Життя та Стиль
Стиль
Дары приносящие: чего не стоит дарить деловым женщинам
За последние десять лет набор типичных VIP-подарков для этой категории получателей коренным образом изменился. Теперь в фаворе гаджеты, письменные принадлежности и всевозможные подарочные сертификаты.
«Деловым женщинам дарят не стихи и не картины, а ценные бумаги — не очень-то романтично…» Эта шутка модного шотландского писателя Иэна Бэнкса впервые прозвучала в конце 1990-х годов в Нью-Йорке на очередном благотворительном балу Фонда содействия развитию искусств, но после этого еще долго не сходила со страниц газет.
Что любопытно, остроту повторяли вовсе не авторы светской хроники, а главным образом журналисты, пишущие об экономике для изданий уровня Wall Street Journal. Не то чтобы деловые СМИ очень интересовались мнением Бэнкса о романтике. Все началось с интервью, в котором один из американских инвестиционных банкиров, особенно много потерявших во время печально известного «азиатского кризиса», процитировал писателя и добавил от себя, что акции в наши дни — не самый желанный подарок. Лучше уж, и правда, картина.
«Трудно сказать, связано ли это с кризисом на рынке ценных бумаг, но в конце 1990-х — начале 2000-х годов действительно модно было дарить произведения искусства. Теперь это считается моветоном», — ответила на запрос Контрактов Мишель Рори, клиент-менеджер лос-анджелесского агентства LA Gift Service. Она специализируется на подборе презентов для работающих женщин старше тридцати. По ее словам, за последние десять лет набор типичных VIP-подарков для этой категории получателей коренным образом изменился. Прежде для богатых деловых американок среднего возраста заказывали в основном ювелирные изделия, произведения искусства и брендовые аксессуары. Теперь — гаджеты, письменные принадлежности и всевозможные подарочные сертификаты.
Не лучшие друзья девушек
По словам Мишель Рори, изменились не столько вкусы заказчиков, сколько общепринятые представления о том, что такое статусный подарок и с каким посылом его нужно делать. Раньше речь шла преимущественно о предметах роскоши, признанных социокультурными маркерами. О тех вещах, обладание которыми как будто делало человека членом некого «клуба избранных», заслуживающих особого уважения.
Первыми из списка самых популярных подарков для работающих женщин исчезли ювелирные кабинетные украшения
«Поэтому, наверное, довольно часто дарили картины, — считает сотрудник LA Gift Service. — Предполагалось, что женщина, получившая такой презент, должна почувствовать себя утонченной ценительницей искусства. Еще чаще посылали ювелирные изделия — собственно драгоценности и кабинетные украшения. Они были символами богатства и успеха. В наши дни акцентировать внимание на элитарности уже не принято, даже если дарят очень дорогие вещи. Подарок должен быть максимально функциональным».
Первыми из списка самых популярных подарков для работающих женщин исчезли ювелирные кабинетные украшения. Отчасти потому, что они зачастую гораздо дороже колье, колец, серег, браслетов, подвесок и т. д. Отчасти из-за того, что ритм жизни значительно ускорился и современные люди стали гораздо меньше времени проводить в кабинетах. Вслед за кабинетными украшениями вскоре ушли бриллианты. «Последний на моей памяти клиент, заказывавший для кого-то бриллианты, был из России. До этого похожие заказы сделали несколько выходцев с Ближнего Востока, для американцев и европейцев это давно уже моветон, — рассказывает Мишель Рори. — В 2004 году в США было несколько громких судебных дел, в которых бриллианты, преподнесенные женщинам, становились основанием для обвинений в сексуальном преследовании. С тех пор подобных презентов почти никто не делает».
Дамские ручки
Пожалуй, единственным традиционным предметом роскоши, все еще фигурирующим в топ-10 самых популярных подарков для женщин по версии LA Gift Service, остаются элитные ручки. Задолго до начала нынешнего экономического кризиса компании — производители дорогих письменных принадлежностей всерьез озаботились привлечением женской потребительской аудитории. Это стоило недюжинных маркетинговых усилий. Так, компания Waterman S. A. с 2005 года регулярно проводит презентации новых моделей письменных принадлежностей на неделях haute couture. Причем всякий раз ручки этой ТМ рекламирует кто-то из известных модельеров. В разное время в продвижении Waterman S. A. были задействованы экс-художествен-ный директор Fendi Ивана Омазик, содиректор Hermes Паскаль Мюссар и несколько дизайнеров Christian Lacroix. У Waterman есть линейки, ориентированные исключительно на женскую аудиторию. К примеру, Audace — ручки с корпусами в виде брасматиков и украшениями, имитирующими набивные рисунки на тканях.
Единственным традиционным предметом роскоши для подарка остаются элитные ручки
Ближайшие конкуренты Waterman — Montblanc, Dupont и Caran d’Ache — тоже обзавелись явно женскими моделями. Как отмечает штатный эксперт международного альманаха 6 Star Life Синтия Норм, элитные дамские ручки покупают в основном для подарков. «Такова специфика позиционирования этого товара, — убеждена эксперт. — Вполне очевидно, что производители дорогих письменных принадлежностей с дамским дизайном изначально рассчитывают на подарочные продажи. Об этом говорит все: специфическая упаковка, система предоставления дисконтов, не связанная с lifetime value покупателя и т. д. В принципе, усилия маркетологов приносят вполне убедительные результаты. Общественное мнение признает дизайнерскую ручку достойным подарком для обеспеченной деловой женщины, несмотря на то что на сегодняшний день дамы редко пишут от руки».
Подарочный мейнстрим
Если судить по содержанию рейтингов 6 Star Life и LA Gift Service, самые популярные в наше время подарки для деловых женщин — ноутбуки, планшеты, смартфоны и USB-карты. Последние уже несколько лет держат пальму первенства благодаря относительно невысокой цене. Их дарят особенно часто. Владельцы мировых luxury-брендов то и дело выпускают собственные коллекции USB-карт. Активнее других в этом направлении работают Cartier, Swarovski и Dunhill. С точки зрения позиционирования такие карты мало чем отличаются от элитных женских ручек. «Довольно распространенная ситуация: даритель ищет оригинальную брендовую вещь, но раскошеливаться не хочет, покупка должна быть сделана по разумной цене, — говорит Синтия Норм. — Потенциальный получатель подарка — женщина, но для дарителя важно, чтобы никто не усмотрел в презенте сексуального подтекста. Именно в таких случаях, как правило, покупают ручки и USB-карты. Близким женщинам — женам, дочерям и пр. — гораздо чаще преподносят смартфоны и ноутбуки».
Самые популярные в наше время подарки для деловых женщин — ноутбуки, планшеты, смартфоны и USB-карты
До выпуска полноценных коллекций дизайнерских женских ноутбуков дело пока не дошло, но отдельные модели и небольшие серии уже появились. Особенно успешным оказался совместный проект компании Hewlett Packard и дизайнерской лаборатории Вивьен Там. В 2010 году дамские лэптопы от Вивьен Там вызвали настоящий потребительский ажиотаж в США и Западной Европе после того, как одна из моделей упомянутой серии засветилась в кадре в фильме «Секс в большом городе — 2» в руках у героини Сары Джессики Паркер. До этого в товарной линейке Hewlett Packard уже был подчеркнуто женский Butterfly Lovers. Да и другие производители компьютерной техники экспериментировали с дамскими гаджетами. Взять хотя бы розовые Toshiba Portеgе A600, Asus Pink Prada или разрисованный цветочками Asus Eee PC Sakura Special Edition. «Ноутбуки в качестве подарков деловым женщинам выбирают довольно часто, но далеко не всегда речь идет именно о дамских моделях, — говорит эксперт 6 Star Life. — Практика показывает, что когда дизайнеры слишком стараются подчеркнуть гендерное позиционирование, продажи это не стимулирует. Понятно, что этот гаджет должен стать подарком для женщины, но покупают такие презенты в основном мужчины».