Бізнес
Фінанси та банки
Соблазнительный лизинг: как агробизнесу разыграть козырь финансового лизинга
Ситуация с кредитами в Украине в качестве универсального инструмента развития агробизнеса продолжает оставаться сложной. Однако отдельные (но от того - не менее важные) потребности все же можно удовлетворить при помощи финансового лизинга.
В украинских реалиях этот инструмент, главным образом, используется для приобретения агротехники и стационарного оборудования для производства, обработки и хранения сельхозпродукции. И надо сказать, используется весьма успешно - что подтверждается растущими постоянно оборотами лизинговых компаний (при весьма скромном приросте кредитного портфеля банков).
Популярность лизинга среди аграриев обусловлена, прежде всего, его доступностью для самого широкого круга малых (фермерских) хозяйств и частных лиц. Последнее является следствием метаний государства — от организации настоящей «зеленой улицы» для импорта (в том числе и б/у сельхозтехники) в 2005-2006 гг., до практически полного запрета на ввоз соответствующей продукции в 2009-м.
Явный перегиб в первом случае привел к тому, что доля импортной сельхозтехники в стране достигла 80%. По данным Минагрополитики, к 2007 г. объемы ее реализации выросли в 8,5 (!) раз - при увеличении выпуска отечественной агротехники всего в 2,5 раза.
А вот после попытки «тотального» запрещения использовать государственные средства для закупки импортного сельхозоборудования, имеющего украинские аналоги, только за девять месяцев 2009г. (предшествующих очередным президентским выборам) импорт новой техники (в частности — комбайнов) сократился в 2,2-2,5 раза, на фоне успешной активизации «серых» схем ввоза б/у сельскохозтехники.
В 2011 г. потребности АПК в комбайнах удовлетворялись всего на 54%
В результате, по состоянию на 2011 г. потребности АПК в зерноуборочных комбайнах удовлетворялись всего на 54%, а в тракторах - на 62%. Более того - в течение ближайших пяти-семи лет в Украине можно ожидать устойчивый (2-5% ежегодно) прирост спроса на современную с/х технику. Государство этот спрос просто вынуждено удовлетворить, причем вне зависимости от того, каким образом — предоставляя преференции собственным машиностроителям или же создавая более или менее комфортные условия для импортеров сельхозтехники зарубежного производства.
При этом государство вынуждено оказывать прямую поддержку национальным производителям сельхозтехники (формирование госсзаказа) и косвенную - иностранным производителям/импортерам (предоставление финансовых гарантий).
В этих условиях сельхозпроизводитель получает право выбора, которого он, по большей части, сегодня лишен при обращении за обычным банковским кредитом. Причем в условиях весьма ограниченного (по сравнению с кредитными) числа специализированных агролизинговых программ, потребитель может рассчитывать на гораздо более широкий спектр предложений.
Как известно, преимуществами лизинга (при суммарно больших затратах) являются более простая и оперативная схема получения требуемой техники, более гибкий график платежей и (в большинстве случаев) возможности сервисного обслуживания.
Ключевыми критериями для выбора вариантов приобретения сельхозтехники и оборудования при этом становится не только (а иногда - и не столько) цена, но сроки лизинга. Для малых же (фермерских) и индивидуальных хозяйств важным дополнительным фактором является возможность лизинга б/у техники (с возможностью технической поддержки на весь период использования), получение ее в пользование без залога и упрощенные требования к статусу/финансовым возможностям лизингополучателя.
Краткие данные по сравнительному анализу этих показателей по государственным и частным агролизинговым программам приобретения базовой сельхозтехники (зерноуборочных тракторов и комбайнов) приведены в таблице.
Помимо этого, частные лизинговые программы, в отличие от государственных, склонны предъявлять более высокие требования к статусу и опыту работы сельхозпроизводителя.
Если на участие в лизинговой программе (например, НАК «Укргролизинг») могут претендовать сельхозпредприятия всех форм собственности, а также все другие субъекты предпринимательской деятельности АПК, то большинство частных специализированных компаний и банков предъявляют к потенциальным лизингополучателям дополнительные требования.
Типовыми из них являются: наличие опыта работы в сфере сельхозпроизводства (не менее 2-3-х лет); минимальные ограничение по площади обрабатываемых земель (не менее 200- 1000 га), а также по срокам аренды земельных участков (паев) (не менее 1 года).
Дополнительным фактором, осложняющим доступ к негосударственным лизинговым программам для индивидуальных и начинающих сельхозпроизводителей, является требование уже иметь на балансе технику для обработки участка.
Преимуществом же частных лизинговых инициатив продолжает оставаться ориентирование на импорт сельхозтехники зарубежного производства (особенно - дальнего зарубежья), в то время, как государственные программы в первую очередь (или даже исключительно) нацелены на поддержку национальных производителей сельхозмашин.
Впрочем, нашим аграриям, которых импортная сельхозтехника привлекает почти на генетическом уровне, придется смириться с тем, что ее крупноузловая сборка будет производиться на украинских же предприятиях.
В целом же, вектор профильных лизинговых программ в Украине (особенно - для крупных хозяйств) в долгосрочной перспективе будет смещаться к реализации техники украинского производства (1,5 -млрд. госпрограмма НАК «Украгролизинг»). Неизбежно возрастут и продажи продукции специализированных российских предприятий - например, в ходе реализации совместной программы с «Ростсельмашем» ($30 млн), который уже сейчас контролирует более 20% профильного украинского импорта.
Оценка материала:
Соблазнительный лизинг: как агробизнесу разыграть козырь финансового лизинга Константин Киричук 14.05.2012