Колонки
Владимир Золотoрев
Война всех против всех или должна ли Налоговая платить налоги?
Томас Гоббс когда-то придумал теорию, которая потом очень пригодилась разного рода государственникам. Это теория происхождения государства из «войны всех против всех». Дескать, ходили себе люди как дураки и лупили друг друга по голове. А потом завелось государство и навело в этом деле порядок и теперь только оно может лупить по голове, а остальным нельзя. После этого настало хорошо.
Сейчас эта теория в модифицированном виде используется институционализмом с его «стационарным бандитом». Люди, считают институционалисты, добровольно выбирают «стационарного бандита», поскольку он предсказуем и вынужден о них заботиться, в отличие от «кочевого бандита», который прибежал, пограбил и убежал.
Нужно сказать, что у Томаса Гоббса была непростая жизнь. Он жил в «эпоху перемен», гражданских войн и репрессий. В какой-то степени, его тягу к «порядку» и твердой руке можно понять. Что же до институционалистов, то они сами признают, что вопрос «откуда же тогда взялся стационарный бандит» ставит их в тупик. Но, тем не менее, идея войны всех против всех, которая предшествовала государству и немедленно наступит, если вдруг, оно, не дай Боже, подохнет, является на сегодня одной из самых популярных.
Между тем, если присмотреться внимательно, то нетрудно обнаружить, что дело обстоит прямо противоположным образом. Мы живем в эпоху войны всех против всех. И государство как раз и является источником этого удовольствия.
Однажды я ехал с моим другом в такси и рассказывал ему о том, как начальник Киева Попов в очередной раз пытается лишить киевлян дешевого такси (в тот момент милиционеры напали на сервера перевозчиков). Каково же было мое удивление, когда наш водитель вступился за киевского начальника. Его аргумент состоял в том, что он заплатил за лицензию, а всякие там разные ездят себе без лицензий. Поэтому их надо запретить. То есть, человеку и в голову не приходит, что если покупатели не находят разницы в том, является ли водитель такси счастливым обладателем лицензии или нет, то это и есть единственно возможное нормальное состояние дел. Ибо такси существует не для лицензии, а для перевозки пассажиров, потребители платят таксисту за доставку из пункта А в пункт Б, а не за наличие лицензии.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
Такие примеры вы найдете на каждом шагу. Но показательнее всего налогообложение, а именно тот факт, что люди, получающие свои доходы из бюджета, тем не менее, платят налоги. Платят налоги и бюджетные организации. Думаю, что налоговая администрация или как она там сейчас называется, тоже платит налоги. Я бы брал с нее еще и налог на прибыль, но это уже детали, важен сам факт явного наличия абсурда. То, что мы его не замечаем в силу привычки не отменяет абсурдности происходящего.
Почему этот абсурд существует, причем существует повсеместно, а не только в богоспасаемой Украине? Существует он как раз по причине организации войны всех против всех. Государства не могут допустить четкой идентификации, например, доноров и реципиентов государственного бюджета. Для них важно, чтобы все мы были немного донорами и немного реципиентами одновременно. Поскольку каждый надеется быть меньше донором и больше реципиентом, то он бдительно следит, чтобы другому досталось меньше, а себе — больше и радостно помогает государству пресекать, тащить и не пущать. Те же лицензии, не создающие никаких конкурентных преимуществ (то есть, не приводящие к пользе для потребителей, за которую бы они согласились платить) заставляют владельцев лицензий вместе с государством бороться с «теневиками» и так далее.
В итоге, каждый из нас всегда является немного жертвой и немного агрессором. В Украине, да и в других местах, социальный конфликт существует не между «богатыми» и «бедными» и уж тем более не между «властью» и «народом». Он существует между всеми членами общества за право залезть другому в карман и в личную жизнь. И если это не война всех против всех, то я тогда не знаю, как это еще называется.