Колонки
Владимир Золотoрев
Правило пары
Хочу поделиться с читателем одним простым правилом, которое, возможно, поможет лучше понимать, как на самом деле выглядят те или другие экономические события и в чем они, собственно, состоят.
Я называю это правилом пары, которое можно сформулировать таким образом «в любом обмене есть две стороны». Почему это важно? Да потому, что большинство информации, которую мы получаем, неявным образом предполагает, что действует только одна сторона. Хуже того, экономистов на младших курсах учат одной экономической теории, а на старших — прямо противоположной. И вот в этой «противоположной» теории экономика превращается в некий дзен с хлопками одной ладонью. Экономисты, закончив ВУЗ и превратившись в экспертов становятся распространителями этой дзеновской мудрости среди широких масс. Беда в том, что мудрость эта совсем уже далека от реальности.
Ключевым экономическим действием является добровольный обмен. Конечно, могут существовать полностью автаркические хозяйства, владельцы которых делают все им необходимое своими руками, но таких, наверное, единицы. Обмен происходит потому, что люди по-разному оценивают те или иные блага. То есть, я обменяю одно благо на другое только тогда, когда оцениваю другое благо выше, чем то, которым владею. Аналогичные условия должны быть выполнены и для второго участника. При этом «ценность» - понятие сугубо субъективное. Обменявшись сегодня, завтра я могу и разочароваться в том, что сделал, либо наоборот, до конца жизни радоваться тому, что подавляющее большинство посторонних наблюдателей считает полным идиотизмом и «напрасной тратой денег».
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Собственно, на этом процессе основана наша цивилизация. Ее достижения существуют потому, что мы все обмениваемся по принципу «приобретаю больше, чем отдаю», а это возможно из-за того, что мы с вами – разные и оцениваем разные блага по-разному. История про канадца, который за год обменял скрепку на дом — наглядная иллюстрация того, как в результате обмена растет богатство.
Так вот, отметим, что у обмена всегда есть две стороны. И обе стороны увеличивают свое богатство.
Теперь давайте посмотрим на самые обычные сообщения. Например, «производитель телевизоров — фирма А получила месячный доход в 10000 гривен». Это типичная информация из категории «хлопок одной ладонью». На самом деле, к этой информации следовало бы добавить «в течение месяца покупатели телевизоров фирмы А увеличили свое богатство на сумму, большую, чем 10000 гривен». Теперь картина становится полной. Я ни в коем случае не призываю журналистов подавать новости именно в такой форме, я говорю лишь о том, что читателю полезно знать, как выглядит полная картина. Почему? Потому, что неполная картина создает иллюзорный мир, иногда прямо противоположный реальному. Однако, читатели, воспринимают этот иллюзорный мир как реальный. И уже в качестве граждан или того хуже — избирателей, они могут выступать в роли людей, пытающихся воплотить эти иллюзии в жизни.
Смотрите. В сообщении «производитель телевизоров — фирма А получила месячный доход в 10000 гривен» действует только фирма А. Ее доход вообще как бы падает с неба и поэтому всегда может быть поставлен под сомнение. То есть, следующее сообщение типа «фирма А уплатила налог с дохода в 10 000 гривен» воспринимается в таком мире вполне нормально. Ну что ж, вот же у вас доход, надо делиться и все такое. Теперь давайте посмотрим, что у нас выходит в реальном мире, в котором есть покупатели фирмы А, богатство которых увеличилось больше, чем на 10000 гривен потому, что они предпочли ее телевизоры этой сумме. Выходит как-то нехорошо. Выходит, что фирма А наказывается за то, что увеличила богатство этих людей.
Правило пары особенно хорошо помогает в понимании деятельности государства. Ведь в ней вообще нет добровольного обмена. Оно ничего не отдает тем, у кого отбирает, и ничего не берет у тех, кому отдает. Обмена тут вообще нет, есть, разве что, статья уголовного кодекса.