Бізнес
Ринки та компанії
Рынок холодной логистики в Украине стабильно растет
На протяжении 2009–2013 гг. наблюдается стабильный рост объемов транспортировки продукции пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности коммерческим автотранспортом. Среднегодовой темп прироста объемов грузоперевозок составляет 10%.
Как отмечают аналитики компании Pro-Consulting, особенно активное наращивание автомобильных грузоперевозок продуктов питания отмечается в 2011–2012гг., когда объемы транспортировки достигали 10-12 млн тонн. По оценкам Pro-Consulting в прошедшем году коммерческие предприятия увеличили объемы автомобильных грузоперевозок на 6,7% до 13,7 млн тонн, что свидетельствует о росте потребительского спроса на услуги логистических операторов.
Перевозка большинства продуктов питания требует определенного температурного режима. Особенно это касается перевозки скоропортящихся, молочных, замороженных продуктов. При дистрибуции температурных продуктов ключевой особенностью является необходимость строго соблюдать температурный режим на протяжении всей логистической цепи, с фабричного конвейера до конечного потребителя.
Основным фактором, оказывающим влияние на работу логистических операторов, является потребительский спрос. В Украине наблюдается рост потребительского спроса на фреш–продукцию, в результате чего доля «температурных» товаров в структуре расходов украинца ежегодно увеличивается. В 2010 году удельный вес затрат на свежие продукты составил 61,3%, а в 2012 году показатель вырос до 65,1%. В денежном выражении по итогам 2012 года расходы на «температурные» продукты составляли 1153 грн в месяц на одно домохозяйство, что на 2% больше чем в 2011 году.
Качество, ассортимент и цены «температурных» товарных категорий определяют в современном ритейле уровень самой торговой сети и качество логистики оператора. Поэтому многие торговые сети уделяют огромное внимание вопросам организации качественной системы поставок именно фреш-продукции.
В канале современной торговли доля «температурных» товаров составляет от 20% до 35% от общего товарооборота в сетях и разнится между операторами (это связано со стратегией и форматом сети) и колеблется в зависимости от целого ряда факторов – в частности, сезонности. По итогам 9 мес. 2013 года удельный вес фреш-продукции в структуре продаж увеличился до 33% против 32% за 9 мес. 2012 года. За 9 мес. 2013 года в Украине объем розничного товарооборота «температурной» продукции увеличился на 12% и составил 39,5 млрд грн (за 9 мес. 2012 года – 35,2 млрд грн).