнозы не оправдались: только за первые три квартала оборот фармрынка в натуральном выражении вырос на 9%, а в долларах США — на 16%.
В 2011-м фармацевтическая розница будет расти примерно такими же темпами, как и в этом году. Выручка аптекарей, по прогнозам аналитиков ИК Dragon Capital, увеличится на 15–20% — до $3,8 млрд. «В 2010-м фармрынок окончательно оправился от кризиса, — говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. — В 2011-м рынок будет расти и в денежном, и в натуральном выражении, демонстрируя стабильные результаты, характерные для докризисного времени. Правда, темп роста продаж в натуральном выражении замедлится, а с 2012-го будет увеличиваться в основном средняя цена условной упаковки».
По оценке эксперта, в 2011-м лекарства подорожают в среднем на 20%. Для сравнения: в этом году цены выросли на 30%, в кризисном 2009-м — сразу на 45%. Впрочем, несмотря на рекордный со времен гиперинфляции рост цен на лекарства, спрос на них не упал.
Аналитики прогнозируют ежегодное увеличение оборотов рынка в среднем на 10–20% еще как минимум в течение ближайших пяти лет. Но это далеко не предел — у рынка большой потенциал роста. В Украине, по данным ИК Dragon Capital, затраты на лекарства в расчете на душу населения составили $75 в прошлом и $90 в этом году. В то же время в соседней Румынии этот показатель равен $100, в Чехии — $175, в странах ЕС — $235, в Японии — $400, а в США — $750.
Собственно говоря, темп развития отечественного фармрынка пропорционален росту реальных доходов населения. Как только украинец зарабатывает чуть больше, он сразу же увеличивает свои расходы на лекарства.
Больше не выпьют
Бурный рост рынка пива позади: потребление не растет второй год, остановившись на уровне 55–60 л на душу населения в год.
Предварительный итог 2010 года: оборот пивного рынка — на уровне $3,5 млрд, что на 15% больше, чем годом ранее. Впрочем, положительная динамика не слишком радует пивоваров: потребление падает год от года, а оборот растет разве что за счет повышения акцизов и подорожания сырья.
Если в 2008-м на одного жителя страны приходилось около 60,5 л хмельного напитка, то в 2009-м — только 57,7 л. Разница невелика, но это означает, что рынок окончательно перестал расти. А ведь еще совсем недавно пивовары рассчитывали, что в Украине приживутся немецкие или чешские пивные традиции с потреблением как минимум 70, а то и 100 литров на душу в год.
Факт падения потребления подтверждается и производственной статистикой: по данным ЗАО «Укрпиво», в 2009-м объемы производства пива составили 300,5 млн дал — на 6,2% меньше, чем годом ранее. В 2010-м пивоваренные предприятия надеются хотя бы сохранить объемы производства на уровне минувшего года. По словам генерального директора «Укрпива» Галины Кореньковой, снижение показателей связано с экономическим кризисом.
Но кризис стал не единственной причиной, которая привела к сокращению потребления пива в 2009–2010 гг., повлиял и рост цен, спровоцированный повышением акцизов.
1 июля 2009-го ставка акцизного сбора на пиво выросла на 93,5% — с 0,31 грн до 0,6 грн/л, а с 1 июля 2010-го — еще на 23,3% (до 0,74 грн/л). В итоге за два года розничные цены на хмельной напиток увеличились на 30–50%. Кроме того, в 2010-м вступили в силу ограничения на распитие пива в публичных местах — это стало еще одним фактором, сдерживающим восстановление рынка.
«В ближайшее время существенный рост потребления пива в Украине не возобновится. Пивоваренный рынок в лучшем случае будет стагнировать, — говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании «САН ИнБев Украина» Денис Хренов. — По нашим подсчетам, показатели 2010 года совпадут с 2008-м. В 2011-м, даже по самым оптимистичным прогнозам, объем потребления пива увеличится не более чем на 5%».
Помочь пивоварам может разве что развитие разливного направления — сотрудничество с многочисленными пивными магазинчиками или менее распространенными пабами. Правда, по мнению пивоваров, бум потребления в разливном сегменте придется на год проведения Евро2012. А в 2011-м, даже по самым оптимистичным прогнозам, оборот рынка пива вырастет не более чем на 5% — до $3,7 млрд.
Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)
Итоги года: рынки и компании (Часть V)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)
Анна Сайченко, «Контракты»