НОВИНИ ДНЯ: Що ж таке хумус і з чим його їсти: користь та шкода продукту  Що відбувається всередині Сонця: вчені нарешті з'ясували  У ЗСУ заявили про "правду посередині" у питанні мобілізації 18-річних  Пов'язане з особою. Зеленський назвав найважче питання перед переговорами з РФ  Скільки хвилин треба варити сушені гриби: яка помилка може зробити їх твердими й несмачними  В Україні змінюють правила експлуатації багатоповерхівок: до чого готуватися  Синоптик повідомив, коли до України прийде справжня зимова погодавсі новини дня
Бізнес
КСВ
22.06.2011 32445

Корпоративная социальная ответственность: не вширь, но вглубь

В Украине появилось не так много компаний, внедряющих корпоративную социальную ответственность, но их программы стали более системными.

Понимание социальной ответственности

На протяжении последних пяти лет значительно изменился уровень информированности о социальной ответственности (СО) в зависимости от того, крупная или мелкая компания, в каком регионе она находится и какова сфера ее деятельности. Прослеживается прямая зависимость: чем больше предприятие, тем выше уровень информированности.

Понимание КСО украинскими компаниями, % опрошенных компаний (рис. 1)

GV_pict_1

Как и прежде, большинство структур к социальной ответственности относят благотворительную помощь обществу, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса (рис. 1). Как и в 2005 году, только треть компаний ассоциируют СО с экологическими проектами и участием в региональных программах развития. Наименьшее количество предприятий относят к социальной ответственности такой ее аспект, как открытость компании.

Компаний, считающих, что бизнес должен активно участвовать в решении социальных и экологических проблем, по сравнению с2005 годом стало вдвое больше. Это может свидетельствовать о том что: во-первых, социальная ответственность получает признание со стороны отечественных предприятий и их активное участие в решении социальных и экологических проблем общества становится неизбежным; во-вторых, власть активнее начала привлекать бизнес к решению социальных и экологических проблем общества. Важен тот факт, что бизнес в основном осознанно принимает социальную ответственность: половина украинских предприятий считают, что политика и практики СО должны внедряться каждой компанией.

Интенсивность и приоритеты

В течение последних лет интенсивность внедрения социально ответственных программ увеличилась: в 2005 году только 31,3% компаний постоянно применяли социальную ответственность, а в 2010-м их уже было 55%. Если в 2005 году социальная ответственность была характерна преимущественно для крупных структур, то в 2010-м существенной разницы во внедрении и интенсивности проведения социально ответственных проектов в зависимости от размера компании не прослеживалось.

Основные факторы, влияющие на внедрение КСО, % опрошенных компаний (рис. 2)

GV_pict_2

Среди основных факторов, побуждающих компании внедрять СО, на первом месте — моральные соображения и внутреннее побуждение (рис. 2). Однако не менее значимыми являются также рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти. Приоритетность факторов не изменилась, тем не менее вдвое возросло количество компаний, для которых конкурентоспособность стала довольно весомой.

Как и в 2005 году, политика социальной ответственности украинских компаний прежде всего направляется на сотрудников и потребителей. Преобладающую часть мероприятий по социальной ответственности можно отнести к трудовым практикам: это развитие собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, улучшение условий труда, а также защита здоровья и безопасность потребителей. Наименее распространены среди отечественных предприятий программы по защите природных ресурсов и сотрудничеству с обществом.

Однако почти треть украинских компаний игнорируют социальную ответственность. Для большинства из них программы по социальной ответственности неактуальны из-за нехватки средств, а каждая десятая отечественная структура считает, что это функция государства, а не бизнеса. Лишь незначительная часть предприятий продемонстрировала абсолютное неприятие соцответственности.

Практики КСО

Наиболее распространенным направлением социальной ответственности для украинских предприятий являются трудовые практики: три четверти опрошенных компаний проводят различные социально ответственные мероприятия для собственного персонала.

Неизменной с 2005 года осталась приоритетность программ для сотрудников: меры по оплате труда, регулирование рабочего времени и отсутствие дискриминации при трудоустройстве.

Лишь треть компаний осуществляют социальные инвестиции в развитие общества, чуть больше — предоставляют различную помощь региону, где расположены их предприятия. Как и в 2005 году, все также популярны благо устройство территорий и программы по созданию рабочих мест, однако сегодня втрое сократилась доля компаний, предоставляющих финансовую помощь власти в решении проблем региона; вдвое — доля предприятий, которые содействуют реализации экологических проектов и выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий (рис. 3). Лидерами по внедрению программ предоставления помощи региону, где находится предприятие, являются крупные компании.

Участие компаний в развитии регионов, % опрошенных компаний (рис. 3)

GV_pict_3

Одним из наименее популярных направлений социальной ответственности является защита окружающей среды. Среди тех предприятий, которые внедряют экологическую ответственность, наиболее распространены практики применения энергосберегающих технологий и программы сортировки и утилизации отходов. Повышение качества продукции осталось главным мероприятием социальной ответственности компаний, особенно крупных. Однако по мере роста предприятия уменьшается доля тех, кто предоставляет честную информацию и рекламу для потребителей.

Большинство украинских компаний согласны, что программы по социальной ответственности принесли реальную пользу обществу и региону, повлияли на улучшение отношения сотрудников к структуре, повысили ее репутацию и экономические показатели. Более 75% отечественных компаний считают, что мероприятия по социальной ответственности влияют на возможности предприятия найти и удержать лучших работников, сформировать положительный имидж и улучшить репутацию, создать преимущества перед конкурентами. Результаты исследования подтвердили, что украинские структуры все больше понимают и воспринимают социальную ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности.

Уровень сотрудничества с основными группами стейкхолдеров достаточно низкий (рис. 4). Чаще всего компании учитывают интересы потребителей и органов государственной власти, меньше всего — негосударственных и научно-исследовательских организаций, учебных заведений. Как правило, компании самостоятельно разрабатывают и внедряют такие программы, учитывая преимущественно интересы потребителей и органов местной власти. Основным внешним партнером в разработке и внедрении программ социальной ответственности, как и в 2005 году, остаются органы власти.

Перспективы КСО

Для подавляющего большинства украинских компаний основной стимул по внедрению социальной ответственности — это льготное налогообложение для тех структур, которые применяют социальную ответственность (однако отсутствие льготного налогообложения как основного препятствия внедрению программ/мероприятий социальной ответственности отметили лишь 3,4% компаний, которые не занимаются социальной ответственностью), уменьшение административного давления местных органов власти и положительные примеры внедрения программ/мероприятий социальной ответственности в мире.

Партнеры компаний в разработке программ/мероприятий по КСО, % опрошенных компаний (рис. 4)

GV_pict_4

По мнению двух третей украинских предприятий, в ближайшее время для развития социальной ответственности нужно разработать и принять Национальную стратегию развития социальной ответственности, ввести отдельную просветительскую программу для потребителей, провести широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам социальной ответственности, внедрить принципы социальной ответственности в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Наименьшая доля украинских предприятий считает целесообразным ввести отдельную должность по КСО в организациях и увеличить их бюджеты на программы/мероприятия по КСО.

Таким образом, несмотря на то что социальная ответственность еще не стала частью стратегического менеджмента для большинства украинских компаний, такой процесс уже постепенно идет. Для большей эффективности и качества программ корпоративной социальной ответственности необходимо привлекать различных стейкхолдеров (заинтересованные стороны), в том числе общественные организации, университеты, государства и др.

 

В статье использованы результаты исследования «Состояние и перспектива развития КСО в Украине: 2005–2010», проведенного Центром развития КСО в апреле-мае 2010 года. В рамках исследования были опрошены представители 600 украинских компаний (высшее звено управления или руководители соответствующих департаментов) по поводу отношения к КСО и его внедрении на предприятиях.

 

Марина Саприкина, Центр развития корпоративной социальной ответственности

Оценка материала:

3.44 / 9
Корпоративная социальная ответственность: не вширь, но вглубь 3.44 5 9
Бізнес / КСВ
22.06.2011 32445
Еще материалы раздела «КСВ»