Бізнес
Технології
Российский связной. Гендиректор компании МТС-Украина Андрей Дубовсков считает бизнес-литературу бесполезной
В интервью Контрактам Андрей Дубовсков, генеральный директор компании «МТС-Украина», рассказал о том, что: 1) у него никогда не было никаких амбиций 2) управление собственным бизнесом обучает не хуже, чем курсы МВА 3) в жизни человека происходит то, во что он верит 4) соглашаться можно со всем, исключая криминал и моральную нечистоплотность.
Вы окончили ВГИК по специальности «режиссер художественного кино- и телефильма», но стали менеджером телекоммуникационной компании. Как так получилось?
— Я окончил институт и получил предложение работать в телекоммуникационной отрасли. Сотовая связь была новым для России бизнесом — мне стало интересно. Пошел работать — не пожалел.
Кто вам сделал такое предложение, ведь вы наверняка общались в творческой среде актеров и режиссеров?
— Актеры, режиссеры — люди состоявшиеся, а я был всего лишь студентом. Не налаживал никаких связей в кинематографической среде, специально не развивал себя. Просто когда-то решил, что хорошо было бы учиться во ВГИКе и стать режиссером, снимать фильмы и учить людей добру.
Андрей Дубовсков не любит
рассуждать на левые темы
До ВГИКа я замечательно работал на заводе кузнецом, молотил по горячему металлу и радовался жизни. Летом подумал, что можно отослать свои документы в какой-нибудь вуз. И отправил их во ВГИК. Перед тем как сдавать экзамены, нужно было пройти творческий конкурс — как-то выразить свою творческую личность. Сочинил несколько рассказов, в одном из них, например, описал свою работу на заводе. Приемная комиссия ВГИКа почему-то сочла представленные материалы достойными того, чтобы дальше общаться с их автором, и пригласила меня на экзамены.
У вас разве не было амбиций стать выдающимся режиссером?
— Никогда. У меня вообще никогда в жизни не было никаких амбиций, я не претендовал на что-то исключительное. Мне вообще стыдно на эту тему говорить. Есть люди, создающие фильмы, очень хорошие фильмы, а я — человек, который никогда ничего не снял, — вынужден достаточно часто на подобные темы рассуждать. Это стыдно.
Но можно ли сделать карьеру в киноиндустрии без амбиций стать лучшим? И вы ведь, чтобы стать студентом ВГИКа, прилагали усилия: писали рассказы для творческого конкурса. Зачем? Поступили бы, например, в торгово-экономический.
— А я до этого учился в других вузах — Ленинградском институте киноинженеров, Ростовском инженерно-строительном институте, на подготовительном факультете физического факультета Ростовского университета. Но ни один из них не окончил — на каком-то этапе терял интерес к учебе. Наверное, искал себя.
Почему же в конце концов остановили свой выбор на телекоммуникациях?
— Если бы мне предложили работу где-то в другом месте, пошел бы туда. И на завод мог пойти работать. Хотя во время учебы во ВГИКе два или три сезона подрабатывал у своего мастера, который снимал тогда картину. Формально это называлось ассистент режиссера, реально же я делал все подряд: и чертил, и писал, и водителем работал, и чемоданы таскал с оборудованием — всячески помогал съемочной группе, чтобы она могла нормально функционировать.
С чего начался ваш путь в бизнесе?
— Предложение стать менеджером проекта мне поступило от люксембургской коммуникационной компании Millicom International Cellular. Она тогда инвестировала в неразвитые рынки. Жизнь ведь — цепь случайностей. В те времена квалифицированных кадров не было. Представители Millicom увидели, что есть человек с образованием, вроде говорит складно и что-то умеет. И решили: пусть он будет менеджером проекта.
Millicom International не была оператором, а создавала совместные предприятия, инвестировала в них, привносила новые технологии. Я был представителем этой компании в некоторых из ее СП. Затем несколько лет работал на других ее предприятиях.
Позже трудился в консалтинговой компании, оказывавшей услуги в области телекоммуникаций и сотовой связи, в шведской компании «Теле2» и наконец в МТС.
Когда между этими переходами вы успели организовать собственный бизнес?
— В начале 1999 года. Я к тому моменту уже знал, что нужно для создания оператора сотовой связи. Нашел партнеров — российскую телекоммуникационную компанию, которая до сих пор работает на рынке РФ, и организовал совместный бизнес. Мы купили оборудование, получили лицензию и начали строить сотовую сеть.
А говорите, лишены амбиций.
— Просто в тот момент понял, что так будет интересно, удобно, выгодно, правильно. И все. Я вовсе не хотел стать телекоммуникационным королем.
Но много ли рядовых менеджеров той же Millicom создавали собственные сотовые компании?
— Конечно, много. В 1990-е в России и Украине, когда экономика становилась рыночной, огромное количество людей, таких как я, пытались основать собственные компании. С 1991 года, когда в РФ появилась мобильная связь, российский регулятор выдал около 140 лицензий на предоставление подобных услуг. Сейчас же мобильных операторов там осталось десятка два с половиной.
Ваш бизнес был успешным?
— Я рассчитывал, что через пять лет у меня будет 100 тыс. абонентов. Но, конечно, такого не произошло — через год продал компанию. Тогда у нее было около 2–3 тыс. абонентов.
Почему?
— Компания работала в аналоговом стандарте, который к тому моменту уже был мало востребован. Кроме того, появлялись новые крупные компании с серьезными инвестициями, работавшие в цифровых стандартах. Наверное, в ретейле одежды можно работать и в формате крупной сети Marks & Spencer, и бутика. Но на таком массовом рынке, как мобильная связь, не думаю, что есть смысл существовать тысячам сотовых компаний. Поэтому здравый смысл заставил меня принять решение о продаже своего предприятия.
Работа в собственном бизнесе была для меня чем-то вроде МВА. Я чрезвычайно доволен тем жизненным и профессиональным опытом, который дал этот проект.
В МТС вы ушли из компании «Теле2», где работали региональным директором. Как отличается корпоративная культура шведского оператора мобильной связи от российского?
— Когда речь идет о компаниях такого уровня, оборот которых исчисляется в десятках миллиардов долларов, говорить о национальных особенностях корпоративного управления я бы не стал. Это уже однозначно интернациональные компании. В топ-менеджменте «Теле2» работали и англичане, и немцы, и шведы, и русские — кого там только не было. То же самое сейчас происходит в МТС.
Иностранный менеджер, занимавший руководящие посты на нескольких предприятиях корпорации «Система», которая владееи МТС, рассказывал, что в них действуют менее демократичные, чем в западных компаниях, принципы, больше напоминающие армейские. Вы считаете, что такой подход эффективен?
— Я глубоко убежден, что жизнь преподносит человеку то, во что он верит. Если человек верит, что он работает в компании с жесткой авторитарной системой управления, которая подавляет его личность, так и есть. Я вас уверяю, он будет чувствовать себя точно так же, даже если будет работать в детском саду. Если же человек верит в то, что он является системообразующим звеном в менеджменте компании, созидателем внутрикорпоративной культуры и политики, считает, что организует вокруг себя пространство в соответствии со своим видением, значит, так оно и есть.
Люди, рассказывающие о том, что они такие белые и пушистые, а проклятые начальники — деспоты и тираны, меня всегда поражают. Такое впечатление, что все делятся на две категории: всегда хороших подчиненных и всегда плохих начальников. У каждого есть своя мотивация, какую бы должность он ни занимал. Если ты умеешь понять мотив человека, который принимает то или иное решение, значит, правильно оценишь это решение.
Одно дело — понимать мотив, другое — соглашаться с решением.
— Соглашаться можно со всем, кроме криминала и моральной нечистоплотности. Все остальное — это уже просто иной взгляд на вещи. А у нас в любой компании тьма народу, считающего, что, кроме криминала и моральной нечистоплотности, ни в коем случае нельзя соглашаться еще с тем-то, тем-то и тем-то — список на талмуд. И когда жизнь все-таки заставляет людей с чем-то согласиться, они начинают стенать, какие же они бедные и несчастные, как их принуждают менять принципы. Не надо свою субъективную точку зрения возводить в догму и думать, что если что-то в нее не вписывается, то все вокруг не правы.
Ваш предшественник на посту генерального директора МТС-Украина Павел Павловский лично перевел книги Йонаса Риддерстрале и Кьелла Нордстрема «Бизнес в стиле фанк», «Караоке-капитализм», Джима Коллинза «От хорошего к великому» на русский язык. Что переводите вы?
— Я бизнес-литературу почти не читаю.
Почему?
— Ежедневный объем внутри- и околокорпоративной бизнес-литературы таков, что прочитать еще что-то, что объясняло бы мне то, что я вижу ежедневно, не представляется возможным. Что такое бизнес-литература? Это рассказ о том, какие в мире существуют методы, практики, примеры. Зачем они мне? Я ежедневно их наблюдаю в течение многих-многих лет с разных точек зрения: менеджера любого уровня, владельца, абонента.
То есть вы считаете бизнес-литературу бесполезной, по крайней мере для себя?
— Да, мне мало что даст какой-нибудь «Бизнес в стиле фанк» некого Риддерстрале.
Но в названиях вы ориентируетесь.
— Это все проклятая реклама. Она же все равно какое-то влияние на меня имеет.
Персона
Андрей Дубовсков родился в 1966 году
Образование: в 1993 году окончил ВГИК им. С. А. Герасимова
За что стыдно: за неправильно принятые решения
Чем гордится: ничем не горжусь, я не гордый человек
Жизненное кредо: нет
Хобби: нет
Последняя прочитанная книга: Брайан Бурроу и Джон Хельяр «Варвары у ворот»
Женат, воспитывает сына и дочь
Карьера
С 1993 года работал в таких компаниях, как Millicom International Cellular S.A., Millicom International Cellular B.V., ООО «Региональная сотовая связь», ЗАО «800» и других фирмах в Москве, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге
2002 — 2004 гг. — генеральный директор одной из компаний Группы «Теле2» в Нижнем Новгороде
2004 — 2006 гг. — директор филиала МТС в Нижнем Новгороде
2006 — 2007 гг. — директор макрорегиона МТС «Урал»
С декабря 2007 г. — работает в компании МТС-Украина
Компания
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — крупный оператор сотовой связи в России и странах СНГ, обслуживающий вместе с дочерними предприятиями более 87,26 млн абонентов. Население, проживающее в зоне действия сети МТС, — более 230 млн человек. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владеет 52,8% акций сотового оператора. 46,7% бумаг находятся в свободном обращении
МТС-Украина — 100%-ая дочерняя компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Охватывает более 97% территории Украины, на которой проживает 99% населения. Обслуживает свыше 18,60 млн абонентов
Доход за 2007 г.: $1,608 млрд
Оценка материала:
Российский связной. Гендиректор компании МТС-Украина Андрей Дубовсков считает бизнес-литературу бесполезной06.02.2009