Політика
Україна
Правила первого кидка: Кличко и Тягнибок у выхода из объединенной оппозиции
Решив собрать саму себя в единую солянку, украинская оппозиция продолжает пребывать настороже. Кто кого кинет? Кто первым начнет работать «против всех»? Кому удастся найти лучших спонсоров?
Монополисты на рынке оппозиции – Турчинов и Яценюк – успешно пристегнули к своим большим проектам «молодых и перспективных» Кличко и Тягнибока, окончательно похоронили в дебрях коалиционного соглашения «Нашу Украину» и ряд мелких политпроектов. Вне формально объединенной оппозиции показательно оказались Анатолий Гриценко, некоторые локальные политсилы и - по сути – лично Виктор Андреевич Ющенко. О последнем вообще – разговор особый. Он и есть тот первый, кто уже сейчас кинул оппозицию – при формальном в ней нахождении. Самостийницкие действия прочих персонажей, например, Тягнибока и Кличко, тоже не за горами.
Виктор Ющенко: чемодан без ручки
Третий президент Украины в правление Виктора Януковича играет противоречивую роль. Почти вся страна уверена, что Ющенко давно продался своему преемнику. Самое простое и обывательское объяснение – «чтобы не арестовали». Что ж – звучит оно близко к истине. В условиях, когда главный враг и Ющенко, и Януковича – Юлия Тимошенко – наконец-то отправлена на зону, экс-гарант продолжает разоблачать ее коварные планы по газовому порабощению Украины в 2009 году. При внешней убедительности аргументации он откровенно жонглирует фактами, тасует их, умалчивая о том, что невыгодно для его рассуждений. Ющенко продолжает жить на государственной даче, игнорирует рассмотрение дела о своем отравлении и явно не боится попасть под бессмысленный и беспощадный суд «регионалов».
Ющенко для «Нашей Украины» тот самый «чемодан без ручки» - нести тяжело, а бросить жалко
Объяснений неприкосновенности Ющенко может быть два. Первое – он как неуловимый Джо, особо никому не нужен. Второе – он нужен для элементарной внешней легитимизации режима. В этом случае роль Ющенко сводится к освящению многих действий Януковича как государственнических и законных. Только на кого может воздействовать аргументация человека, вызывающего крайний негатив у почти 100% населения Украины?
То, что власть не трогает главную персону Оранжевой революции, говорит явно не в пользу как Ющенко, так и Януковичу. Но если первому нечего терять, кроме последних остатков своей репутации, то власть тем самым как бы расписывается в своей преемственности по отношению к «оранжевой» эпохе, как бы не отрицал и ненавидел события 2004 года нынешний глава государства.
Потенциально Януковичу ничто не мешает усадить Ющенко на скамью подсудимых, начни раскручиваться, к примеру, дело банка «Украина» более чем 10-летней давности. Однако этого сделано не будет: между двумя президентами существуют персональные договоренности, и именно совет Ющенко посадить Тимошенко на нары стал одним из главных мотивов для ее дальнейшего уголовного преследования. И все же Ющенко лучше на всякий случай укрыться под парламентской неприкосновенностью.
Теоретически, попасть в парламент он может только по мажоритарке. Но шансов почти нет. «Ющенко может не выиграть даже по мажоритарному округу, – уверен политолог Владимир Фесенко. – И он понимает возможность такого позора. Так что ему лучше вообще не идти на выборы, довольствуясь статусом «аксакала». В конце концов, дискредитировать себя окончательно поражением по округу он не может себе позволить».
Что до партии, почетным главой которой он является, то шансов у нее на прохождение в Раду нет. Бывший президент для нее – это тот самый «чемодан без ручки». Который нести тяжело, а бросить жалко. Уход Ющенко из партии мог бы несколько улучшить шансы «Нашей Украины». Но подобное решение принять может только он сам.
Олег Тягнибок: сильное слабое звено
«Опытные политические «разводилы» Турчинов и Яценюк воспользовались Тягнибоком, играя на его амбициях и указывая на слабости его позиции во всеукраинском масштабе, – считает политолог Виктор Небоженко. – Они потакают его желанию стать общенациональным лидером. Сам Тягнибок – это локальный, провинциальный по сути политик с большим апломбом, которого оказалось довольно легко развести на вхождение в «плавильный котел» объединенной оппозиции».
Турчинов и Яценюк потакают желанию Тягнибока стать общенациональным лидером
Является ли «Свобода» целиком политтехнологическим проектом или нет – мнения в экспертном сообществе разнятся до сих пор. В любом случае, имели и имеют место попытки приручить политсилу Тягнибока, учитывая ее популярность и статус правящей партии в Галичине. «Свобода», хотя и с трудом, может преодолеть 5%-ный барьер, и уж точно ее лидеры могут пройти в парламент в количестве не менее 10-ти (так, к примеру, считает политолог Тарас Березовец). К тому же, несколько упавший под грузом нерешенных местных проблем рейтинг «Свободы» теперь может подняться исключительно в силу желания галичан увидеть, наконец, Тягнибока в парламенте.
Однако кому-либо из олигархов откровенно спонсировать «Свободу» рискованно: в любой момент тайное может стать явным, что ударит не только по «Свободе», но и по спонсору. Следует учесть и национальность большинства украинских олигархов. Так, в свое время Коломойский, похваливший «свободовцев», был подвергнут критике со стороны еврейского сообщества.
В настоящее время, как считает большая часть отечественных политологов, у Тягнибока монопольных спонсоров среди олигархов нет. Скорее, от «Свободы» готовы пойти в парламент местные бизнесмены и некоторые чиновники оранжевой эпохи. И это создаст практические проблемы для оппозиционной коалиции: при распределении округов на Галичине наибольшие шансы добиться успеха будут именно у «Свободы», что явно ломает квотный принцип, по которому оппозиционеры рассчитывают распределять округа.
К тому же, Тягнибок создает Турчинову, Яценюку и Кличко идеологические проблемы у избирателя юго-востока, так что его вероятный уход в автономное плавание будет ими воспринят с облегчением.
Виталий Кличко: явно не в ударе
Подписать соглашения об объединении оппозиции Кличко фактически вынудил Арсений Яценюк, причем сделал это публично, пользуясь тем, что боксер-оппозиционер давал интервью в объективы телекамер. Будучи огорошен прямолинейностью Яценюка, Кличко документ подписал, но с оговорками. Он против самой сути проекта «единая оппозиция» – согласованных кандидатов по мажоритарным округам. Так что в любой момент может из соглашения выйти, хотя репутации ему это и не прибавит, лишний раз убедив украинцев, что хороший боксер так и не стал опытным политиком.
Подписать соглашения об объединении оппозиции Кличко вынудил Яценюк
Пока что в пользу членства Кличко в оппозиционном консорциуме говорят два обстоятельства. Первое – рейтинги УДАРа еще не столь высоки, чтобы говорить о гарантированном прохождении в Раду. Второе – Кличко нужно также решать вопрос с баллотировкой в мэры Киева, что рассредоточивает его усилия, а без него его политпроект ничего собой не представляет.
И все же УДАР имеет все шансы уже сейчас начинать отдельную политическую игру: желающих пройти под популярным брендом в парламент очень много. Сейчас Виталий получает предложения об объединении и от Анатолия Гриценко, и от Натальи Королевской, пребывая, пожалуй, в положении самого завидного политического жениха. Так что соглашение, подписанное под влиянием момента и манипуляций Яценюка, его ни к чему не обязывает – он даже более, чем Тягнибок, является кандидатом на выход из оппозиционного объединения. А его примеру могут последовать и иные партии, которым в возможном консорциуме с Кличко будет комфортней, чем с Яценюком и Турчиновым, явно монополизировавшими занятие оппозицией в Украине.
Олигархат ищет схемы
Нынешняя избирательная кампания отличается еще одним существенным теневым отличием от предыдущих: крупный бизнес на этот раз отказался от принципа «каждому олигарху – по партии». В существующей политической реальности это неразумно и чревато прямым конфликтом с Януковичем. Олигархи раскладывают яйца в разные корзины, покупая места в основных оппозиционных силах. Оппозиция ныне – намного более привлекательное вложение, чем власть. Хотя, конечно, и по спискам власти в Раду пройдет значительное количество персон, завязанных на того или иного крупного бизнесмена.
В течение всей избирательной кампании лидеры оппозиции и олигархи будут взаимно пользовать друг друга
На местах, где тот или иной олигарх имеет существенное влияние, может быть применена и иная, более утонченная, техника выборов. Будут задействованы совсем уж «третьи» силы, либо же от округа выдвинется формально независимый от всех партий кандидат, связанный исключительно с кошельком олигарха. Так, в Ивано-Франковской области, как считает Владимир Фесенко, может быть использован бренд популярной в этом регионе Украинской партии, через которую нужных ему людей может провести в Раду Игорь Коломойский.
В течение всей избирательной кампании лидеры оппозиции и крупный бизнес будут взаимно использовать друг друга, вступая в договоры, союзы и лоббистские схемы. Но истинной консолидации в рядах оппозиции ждать не приходится: партий-кланов, подобно ПР, в Украине больше нет, и создать их вряд ли получится. Следовательно, и политические бренды в Украине скоро потеряют свою актуальность: каждый депутат будет обязан лишь своему спонсору, или же будет спонсором сам себе. Это создаст совершенно новую конфигурацию Верховной Рады, в которой постоянного большинства не будет ни у кого. Что создаст и новую ситуацию в стране, казалось бы, жестко задавленной вертикалью Партии регионов.
Фото сайта «БЮТ-Батькивщина»
Оценка материала:
Правила первого кидка: Кличко и Тягнибок у выхода из объединенной оппозиции Павел Серов 27.01.2012