Бізнес
Технології
Повод для апгрейда. Резкие колебания курса гривни привели к массовым неплатежам украинских IT-компаний
Во время падения спроса на автоматизацию и информационные технологии айтишники автоматизируют собственные бизнес-процессы.
Нарастающий мировой финансовый кризис отозвался в Украине кризисом ликвидности банков и падением мировых цен на основные продукты украинского экспорта. В сфере информационных технологий запрет на рост кредитных портфелей банков повлиял как на потребительский, так и на корпоративный спрос, а резкие колебания курса гривни привели к нестабильной работе каналов продаж и массовым неплатежам.
Проблемы
Несмотря на радужные прогнозы первой половины года, сегодня показатели рынка высоких технологий резко снизились. По данным аналитического агентства IDC, объемы поставок настольных компьютеров и серверов в IV квартале 2008 г. сократятся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25–30%. Наименьшее падение будет наблюдаться в сегменте мобильных ПК, спрос на которые остается высоким. При благоприятных обстоятельствах объемы поставок ноутбуков останутся на уровне 2007 г.
«В результате системного кризиса, охватившего украинскую экономику, рынок ПК в текущем году не достигнет планируемого объема, — подчеркивает Сергей Мащенко, аналитик киевского офиса IDC. — По сравнению с 2007 г. рост составит менее 20% вместо ожидавшихся 30%». Отсутствие потребителя в магазинах также связано с глобальным спадом в экономике. Люди стали меньше покупать продукции, не относящейся к товарам первой необходимости, в том числе имиджевых ноутбуков и коммуникаторов. Сейчас новые приобретения будут осуществляться на основании здравого смысла и экономических выгод.
И для производителей, и для продавцов информационных технологий наступили трудные времена. По мнению руководителей компаний—членов Ассоциации предприятий информационных технологий Украины, на сегодняшний день существует несколько основных факторов, критически влияющих на их деятельность. Это увеличение случаев несвоевременной оплаты за поставленную продукцию; уменьшение возможностей кредитования операций производства и торгового оборота; потери от колебаний курсов валют; сокращение темпов роста рынков IТ-товаров. Основная причина застоя на рынке — это, конечно же, общая стагнация экономики. По словам Александра Федченко, президента компании «Инком», сегодня крупнейшие клиенты IT-компаний — финансовые учреждения и промышленные предприятия — заморозили порядка 70% проектов до лучших времен, а 20–30% из них заказчики решили вообще закрыть. Кроме того, существенно ухудшилась ситуация с платежами по выполненным работам.
То, насколько сильно рецессия ударит по участникам рынка высоких технологий, будет зависеть от ее продолжительности. Но уже сейчас ясно: если кризис затянется на год, то не у всех компаний хватит запаса прочности для его преодоления.
Решения
«Все, что не убивает нас, лишь делает нас сильнее!» — сегодня именно этот девиз используют руководители IТ-рынка для поддержания боевого духа в своих компаниях.
К примеру, г-н Федченко утверждает, что есть всего две стратегии действия для компании в условиях кризиса. Первая — окопаться и переждать. Оставить все как есть — просто немного затянуть пояса, научившись выживать на более скромные доходы, чтобы преодолеть тяжелые времена и дождаться, пока рынок вернется к идеальному состоянию. Правда, у этой стратегии нет будущего. А вторая заключается в том, что кризис — это благо, возможность для умелых сотрудников, управленцев, компаний развиваться, а для неумелых — уйти.
По мнению президента «Инкома», если ситуация изменилась и поведение компании не соответствует новым условиям, то бизнес должен измениться также. Следует направлять усилия как извне — активно искать новые рыночные возможности, разрабатывать и продвигать новые, востребованные сейчас рынком продукты, так и внутри предприятия — увеличивая эффективность работы как процессов, так и отдельных сотрудников.
Кризис, по мнению топ-менеджеров, хорошее время для того, чтобы провести реформирование компании, ведь только сейчас у ключевых сотрудников появляется для этого дополнительное время. И нужно помнить не только о ближайшей, но и о дальнейшей перспективе. Виталий Тищенко, генеральный директор компании «ABBYY Украина», утверждает, что сокращение персонала в ближайшей перспективе — эффективный метод оптимизации затрат. Однако в дальнейшем можно столкнуться с тем, что после окончания трудных времен у компании не будет ресурсов для обеспечения роста. По словам г-на Тищенко, кризис делает ситуацию на кадровом рынке более благоприятной для работодателей. В частности, появляется больше кандидатов на вакансии, да и работники не разрываются под натиском кадровых агентств. А еще кризис позволяет руководителю увидеть, кто из сотрудников на что способен, поскольку именно в это время раскрываются лучшие и худшие свойства человека.
Прогнозы
Сегодня многие из крупных игроков финансовой и промышленной отраслей, относящихся (наравне с телекоммуникационной) к основным потребителям IТ-решений и услуг корпоративного уровня, активно минимизируют расходы. Поэтому спрос на IТ в последующие пару лет может установиться на минимально необходимом уровне. Но это не повод отчаиваться. Как считает Юрий Лисецкий, генеральный директор «Эс энд Ти Украина», даже если краткосрочная перспектива выглядит не слишком привлекательно, необходимо помнить, что вслед за спадом всегда идет подъем, а после каждого кризиса экономика выходит на качественно новый уровень. Такая тенденция, по его мнению, дойдет и до Украины: «Нынешняя рецессия породит в финансовом и промышленном секторах отложенный спрос на IТ-товары и услуги. А кроме того, в кризисных ситуациях всегда открываются новые возможности. Компании, нацеленные не только на выживание, но и на укрепление позиций, будут стремиться к обретению и совершенствованию инструментов конкурентной борьбы, среди которых IТ являются одним из самых важных».
Итак, рецепт выхода из кризиса от руководителей IТ-компаний — это внутренняя оптимизация, сохранение хороших отношений с клиентами и внедрение только тех решений, которые непосредственно и уже сегодня влияют на функционирование бизнеса покупателей IТ-решений. Соблюдая этот рецепт, участники IТ-рынка могут смотреть в будущее с умеренным оптимизмом.
КОРИФЕЙ
СТИВ ДЖОБС (Steve Jobs),
53 года, американец
основатель и исполняющий директор
американской корпорации Apple (США)
Миссионер эры цифровых технологий
Не имеет полного высшего образования (был отчислен с первого курса колледжа по собственной инициативе).
Инициатор создания первого в мире персонального компьютера Apple.
Занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую низкую годовую зарплату в должности управляющего ($1 в год).
Бизнес-решения принимал без оглядки, руководствуясь принципом: «Нет ничего невозможного!». В связи с этим принимал много инновационных и, на первый взгляд, абсурдных решений.
Операционная система от APPLE могла бы быть на месте Windows, но Стив Джобс не захотел читать бизнес-план фирмы-производителя IBM в сто страниц и выбросил его в корзину.После увольнения из APPLE в 1985 г. Стив Джобс купил студию PIXAR у создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса всего за $10 млн, а после возвращения в APPLE продал ее компании DISNEY в 2006 г. за $7,4 млрд.
Оценка материала:
Повод для апгрейда. Резкие колебания курса гривни привели к массовым неплатежам украинских IT-компаний29.12.2008