Бізнес
Економіка
Продолжение сотрудничества с МВФ требует политической воли правительства
25 октября в Киеве начала работу очередная миссия Международного валютного фонда. Сотрудничество Украины и МВФ в 2011 году сложно назвать плодотворным. Представители Фонда уже приезжали, но очередной транш мы так и не получили: от Кабмина потребовали утверждения пенсионной реформы, решения проблем задолженности перед Нафтогазом и повышения тарифов на газ для населения.
За полгода повышение пенсионного возраста, гордо названное пенсионной реформой, хотя и с боем, но все-таки было проведено. И главным невыполненным требованием МВФ остается повышение цен на газ для населения. Представитель МВФ в Украине Макс Альер утверждает, что это условие было заложено в программу сотрудничества и «остается очень важным». Кстати, еще в начале года Фонд согласился на поэтапное повышение газовых цен (на 20% в апреле на 10% в июне), однако его рекомендации так и не были услышаны. Что неудивительно — Украина на пороге очередных парламентских выборов, а одна только так называемая пенсионная реформа уже отобрала у власти пару миллионов избирательских голосов. Новое повышение цен на газ Партия регионов может не пережить. К тому же премьер Николай Азаров оптимистично заявляет, что проблемы Нафтогаза можно решить иным путем — за счет удешевления российского газа. В середине октября он, в частности, заверил, что для полной газовой победы Украине понадобится несколько недель.
Мелочь, конечно, но и дефицит бюджета-2011 вряд ли уложится в озвученные в меморандуме с МВФ 3,5% ВВП. Словом, нынешние переговоры будут нелегкими. И вполне возможно, что 4 ноября миссия МВФ уедет, так и не пообещав Украине ничего финансово вразумительного. Но правительство надеется на продолжение сотрудничества и уже до конца года хотело бы получить сразу два транша кредита (а это примерно $3 млрд).
Оптимистично настроены и опрошенные Контрактами банкиры и аналитики. Но риски, конечно, есть. «Политика, а точнее грядущие выборы в Верховную Раду (осенью 2012 года. — ред.) не позволяют выполнять требования МВФ», — пожимает плечами президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Повышение цен на газ для населения сегодня вопрос скорее политический, нежели экономический. Если правительство согласится поступиться своими политическими интересами, тогда шансы получить очередной транш от МВФ возрастут, полагает эксперт.
Есть оптимисты, считающие, что и без помощи Фонда Украина проживет какое-то время. «Самостоятельно удерживать курс гривни регулятор сможет на протяжении ближайших шести-девяти месяцев», — предполагает начальник отдела анализа финансовых рынков ING Банка Украина Александр Печерицын. По мнению Александра Охрименко, если НБУ еще больше ужесточит контроль валютного рынка, то держать курс без денег МВФ можно будет и дольше.
Пока же монетарная политика регулятора сводится к изъятию гривни из обращения, что уже привело к денежному голоду на финансовых рынках. Ставки на межбанковском рынке выросли в несколько раз, финучреждения повышают ставки по депозитам, некоторые сворачивают кредитные программы. По итогам девяти месяцев профицит платежного баланса уменьшился до $0,073 млрд (в сентябре дефицит страны вырос до $2 млрд). Словом, угроза девальвации становится реальной. Очевидно, что для удержания курса гривни Нацбанку придется расстаться с частью своих золотовалютных резервов. Только в сентябре на поддержку курса регулятор потратил $3 млрд. А согласно требованиям МВФ, объема золотовалютных запасов должно хватать как минимум для оплаты трехмесячного объема импорта страны (для Украины это $25–26 млрд). Сейчас резервы НБУ — $35 млрд. Соответственно, возможностей для маневра у регулятора не так уж и много.
Сегодня сотрудничество с МВФ, как и во многих слаборазвитых в экономическом смысле странах, является индикатором бизнес-климата и важным психологическим фактором для инвесторов. Иностранные инвесторы уже сейчас массово сворачивают свой бизнес и выводят капитал из страны. Если сотрудничество с Фондом снова будет заморожено, под угрозой окажется и привлечение средств на внешних рынках в 2012-м. «Роль сотрудничества с МВФ в следующем году, когда Украина начнет погашать предыдущие долги, вырастет, — объясняет аналитик ИК Concorde Capital Светлана Рекрут. — Нам предстоит выплатить $3,5 млрд: $800 млн должен выплатить Минфин, а $2,7 млрд — Нацбанк за счет золотовалютных резервов».