Бізнес
Ринки та компанії
В 2010 году украинский авторынок продолжит падение
Сегодня автомобильный рынок Украины находится на уровне рынка 2003 г. В 2010 г. украинский автомобильный рынок продолжит падение – всего будет реализовано около 150 000 легковых автомобилей и порядка 12 000 единиц коммерческой техники.
«Уходящий 2009 г. его объем украинского авторынка уменьшился на 74%. К концу года будет продано около 163 000 легковых автомобилей», — прогнозирует маркетинг-директор группы компаний «АИС» Юлия Птицына.
По предварительным подсчетам, к концу 2009 г. будет продано около 163 000 легковых автомобилей. По сравнению с предыдущим годом, рынок упал на 74%, и сегодня находится на уровне автомобильного рынка Украины 2004 г. Наиболее популярными в этом году стали автомобили С-класса, на втором месте – автомобили класса В и SUV. Средняя цена автомобиля составила $19 044.
Рынок коммерческих автомобилей в 2009 г., по сравнению с предыдущим годом, упал на 67,5%, и составил около 12 500 автомобилей. Наибольшим спросом пользовались коммерческие автомобили с грузоподъемностью до двух тонн. Также в 2009 г. было продано около 2 000 автобусов и порядка 5 200 крупных грузовых автомобилей, что на 72% меньше, нежели было реализовано годом ранее.
«Существует несколько первопричин, диктовавших условия развития автомобильного рынка в этом году. Эти же факторы повлияют на рынок в следующем году. Во-первых, существенно снизились все макроэкономические показатели. В первом квартале этого года падение ВВП достигло 20%. Объем строительства за 11 месяцев сократился почти вполовину, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, спрос на грузовую технику уменьшился. В среднем, номинальная заплата выросла на 5%, однако реальная заработная плата уменьшилась», — отмечает Юлия Птицына.
Во-вторых, практически исчез рынок кредитования — в 2009 г. он сократился на 96% по сравнению с предыдущим годом. Сегодня в кредит продается лишь 5% автомобилей. В начале года процентная ставка была очень высокой — до 27-30% годовых. Лишь к концу года она снизилась до 18-20% годовых. Но уже можно сказать, что финансовый рынок «оживает», банки предлагают новые кредитные программы, вернулись и беспроцентные кредиты.
Третьим фактором, повлиявшим на рынок в 2009 г, стала цена автомобилей. Тот оператор, кто предлагал минимальную цену на автомобили, сразу вырывался в лидеры. В этом году именно цена стала определяющей в выборе той или иной модели. Ситуацию подогревали и привлекательные ценовые предложения на автомобили, выпущенные в 2008 году.
Все факторы, влияющие на рынок в этому году, будут действовать и в следующем. Однако, автомобильный рынок, хотя и не продемонстрирует рост продаж, зато будет стабильным. Предварительный прогноз на 2010 г. — около 150 000 легковых автомобилей, что на 12% меньше, нежели в 2009 г. В следующем году бренды не будут часто перемещаться в общем рейтинге – все операторы рынка уже адаптировались к новым условиям, и будут предлагать реальные цены.
Также в 2010 г. будет реализовано около 12 000 коммерческих автомобилей, что соответствует итогам этого года. Существенно не изменится рынок тяжелых грузовых автомобилей и автобусов. По предварительным прогнозам, в 2010 г. будет продано порядка 5 000 единиц грузовой техники и около 1 800 автобусов.