<
НОВИНИ ДНЯ: В Україні об'єднують університети. Навіщо це роблять і хто підпаде під укрупнення  Тепле, проте не спекотне: синоптикиня розповіла, чого чекати від погоди цього літа  Перед вихідними в Україні будуть дощі та грози: де знадобиться парасолька   На 26 квітня в Україні прогнозують дощі та грози  В Україні 26 квітня дощі та грози, на південному сході прогріє до 26°  Частину областей накриють дощі, попереджають про грози й туман: погода на 26 квітня  Прогноз погоди на 26 квітня: де знову очікуються сильні заморозкивсі новини дня
Бізнес
Економіка
10.12.2014 3889

Как превратить Украину в энергонезависимое государство: учет тепла в жилом фонде

Вместо того, чтобы выбрасывать миллиарды бюджетных средств на дотации и субсидии, правительству пора разработать и внедрить программу по оснащению всего жилого фонда приборами учета и регулирования тепла и воды. И тогда мы сможем пережить не только эту зиму, но и, наконец, превратиться в энергонезависимую страну.

В настоящее время экономика Украины переживает  не лучшие времена. По сообщению Госкомстата Украины, спад промышленного производства в октябре 2014 года по сравнению с октябрем 2013 г. ускорился почти вдвое и составил 16,3%. При этом за январь-октябрь 2014 г. к аналогичному периоду 2013 г. снижение производства достигло уже 9,4%. Горячие политические новости и события поднимают градус дискуссий в квартирах украинцев, но уж точно не  согревают их. А надвигающиеся морозы ставят непростые вопросы перед правительством и населением. Чем и как топить в эту зиму? Как распределить энергоресурсы, чтобы хватило на весь отопительный сезон? А главное - сколько это тепло будет стоить нам? Вопросы более чем актуальные. Часть из них население может решить самостоятельно, но без политических решений не обойтись.

Как удешевить тепло

Действительно, давайте посчитаем: установка одного теплосчетчика на  многоквартирный жилой дом обойдется  50-60 тысяч гривен, окупается он, как правило, за один отопительный сезон. А реальная сумма оплаты за тепло в год на квартиру в жилом доме с теплосчетчиком будет на 15-20% меньше,  чем у соседей в жилом доме без теплосчетчика. Приведем пример: за 2013-2014 гг компанией «СЕМПАЛ» было установлено 750 теплосчетчиков в жилых домах Шевченковского района г. Киева. По итогам прошлого отопительного сезона средняя экономия жильцов при оплате за отопление  составила 22,65%.

Как правило, начав считать свои деньги и осознанно вести учет, люди быстро «переформатируют» свое сознание и приходят к пониманию того, что утепление подъезда, окон сэкономит для них еще 3-5% тепла, а дополнительное снижение температуры в батареях при потеплении на улице в результате регулирования сбережет еще до 10%. При новых существенно повышенных тарифах и недогретых батареях экономия для людей получается очень существенной.

Вариант установки квартирных теплосчетчиков, как правило, оказывается намного более дорогостоящим для жильцов, чем установка одного теплосчетчика на весь дом, поскольку основные статьи затрат совпадают. Дело в том, что как и при установке общедомового прибора учета, для установки теплосчетчика в квартиру жильцу необходимо оплатить сам прибор с сопутствующей арматурой, проект, согласование его с теплоснабжающей организацией, монтаж прибора и постановку его на коммерческий учет. Как правило, эта сумма составляет не менее 4500 грн. Поскольку в большинстве домов жилого фонда Украины разводка труб отопительной системы вертикальная (несколько стояков в одной квартире), то и теплосчетчиков может понадобиться несколько. Соответственно пропорционально возрастут и затраты жильца. При этом надо не забывать о неизбежных расходах на косметический ремонт квартиры после монтажа узла учета.

Таким образом, на сегодняшний день установка общедомовых приборов учета на многоквартирные жилые дома является более приоритетной и легко реализуемой задачей по сравнению с установкой индивидуальных квартирных теплосчетчиков.

Откуда образовался долг перед Газпромом

Многолетнее отсутствие внятной государственной политики поддержки и развития отечественного производственного сектора энергосбережения, а также прямого и прозрачного финансирования внедрения энергосберегающих технологий во всех сферах экономики, привело Украину к жалкому состоянию вечного должника за потребленные энергоносители.

Более того, именно отсутствие такой политики явилось одной из причин нынешнего военного противостояния. Ведь после газовых конфликтов 2005-2006, а также 2008-2009 гг, цена на российский газ для Украины выросла. При этом сложнее всего пришлось предприятиям металлургии и химпрома, а также энергогенерирующим компаниям. Но и для остальных сфер украинской экономики рывковое повышение цен на газ стало тяжелым ударом, повлиявшим на конкурентоспособность их отпускных цен. Поэтому большинство коммерческих предприятий стало всерьез заниматься экономией энергоресурсов и вкладывать средства в энергоучет и энергоэффективность.

Однако население этих проблем не ощутило. Все правительства любой ценой удерживали для него низкие тарифы на газ и тепло. Конечно, все понимали, что именно многоквартирные жилые дома являются одним из крупнейших потребителей самых дорогих стратегических энергоресурсов Украины - газа и тепловой энергии. Но про энергосбережение в жилом фонде никто особо не беспокоился. Сколько бы там не расходовалось топлива – при такой тарифной политике все оплачивали «прочие потребители»! То есть, производственные и коммерческие предприятия.

Такая беспечная политика, когда государство оплачивало разницу между тарифами для населения и тарифами для «прочих потребителей», привела к образованию порочной цепи многомиллиардных долгов. Из Госбюджета местным советам не были перечислены субсидии для погашения разницы в тарифах. Городские бюджеты, в свою очередь, не перечислили компенсационные средства на счета местных теплокоммунэнерго. И те по итогам 2013 года задолжали НАК "Нафтогаз Украины" за газ астрономическую сумму: 27 000 000 000 грн (примерно 3,5 млрд. долларов по текущему курсу)! Отсюда – и долг Украины перед «Газпромом».

Таким образом, одной из существенных причин последнего политического кризиса в Украине можно считать отсутствие налаженного современного учета и регулирования теплоэнергоресурсов в дотационном жилом секторе Украины. Частью этого кризиса были и Майдан, и последовавшая за ним тяжелая многомесячная война, отключение газа, огромный бюджетный дефицит и необходимость обращаться за многомиллиардными кредитами в международные финансовые организации.

Курс на энергосбережение

Все это можно исправить, если государство целенаправленно возьмет курс на энергосбережение. Наш опыт установки многих тысяч теплосчетчиков в сотнях городов Украины показывает, что после ввода прибора в эксплуатацию люди сами начинают бороться на снижение энергозатрат - утеплять подъезды, вставлять пластиковые окна, покупать регуляторы температуры. Таким образом, если счетчик тепла будет стоять в каждом доме, Украине не нужно будет такое колоссальное количество ежегодно закупаемого газа.

Но пока счетчиков чрезвычайно мало. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минрегиона, по состоянию на 01.07.2014г. фактический уровень оснащенности многоквартирных жилых домов Украины современными средствами коммерческого учета составил:

 

  • узлы учета холодной воды - 54720 домов, или 32,9% от необходимого количества;
  • узлы учета горячей воды - 7578 домов, или 18,0 % от необходимого количества;
  • узлы учета тепловой энергии - 37964 домов, или 35,6 % от необходимого количества.

 

Причем если по счетчикам холодной воды и счетчикам тепловой энергии средний процент оснащения жилых домов за последние 2 года увеличился на 3,6% и 1,9% соответственно, то по счетчикам горячей воды с 2012 г. динамика отрицательная – количество оснащенных домов сократилось на 2,7%! При сохранении таких «передовых» темпов весь жилой фонд Украины будет оснащен теплосчетчиками примерно через 50 лет. А если учесть, сколько за это время выйдет из строя ранее установленных приборов – то НИКОГДА.

Итак, в нашей стране никто не знает, как в 2/3 жилых домов распределяются и расходуются самые «газопотребляющие» ресурсы – отопление и горячая вода. Никто не знает, с каким же реальным КПД используется тепло в жилом фонде. Поэтому неизвестно, обосновано ли планируемое правительством резкое повышение тарифов для населения в 2,8 раза за ближайшие 4 года.

А ведь на десятки миллиардов госбюджетных гривен, бездарно выброшенных на  хитроумные «экономически обоснованные» схемы разнообразных дотаций и субсидий, можно было бы уже давно и несколько раз оснастить весь жилой фонд приборами учета и регулирования тепла и воды и превратить, наконец, Украину в относительно энергонезависимую страну. Такая программа может объединить нацию вокруг простой и понятной идеи экономии энергоресурсов и внедрения энергоэффективных технологий. Людям быстро станет понятно, что государство (власть) сделала что-то конкретно лично им – поставила счетчик с регулятором, и теперь они станут платить меньше. В итоге  существенно снизится объем газа, закупаемого Украиной для внутренних нужд. А привлечение к программам энергосбережения  конкурентоспособных украинских производственных предприятий и проектно-монтажных организаций обеспечит подъем экономики страны.

Покрас С., генеральный директор компании «СЕМПАЛ», к.т.н.

Покрас А., директор компании «СЕМПАЛ», к.т.н.

Оценка материала:

5.00 / 1
Как превратить Украину в энергонезависимое государство: учет тепла в жилом фонде 5.00 5 1
Бізнес / Економіка
10.12.2014 3889
Еще материалы раздела «Економіка»