Політика
Україна
Анатолий Гриценко: «Виталий Кличко мне напоминает Ющенко образца 2004 года»
На каких условиях лидер «Гражданской позиции» вошел в Объединенную оппозицию и почему к союзу противников власти не присоединяется Виталий Кличко, Анатолий Гриценко рассказал в эксклюзивном интервью Контракты.UA.
После скандального голосования за закон о выборах народных депутатов Анатолий Гриценко демонстративно вывел свою партию «Гражданская позиция» из оппозиционного Комитета сопротивления диктатуре. Еще два месяца назад Гриценко жестко критиковал объединенную оппозицию, а 20 июня принял решение вместе с Арсением Яценюком и Александром Турчиновым под флагами «Батькивщины» бороться за победу на парламентских выборах.
Вы довольно долго вели переговоры о вхождении «Гражданской позиции» в Объединенную оппозицию. На каких условиях этот союз состоялся?
Анатолий Гриценко: Переговоры были непростыми и решение было непростым. Ключевой фактор – ответственность. В Партию «Гражданская позиция», в меня, еще начиная с президентских выборов, люди поверили, поддержали и продолжают поддерживать. Их, по данным различных соцопросов, примерно от 800 тысяч до миллиона человек. Альтернатива участия в Объединенной оппозиции – это самостоятельный поход на выборы и связанный с ним риск. Поскольку, в случае не преодоления 5%-ного барьера, трудно было бы объяснить тем людям, которые в нас поверили, почему их голоса по факту перешли в мандаты Партии регионов. Понимая эту ответственность, мы пошли на объединение, согласовав ключевые, принципиальные для нас условия.
Эти условия были выдвинуты и утверждены съездом нашей партии 31 марта. И если сравнить решение съезда с подписанными принципами вхождения «Гражданской позиции» в Объединенную оппозицию, это будут два одинаковых документа. То есть нам удалось убедить Арсения Яценюка и Александра Турчинова в том, чтобы они приняли эти важные для нас принципы как основу для последующей совместной деятельности. Под этим документом, который открыт для прессы, стоят три подписи: Турчинова, Яценюка и Гриценко. И этими подписями мы фактически подвели черту под всеми предыдущими недоразумениями и конфликтами.
О каких условиях и принципах идет речь?
Анатолий Гриценко: Одним из конфликтов внутри оппозиции был вопрос, может ли оппозиция после победы на выборах взять на себя ответственность и пойти работать в правительство Януковича. Ответ на этот вопрос: нет. Никто из лидеров партий, которые объединились под флагом «Батькивщины», не согласится на кадровое назначение, предложенное нынешним президентом. Не важно, это пост премьера, министра или главы госкомитета. Исключено.
Важный принцип – это отсутствие обязательств перед властью или перед спонсорами партии. Он также зафиксирован тремя подписями. Ни у кого из наших лидеров нет обязательств, которые ограничивали бы реализацию совместно сформированной программы действий.
Мы согласовали с партнерами по оппозиции, что еще до выдвижения, до съезда каждый из потенциальных кандидатов обнародует (я уже это сделал в интернете) свою автобиографию, декларацию о доходах и расходах, документы об образовании и, более того, четко укажет, что он является гражданином Украины и не имеет гражданства другого государства. Это принципиально важно.
Присоединится ли к Объединенной оппозиции Николай Катеринчук с «Европейской партией Украины»?
Анатолий Гриценко: Это вопрос к Катеринчуку.
Виталий Кличко сотрудничает с Объединенной оппозицией или дистанцировался от нее? Почему так и не состоялось объединение «Удара» и «Гражданской позиции»?
Анатолий Гриценко: Очень непростой вопрос. Я не почувствовал, что Виталий твердо в лагере оппозиции. Я предлагал и ему подписаться под принципами, которые я вам перечислил, но на вопрос о жесткой оппозиции к нынешней власти не получил твердого ответа. Видимо, по советам технологов, Виталий ищет какой-то третий путь, как говорят в Одессе «между там и здесь». То есть он не хочет твердо ассоциироваться с оппозицией и как бы дистанцируется от власти. Но так не получится, во-первых. А, во-вторых, это нечестно по отношению к людям. Страна медленно, но уверено движется в пропасть, в последнее время все быстрее и быстрее. И каждый гражданин, а тем более - лидер политической силы должен твердо заявить свою позицию: он поддерживает то, что делает команда Януковича или не поддерживает.
В боксе Виталий смелый, а в политике я этого не ощутил. Вы слышали хоть одну фамилию коррупционера во власти, чиновника, который грубо попирает Конституцию и законы из уст Виталия? Называл ли он хоть раз факты злоупотреблений, коррупции касательно таких фамилий как Янукович, Азаров, Клюев, Ежель, Лавринович, Бойко? Ни разу. В этом смысле Кличко мне напоминает Ющенко образца 2004 года, когда тому штабы писали в проекты публичных выступлений «Кучма», а он вычеркивал и говорил «влада». Обезличено. А потом, когда произошло то, что произошло с его здоровьем, тогда он уже решился называть фамилии. Виталий Кличко до сих пор не решился. Общих разговоров об оппозиционности мало - нужны действия.
А в каком формате он будет сотрудничать с оппозицией до выборов и после выборов, он должен дать ответ сам. Я бы ему советовал занять четкую позицию так, как он ее занимает, выходя на бой.
Судя по результатам некоторых соцопросов, объединившись оппозиционные партии суммарно могут набрать меньше голосов, чем если бы шли на выборы по отдельности. Не окажется ли проект Объединенная оппозиция «Батькивщина» стратегической ошибкой?
Анатолий Гриценко: Я слышу ваш вопрос и на вашем месте вижу Виталия Кличко. Первый разговор, который у нас состоялся, был по его инициативе. И мне казалось, он был искренен, когда говорил, что нам нужно объединяться, что это важно для страны. А последующие встречи проходили каждый раз по совету, очевидно, разных социологов. И он начал считать: больше – меньше, дает – не дает.
Когда бульдозер Януковича давит слабые ростки демократии, предпринимательства, загоняет страну в международную изоляцию, то, наверное, не нужно считать рейтинги, проценты и депутатские мандаты. Нужно объединять всех, кто способен своим умом, руками, идеями, финансами противостоять бульдозеру. Поэтому мы приняли решение объединяться.
Как это повлияет на рейтинги, на общие показатели, будет зависеть от нашей работы. И в начале ноября мы увидим, что нам удалось.
Многие эксперты и избиратели очень скептически оценивают будущее Объединенной оппозиции, припоминая развал оранжевой команды в 2005 году…
Анатолий Гриценко: Там, где есть люди, всегда есть проблемы. Там, где много людей – проблем больше. Можно ли их предотвратить? Можно. Когда у людей руки заняты, им некогда ссориться. Поэтому нужно каждому найти свое место в команде и общей работе. Я думаю, что степень ответственности, которая сейчас лежит на оппозиции, несоизмерима с теми проблемами, которые на самом деле мы решим.
Вы рассматриваете в качестве конкурента «Нашу Украину» во главе с Виктором Ющенко?
Анатолий Гриценко: А кто такой Виктор Ющенко? В стране более 700 университетов, он профессионал в сфере финансов, читал бы лекции. Ему б до конца жизни не хватило объехать всю страну. В политике ему места уже нет.
Как будете противостоять принятию скандального закона о русском языке? Он будет принят до конца нынешней сессии Верховной Рады?
Анатолий Гриценко: Нам с вами сейчас кто-то запрещает говорить на русском языке? Эта проблема надуманная, она возникает каждый раз перед выборами. Виктор Янукович уже семь раз менял свое мнение по поводу русского языка как государственного и это было точечно связано с периодом избирательных кампаний. Это фальшь. Мотивация у власти абсолютно понятная – нужно спасать падающий рейтинг из-за всех межигорьев, коррупции, экономических провалов. Как спасать? К сожалению, они избрали губительный для страны путь раскола: опять делить людей на сорта. Мне казалось, мы эту тему уже проехали после 2004 года, когда приближенные к Кремлю технологи начали колоть страну на восток и запад. Мы сейчас опять к этому вернулись.
Дать прогноз, что будет с законом о языке… Хотелось бы, чтобы о нем забыли. Дали людям нормально жить и не отвлекали их внимание от более важных экономических, социальных и других проблем.
Если проанализировать содержание законопроекта по русскому языку, так он подготовлен дилетантами, которые не понимают, что они творят. Эксперты говорят о том, что для его реализации в таком виде нужно минимум 15 млрд грн в год. То есть возникнет целая куча проблем в очень многих регионах, там, где компактно проживают различные национальные меньшинства. Потому что закон придуман для того, чтобы объединить, мобилизовать пророссийски настроенный электорат, который Янукович начал уже терять на Донбассе и в Крыму, а на самом деле этот закон в случае принятия изменит языковую политику в очень многих регионах.
Сами регионалы в частных разговорах говорят, что этот закон принимать нельзя. Но они эту аферу затеяли. Будут ли они ее доигрывать 5 июля или перенесут действо на сентябрь – октябрь, прогнозировать невозможно.
На фоне успешно прошедшего чемпионата Евро-2012 создается впечатление, что внутри Украины и за ее пределами несколько подзабыли о находящейся в колонии Юлии Тимошенко.
Анатолий Гриценко: Человек так живет: он может утром огорчаться, что кто-то из его близких заболел, а вечером смеяться, просматривая комедию. Вопрос намного глубже: незаконно, с грубым нарушением прав посажены в тюрьму Тимошенко, Луценко, Иващенко. Это те фамилии, которые на слуху. А на самом деле незаконно арестованы, кинуты за решетку десятки тысяч наших граждан, фамилии которых мы с вами можем не знать. То есть в стране отсутствует суд, правоохранительная система, ставшая правонарушительной. Это проблема номер один. И она не забудется, потому что система продолжает репрессивно работать каждый день и минуту. Сейчас кого-то незаконно арестовывают или сажают. Поэтому одна из ключевых задач нового парламента, поставить в рамки закона силовиков и суды, прежде всего. Потому что могут быть ситуации, когда люди, доведенные до отчаяния, начнут вершить самосуд и никто этого не остановит. Для того, чтобы изменить судебную систему, вернуть в рамки закона правоохранительные органы, нужно большинство. Вот за это будем бороться на выборах.
Но ведь у вас был шанс. Те, кто сейчас входит в Объединенную оппозицию, 5 лет был у власти…
Анатолий Гриценко: Да, нам часто говорят, что мы уже были при власти и могли навести порядок. И эти претензии справедливы. Они задавались и Юлии Тимошенко, и Юрию Луценко, которые вынуждены были признать, что могли сделать больше, имея высокие посты, для того, чтобы не только для себя, но и для 46 миллионов наших сограждан построить нормальный суд, нормальную прокуратуру, милицию. Я думаю, что Янукович, бросив лидеров оппозиции за решетку, еще больше убедил всех, что изменения в судебной и правоохранительных системах – это первоочередная задача. И политики, вошедшие в Объединенную оппозицию, осознают это. Наверное, даже больше, чем осознавали это в 2005-2007 годах.
Оценка материала:
Анатолий Гриценко: «Виталий Кличко мне напоминает Ющенко образца 2004 года» Ольга Корягина 03.07.2012