<
НОВИНИ ДНЯ: США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Дощі, грози та заморозки: синоптик розказвав, де чекати негоди до кінця тижня  Рецепт рибного супу з лососем  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°  Дощі не всюди та "цікава" температура. Синоптик дала прогноз на 25 квітня в Україні  Синоптикиня повідомила, коли відступлять холоди і до України повернеться тепловсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Елена Герасимова 05.02.2014 5218

Олигархический вектор: было ли экономическое обоснование разворота Украины в сторону Таможенного союза

Согласно данным Государственной службы статистики Украины, объемы торговли Украины со странами Таможенного союза (ТС) и странами ЕС примерно одинаковы. Так, по итогам января–сентября прошлого года доля ТС в общем объеме экспорта из Украины составила 31,7%, а импорта — 35,4%. За этот же период доля ЕС в общем объеме отечественного экспорта достигла 26,6%, а импорта — 36,7%. При этом объемы торговли с ТС сократились: экспорт — на 1%, а импорт — на 5,7%. Объемы же торговли с ЕС, наоборот, выросли: экспорт — на 4,2%, а импорт — на 4,8%.

«В страны ТС Украина экспортирует гораздо большее количество продукции с высокой добавочной стоимостью, чем в ЕС. Так, в первом полугодии минувшего года более 50% всего объема экспорта в ТС состояли примерно из равных долей таких групп товаров, как черные металлы и изделия из них; котлы, машины, железнодорожные локомотивы, ядерные реакторы; продукция пищевой промышленности и АПК. При этом более 50% всего объема импорта из ТС составляли углеводороды, преимущественно российский природный газ. В то же время 50% общего объема экспорта в ЕС состояли из продукции АПК и пищевой промышленности (где две трети приходится на зерновые), а также железорудного сырья и, в гораздо меньшей степени, черных металлов. Из ЕС Украина импортирует примерно в равных объемах очень широкий спектр товаров, многие из которых производит сама, в частности наземный транспорт; котлы, машины, ядерные реакторы; электрические машины; фармацевтическую и пищевую продукцию и т. д.», — рассказывает директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов.

Как отмечают в Госстате, тенденция к сокращению объемов экспорта отечественных товаров в Россию наметилась во втором квартале 2012-го и сохранялась вплоть до конца прошлого года. Так, с апреля 2012-го и до сентября 2013 года объем поставок украинских товаров на российский рынок уменьшался в среднем на 14,6% за квартал, а в целом объем реализации снизился на $4,2 млрд. При этом в июле–сентябре минувшего года — в период таможенной войны России с Украиной — объем экспорта сократился на 13,1%, или на $576 млн. «В случае если бы Россия развязала полномасштабную торговую войну с Украиной, в первую очередь под удар попали бы крупнейшие отечественные экспортно-ориентированные отрасли — металлургия, машиностроение, химическая промышленность и пищевая», — констатирует руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин.

В битве за металл

Уже сейчас объем поставок металлопродукции в ТС на 30% меньше, чем в ЕС. И не исключено, что в обозримом будущем этот показатель еще больше увеличится в пользу Европы. 20 ноября минувшего года в ТС было начато антидемпинговое расследование в отношении импорта украинского длинномерного проката, крупнейшими производителями которого являются ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» и меткомбинаты группы «Метинвест». В ЕС уже действуют антидемпинговые пошлины на этот же вид продукции в размере 51,8%, чем и объясняются сравнительно небольшие объемы ее поставок на этот рынок. Но введение подобных ограничений в ТС существенно сократит поставки.

«Пока что Метинвест является крупнейшим экспортером металлопродукции в ТС. Так, в первом полугодии 2013-го объем его реализации на этом рынке составил почти $750 млн», — констатирует старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Однако наряду с этим группа является крупнейшим экспортером в ЕС железорудного сырья, и объемы поставок на этот рынок данного вида продукции несоизмеримо больше — примерно 17 млн т в год на сумму свыше $1,5 млрд.

«При обострении торговых отношений с Россией, несомненно, в наибольшей степени пострадали бы предприятия групп «Метинвест» и «Интерпайп», в наименьшей — предприятия групп с российскими связями или корнями, возможно, «Донецксталь» и наверняка корпорация «Индустриальный союз Донбасса»», — предполагает Александр Куксин. В то же время в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС положение украинских металлопроизводителей на этом рынке могло бы несколько улучшиться. Хотя пошлины на длинномерный прокат, действующие в качестве инструмента борьбы с демпингом, вероятно, и не были бы отменены. Однако отечественные металлурги были бы застрахованы от возбуждения новых антидемпинговых расследований в отношении их продукции.

Безысходная труба

Почти равнозначные партнеры

 

23_1

Прошлым летом — в июле — произошло резонансное событие, радикально изменившее положение на рынке ТС украинских производителей труб: было отменено беспошлинное квотирование поставок стальных труб из Украины. Размер же пошлин остался без изменений: на разные виды труб производства трубно-колесной компании (ТКК) «Интерпайп» — в пределах 18,9–19,9%, а для других отечественных производителей — 37,8%. Естественно, объемы поставок украинских труб на этот рынок резко сократились.

В ЕС также действуют антидемпинговые пошлины на ввоз трубной продукции из Украины: на бесшовные трубы — от 12,3% до 25,7%, на сварные — от 10,7% до 44,1%.

Обложенная пошлинами с обеих сторон ТКК «Интепрайп» в первом полугодии 2013 года произвела почти 515 тыс. т труб: 23% реализовала в ТС и всего 8% — в ЕС. Как отмечают эксперты, в случае окончательного отказа Украины от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС положение ТКК «Интерпайп» на рынке ТС могло бы улучшиться. Но, учитывая, что Россия давно и успешно проводит в жизнь политику импортозамещения, Интерпайп в любом случае не мог бы рассчитывать на стабильное положение и долгосрочные перспективы. «По большому счету, ТС был создан прежде всего в угоду интересам России и в гораздо меньшей степени — других его членов», — подчеркивает Александр Куксин. «Отказ от ассоциации с ЕС увеличивает шансы Интерпайпа либо на возобновление действия квоты на поставки труб в ТС, либо на сокращение размеров пошлин, но мы оцениваем вероятность подобного сценария на уровне 75% и менее», — добавляет аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.

В то же время рассчитывать на то, что подписание Соглашения привело бы к росту объемов поставок труб в ЕС, и вовсе не приходится. «Действующие сейчас пошлины установлены на довольно низком уровне и являются защитной мерой, а потому — в любом случае ни пересмотрены, ни отменены не будут», — подчеркивает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.

В едином российском порыве

2 декабря прошлого года на крупнейших машиностроительных предприятиях Украины состоялись многочисленные собрания в поддержку решения власти об отсрочке подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Как сообщила пресс-служба Министерства промышленной политики Украины, эти компании, ориентированные преимущественно на рынки стран СНГ, пока не готовы в довольно сжатые сроки перейти на работу по евростандартам и нуждаются не только в некоторой временно'й форе, но и в значительном финансировании.

«Действительно, в 2012 году 69% продукции, произведенной в отечественном машиностроении, было экспортировано в страны СНГ. В январе–августе 2013 года этот показатель почти не изменился и сейчас составляет 66%, из которых 39% — доля котлов, машин и ядерных реакторов, 37% — железнодорожной техники и 18% — электрического оборудования», — рассказывает старший аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко.

Речь идет в первую очередь о таких вагоностроительных предприятиях, как «Азовмаш», Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы, «Днепровагонмаш», которые поставляют в Россию 80–90% собственной продукции, а также о таких крупных компаниях энергетического машиностроения, как «Запорожтрансформатор» (80% экспорта в СНГ) и Сумское НПО им. Фрунзе (82%). В сотрудничестве с бывшими республиками СССР заинтересованы и крупнейшие автомобилестроительные компании — ЗАЗ и «Богдан Моторс», которые до введения утилизационного сбора поставляли в Россию 40–50% своей продукции, но после этого вынуждены были сократить объемы экспорта в этот регион в 4,5 раза. Почти 60% продукции реализует на российском рынке «Мотор Сич» и многие другие компании.

На рынке же ЕС наши машиностроители реализовывают не более 20% своей продукции (58% этого объема приходится на продукцию электрического машиностроения). Неудивительно, что именно машиностроители активнее всех выступали за разворот в сторону ТС.

Формула для химпрома

Ближе к Европе


24_1

Одним из ключевых аспектов украинской экономической дилеммы «ЕС или ТС» является зависимость от российского природного газа. Кроме государства в лице Нафтогаза, импортерами голубого топлива в Украине являются три частные компании — Ostchem Holding, ДТЭК и ВЕТЭК. «ДТЭК импортирует газ с середины июля прошлого года из Европы в сравнительно небольшом объеме — по итогам года он составил почти 0,7 млрд куб. м. А вот Ostchem начал самостоятельные закупки газа в России в 2011 году, импортировав 4,8 млрд куб. м, в 2012-м — 6,8 млрд куб. м, а в 2013 году этот показатель, скорее всего, достиг 13 млрд куб. м», — уточняет старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Цену, по которой частные импортеры закупают газ, эксперты назвать затрудняются. Известно лишь, что партия газа в размере 5 млрд куб. м, приобретенная компанией Ostchem за счет кредита Газпромбанка в ноябре прошлого года, то есть примерно за месяц до достижения последних украинско-российских газовых договоренностей, обошлась ей в $268,5 за тысячу кубов.

Примерно в это же время председатель совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ заявил о том, что для него не имеет значения, в каком направлении будет двигаться Украина — в ЕС или ТС. «Для меня, как для бизнесмена, самое важное — не потерять ни те возможности, которые может дать ЕС, ни те, которые может дать ТС. Мы с марта 2013 года ведем с представителями ЕС работу по поводу стандартов, а наряду с этим у нас создана рабочая группа, которая ведет диалог с ТС», — пояснил бизнесмен.

«Действительно, география сбыта компании Ostchem весьма разнообразна, а его структура полностью диверсифицирована. Что же касается вопроса обеспечения его предприятий сырьем, то, как показывает практика, он всегда имел положительное решение вне зависимости от внутриполитической ситуации или внешнеполитического вектора страны», — отмечает Александр Куксин.

В чьих интересах?

Как кажется на первый взгляд, крупному украинскому бизнесу было бы выгоднее более плотное и стабильное сотрудничество с Россией, особенно — в краткосрочной перспективе. «Разумеется, сейчас ТС — приоритетный рынок для продукции с более высокой добавочной стоимостью, а значит, и для таких бизнесменов, как Ринат Ахметов (горно-металлургический комплекс) и Виктор Пинчук (трубы, колеса, прокат). Более того, он принципиально важен для машиностроителей, таких как Вадим Новинский, Вячеслав Богуслаев (Мотор Сич), Георгий Скударь (НКМЗ), Валентин Ландык (Норд) и другие», — констатирует Андрей Попов.

В то же время при более внимательном рассмотрении оказывается, что этот рынок несет в себе большие риски сокращения поставок или уже давно сужается для группы «Метинвест», вагоностроителей и ТКК «Интерпайп». Рынок ЕС, по крайней мере сейчас, не может стать для них полноценной альтернативой, но им все равно приходится решать проблему переориентации экспорта на другие рынки и его диверсификации. «Вследствие этого, а также потому, что Украина все более превращается в банановую республику, крупному украинскому бизнесу и в самом деле не так уж важно, каким будет внешнеполитический вектор Украины. И хотя такие товары, как железорудное сырье, электроэнергия и аграрное сырье всегда и везде будут пользоваться спросом, при условии создания ЗСТ с Евросоюзом условия для их экспорта будут более благоприятными», — отмечает Андрей Попов. То есть крупнейшим поставщикам этих видов продукции — компаниям «Метинвест» и ДТЭК, входящим в состав группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ), а также производителям зерна и семян подсолнечника — ассоциация с ЕС весьма выгодна.

В конечном счете, как полагают эксперты, именно отсутствие перспектив на рынке ТС в долгосрочной перспективе будет подталкивать украинский бизнес все ближе и ближе к Евросоюзу. И это может стать для экономики Украины таким же мощным стимулом к структурным трансформациям и модернизации, каким могла бы быть сохранявшаяся до последнего времени высокая цена на российский газ.

Оценка материала:

3.67 / 6
Олигархический вектор: было ли экономическое обоснование разворота Украины в сторону Таможенного союза 3.67 5 6
Бізнес / Економіка
 Елена Герасимова 05.02.2014 5218
Еще материалы раздела «Економіка»