Колонки
Виталий Портников
Турецкий фронт
Если бы украинские власти и руководство энергетической отрасли не были связаны со своими российскими коллегами невидимыми нитями корпоративных отношений, если бы за идеей пересмотра контракта, согласованного Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, не стояло бы желание добиться возобновления «откатной» схемы, если бы мы вообще имели дело с компетентными людьми, а не со специалистами по «распилу» наших денег, то тогда Украина вполне могла бы стать участником большой игры, главной целью которой является пересмотр долгосрочных контрактов и снижение цен Газпромом.
Главными же участниками этой игры стали Евросоюз и Турция. Украина пока находится в стороне, а нередко даже и помогает России — например, своими нелепыми предложениями провести маршрут путинского Южного потока через собственные воды или же попытками «распилить» трубу между структурами, близкими к украинской власти и Газпрому. Но если бы наша страна выступала на стороне ЕС и Турции — то есть на своей собственной стороне, на стороне покупателя, — она уже сейчас добилась бы куда более ощутимого результата.
Проблема нашего переговорщика Виктора Януковича — в его желании решать важные для страны вопросы в категориях «новых русских»: он то пытается напугать Путина и Медведева, начиная процесс против Тимошенко, то униженно — после нескольких отказов встречаться — едет в подмосковные резиденции российских лидеров, чтобы столкнуться с новой порцией пренебрежения. На Банковой не могут этого понять: с Януковичем никто не собирается договариваться по понятиям, он вызывает у Путина и Медведева раздражение и неприятие. Заставить Москву пойти на уступки можно только с задействованием международных механизмов.
Турецкие лидеры не спешат в Москву и не обвиняют предшественников в подписании невыгодных контрактов. Они просто отказываются продлевать действие контракта, подписанного еще 25 лет назад. По данному документу Газпром поставляет Турции 6 млрд куб. м газа по западному маршруту (поставки по Трансбалканскому газопроводу, который проходит через территорию Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии). Другими контрактами предусмотрено, что Турция дополнительно получает еще около 20 млрд кубометров газа. Так как Россия не дала скидку на газ, Анкара отказалась от продления первого контракта — и это рано или поздно поставит под вопрос и последующие соглашения. В результате РФ останется без надежного покупателя, и это в ситуации, когда газ, если посмотреть на динамику нефтяных цен, будет неизбежно дешеветь. Но Турция смогла решиться на этот ультиматум после серьезной работы над собой. Теперь страна закупает голубое топливо в Азербайджане, Иране, а сжиженный газ — в Алжире и Нигерии. Если Москва не поймет всей серьезности предупреждений, Турция легко может заместить ее поставки. И при этом не дать разрешения на прокладку маршрута Южного потока через свои территориальные воды.
Эти турецкие усилия вполне гармонируют с попытками Европейской комиссии снизить зависимость от российского газа и добиться снижения цены на него. Недавние обыски в дочерних компаниях Газпрома подтвердили, что Брюссель настроен решительно в своем диалоге с российскими хищниками и готов использовать антимонопольный инструмент, чтобы добиться значительных уступок. Кроме того, блокировка Южного потока тоже на руку Евросоюзу, все еще надеющемуся построить газопровод «Набукко», в котором не было бы российского газа.
Киеву следовало бы не искать компромиссов с Москвой, а объединить усилия с Брюсселем и Анкарой. Для этого нужно задуматься о совместном блокировании Южного потока и возможном отказе от российского газа в ситуации, когда за него не захочет платить Турция. Украина может легко пойти на аннулирование контрактов и, разумеется, денонсацию Харьковских соглашений — этого чудовищного примера некомпетентности главного украинского переговорщика. В случае если Киев будет играть вместе с цивилизованным миром, он может рассчитывать на понимание своей позиции в международных судебных инстанциях. И, разумеется, главные действия нужно будет предпринимать в момент удешевления газа, когда Россия будет находиться на пороге неизбежного экономического кризиса, социальных бунтов и «просадки» действующего режима.
Но кто на это пойдет? Никакой стратегической политики у украинского руководства нет и быть не может, главная цель властной группировки — заработать уже сегодня. Понимания, что завтра Украина будет в большей степени нужна России, чем Россия — Украине, у Киева тоже нет. По отношению к северному соседу наша власть так и останется в положении провинциального родственника, случайного впущенного в барский дом. Турция, не сомневаюсь, своего добьется. Но мы не Турция и будем платить сполна.